ООО "Корн-Аудит"
НДС является косвенным налогом и косвенно влияет на цены товаров, работ и услуг. В 2018 году дискуссия о повышении налога привела к увеличению ставки НДС, а следовательно, цены на бензин, продукты, коммунальные услуги увеличатся. Существует и ряд других поправок, которые очень важны в 2018 году.
Повышение НДС
Напомним, что в настоящее время ставки НДС установлены в ст. 164 НК РФ:
-
0% - льготная ставка для экспортеров, а также при оказании услуг по международной перевозке (п. 1 ст. 164 НК РФ).
-
10% - льготная ставка для определенных медицинских и продовольственных товаров, печатных изданий и товаров для детей (п. 2 ст. 164 НК РФ).
-
18% - основная ставка, действует в отношении всех операций, не подпадающих под льготы.
С 2019 года общая ставка увеличится до 20%.
Какие последствия будут связаны с повышением НДС?
Во-первых, по мнению Минэкономразвития, рост ВВП в 2018 году составит 1,9%, в 2019-м затормозится до 1,4% (ранее ожидалось 2,1 и 2,2% соответственно). Рост инвестиций в 2018 году составит 3,5% (вместо ожидавшихся ранее 4,7%), а в 2019 году замедлится до 3,1% (вместо 5,6% в предыдущей версии прогноза, не учитывавшей налоговые изменения).
Во-вторых, увеличится уровень инфляции, напомним, что в настоящее время, по оценкам Центробанка, составляет 4%. Но сегодня Центробанк достаточно аккуратно относится к оценкам конкретных показателей, говоря о том, что показатель инфляции временно превысит показатели 2018 года. к концу 2018 г. приближения инфляции к уровню 4% под действием ряда факторов устойчивого и неустойчивого (разового) характера. К первым относится некоторое повышение относительно прошлого года темпов роста наиболее устойчивых компонент индекса потребительских цен, слабо подверженных действию временных факторов. Ко вторым можно отнести нормализацию динамики цен на продовольствие (переход от дефляции к умеренной инфляции), влияние на цены ослабления рубля и опережающее повышение цен некоторыми производителями в преддверии увеличения базовой ставки НДС до 20%", - заключает ЦБ.
В целом, поправка является негативной поскольку компаниям, которые работают с НДС придется продумывать варианты снижения налогообложения, например, путем перехода на специальные налоговые режимы. Для физических лиц поправка связана с повышением цен, поскольку конечная нагрузка ложится на конечного потребителя.
Появление новых налоговых агентов по НДС
В 2018 году введен новый эксперимент в отношении налоговых агентов по НДС.
можно отметить обложение НДС реализации вторичного алюминия, лома, отходов цветных и черных металлов, сырых шкур животных. При этом покупатели обязаны сами перечислять в бюджет НДС (изм. ст. 161 НК РФ). Покупатели этих товаров должны исчислять налог расчетным методом и уплачивать его в бюджет (вне зависимости от того, являются они или нет плательщиками НДС), а также необходимо подать электронную декларацию в ИФНС по ТКС (не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом).
Выдержка из закона: "Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет НДС вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками НДС или нет" (подп. «б» п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Т.е. ИП и юр. лица, применяющие спецрежимы не освобождаются от обязанностей налогового агента.
Продавцы же теперь должны проставлять в договоре и первичном учетном документе запись: «Без налога (НДС)» (пп. 6 п. 8 ст. 161 НК РФ).
Продавцу придется исчислить НДС, если:
-
поставщик обманет покупателя - безосновательное проставление отметки в договоре об отсутствии НДС (пп. 7 п. 8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ).
-
при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим, но потерял на это право «задним числом» (пп. 8 п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ).
-
если лом приобретает физ. лицо, не являющееся ИП (п. 3.1 ст. 166, п. 1 ст.168 НК РФ.
НДС исчисляется на день отгрузки или на день оплаты (в зависимости от того, какая из этих дат будет раньше).
При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ).
На вычет исчисленного НДС имеет право налоговый агент, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).
Среди положительных аспектов, которые связаны с данной поправкой можно отметить более жесткое регулирование рынка металлолома. Так, государство будет отслеживать металлотрейдеров, которые уходят от НДС и допускают разрывы в уплате.
Но среди негативных последствий можно отметить увеличение «серого» рынка торговли металлами, а также попытки переквалификации договора металлотрейдерами, например, реализация может заменяться экспедиционным сопровождением или перевозкой. Еще один вариант «серой» оптимизации связан с переносом места реализации в другую юрисдикцию с целью минимизации налогов.
Определенные проблемы могут возникать у налоговых агентов, которые применяют упрощенную систему налогообложения. На вычет исчисленного НДС имеет право налоговый агент, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ). Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.
Вычеты по бюджетным субсидиям
С 2018 года запрещено производить вычеты по НДС по бюджетным субсидиям (ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ; п. 2.1. ст. 170 НК РФ). Внесены изменения в ст. 170 НК РФ.
Сумма налога, учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя. [2] То же правило применимо при строительстве зданий на бюджетные деньги и бюджетные инвестиции.
Ранее полученный вычет, если товар или услуга приобретается налогоплательщиком, а потом он получает субсидию, необходимо восстановить при получении денежных средств (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Такая поправка касается прежде всего ФГУПов и бюджетных организаций.
НДС в отношении покупателей услуг в электронной форме
В 2019 году вносятся поправки в законодательство в отношении электронной торговли. С 1 января 2019 года вносятся изменения в ст. 174.2 НК РФ. Так, иностранный поставщик должен зарегистрироваться в налоговых органах.
Налоговыми агентами при оказании электронных услуг с 1 января 2019 года признаются посредники, осуществляющие деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги (а при участии в расчетах нескольких посредников налоговым агентом признается посредник, осуществляющий расчеты непосредственно с покупателем независимо от наличия у него договора с иностранной организацией, оказывающей такие услуги):
-
иностранные организации (абзац второй п. 3 ст. 174.2 НК РФ);
-
российские организации и ИП либо обособленные подразделения иностранных компаний, расположенные на территории РФ, состоящие на учете в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ, письмо Минфина России от 28.08.2017 N 03-07-08/54927).
И тут можно отметить достаточно неоднозначную трактовку Налогового кодекса, поскольку для покупателя постановка на учет продавца может вызвать определенные сложности, ведь заставить субъекта электронной торговли зарегистрироваться в РФ фактически невозможно.
С одной стороны, конечно, покупатель не виноват в том, что продавец не выполнил свои обязанности. Каких-либо прямых оснований для привлечения российской организации-покупателя к ответственности за непостановку иностранного поставщика услуг на налоговый учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ и (или) за неуплату НДС при оказании услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, в НК РФ не установлено.
Но с другой стороны, существуют риски признания налоговой выгоды необоснованной на основании статьи 54.1 НК РФ. Следовательно, налоговый орган может доначислить НДС и налог на прибыль.
Таксфри в России
Другим нововведением является система «tax free» (вступила в силу с 1 января 2018 года). Данная система предполагает, что сумма уплаченного НДС будет возвращаться иностранным гражданам (кроме ЕАЭС) при вывозе товаров за границу, которые были приобретены в розницу в РФ. Для того чтобы получить компенсацию налога необходимо иметь чек на сумму не менее десяти тысяч рублей с учетом НДС.
В Налоговый кодекс в главу 21 добавлена ст. 169.1 – «Компенсация суммы налога физическим лицам - гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС. Порядок и условия осуществления такой компенсации”. Правила ст. 169.1 НК РФ действуют с 1 января 2018 г.
По новым правилам иностранцы смогут возвращать 18%-ый НДС, уплаченный ими при покупке товаров в России – при условии, если сумма покупки в течение одного дня составила не менее 10 000 рублей (включая НДС).
Товары, на которые невозможно будет вернуть НДС это подакцизные товары (ст. 181 НК РФ) такие как:
-
Спиртосодержащая продукция
-
Парфюмерно-косметическая продукция;
-
Табачные изделия;
-
Легковые автомобили;
-
Мотоциклы мощностью более 150 л. с.;
-
Моторные масла;
-
Автомобильное топливо;
-
Некоторые виды лекарств и другие.
Право на возмещение НДС не распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на физических лиц – граждан иностранных государств.
В настоящее время в Евразийский экономический союз входят 5 стран:
-
Армения;
-
Белоруссия;
-
Казахстан;
-
Киргизия;
-
Россия.
Из этого следует, что, например, граждане Белоруссии вернуть НДС не смогут. А резиденты не перечисленных выше государств смогут вернуть НДС, например, граждане Украины и Грузии.
Но кроме определения права покупателя на возмещение НДС из бюджета, важно, что не все продавцы предоставляют право для использования льготы.
Не все компании смогут вернуть НДС, под льготный НДС по ставке 0% подпадут только те продавцы, которые официально считаются “организациями розничной торговли» и включены в соответствующий перечень Минпромторга (п.5 ст. 169.1 НК РФ).
При этом магазины включаются в данный перечень не произвольно, а в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 12 февраля 2018 г. № 416 “Об утверждении порядка рассмотрения заявления о включении организации розничной торговли в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка исключения организации розничной торговли из указанного перечня и формы заявления о включении в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”.
То есть магазин должен подать заявление о включении в перечень, еще одним дополнительным документом является справка налогового органа, подтверждающую отсутствие на первое число месяца подачи заявления неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Это значит, что налог могут вернуть:
-
Непосредственно организации розничной торговли (их обособленные подразделения);
-
Операторы Tax Free, действующие в рамках заключенных с продавцами-организациями розничной торговли соглашений.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 №105 установлен перечень адресов, по которым должны располагаться организации розничной торговли, претендующие на участие в системе компенсации налога на добавленную стоимость. Этот перечень будет в дальнейшем расширяться.
26 марта 2018 года Минпромторг России начал прием заявок от магазинов на участие в системе Tax Free.
Кроме таких торговых организаций, как ЦУМ, ГУМ, Детский мир, там будут присутствовать и менее крупные магазины, удовлетворяющие всем критериям отбора. Ожидается, что в перечень таких магазинов войдут крупные сети.
Таблица
Адрес мест расположения участников системы taxfree
Город | Точный адрес |
Москва | Красная площадь, 3 |
Петровка, 2, 7, 10, 11, 13/15, стр.1-1А, 16 | |
Третьяковский проезд, 1 | |
Большая Дмитровка, 18 стр.2 | |
Столешников переулок, 7 стр.1, 10 стр.3, 11, 14 | |
Театральный проезд, 5 стр.1 | |
Цветной бульвар,15, стр. 1 | |
Кутузовский проспект, 48 | |
Пресненская наб., 2 | |
Ленинградское шоссе, 16А, стр. 4 | |
Проезд Бумажный, 14, стр.3 | |
Московская область | 65-66 км. МКАД, г. Красногорск, п/о «Красногорск-4» |
Санкт-Петербург | Ул. Большая Конюшенная,21-23 |
Невский пр., 11, 12, 16, 35, 36, 152, 152 литера А, 114-116 литера А, 153 | |
Московский пр., 205, 207, 220 | |
Набережная реки Мойки,73А | |
Лиговский проспект, 30 | |
Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» | |
Краснодарский край | г. Сочи, ул. Войкова, 1 |
г. Адлер, АО «Международный аэропорт Сочи», А-355 | |
с. Эсто-Садок, ул. Горная Карусель,5 | |
с. Эсто-Садок, ул. Олимпийская,35 | |
с. Эсто-Садок, ул. Апчинская, 16 | |
Нижний Новгород | ул. Газон, 5/2 |
ул. Ломоносова,29 | |
Калининград | ул. Профессора Баранова,34 |
Ленинский проспект,30 | |
ул. Баранова,40 | |
ул. Театральная,30 | |
Артем | Муравьиная бухта,73 |
Владивосток | пр. 1000 лет Владивостоку,57 |
ул. Семеновская,15 | |
ул. Черемуховая,15 | |
ул. Русская, 2К | |
ул. Семеновская,25 | |
Полетаева, 6Д | |
ул. Комсомольская,13 | |
ул. Светланская,31 |
Что касается требованиям к продавцам, то они в обязательном порядке должны являться плательщиками НДС и работать не менее двух лет.
Компенсировать НДС иностранцам могут следующие организации:
-
Непосредственно организации розничной торговли, включенные в перечень Минпромторга.
-
Посреднические организации, с которыми розничные продавцы могут заключить соглашение.
В целом, подобная поправка носит положительный характер.
Изменения в экспортных операциях
Достаточно неоднозначной является поправка, связанная с отказом от льгот. Дело в том, что льготы часто приходится доказывать налогоплательщикам в судебном порядке.
Например, в Определении Верховного Суда РФ от 07.07.2016 N 305-КГ16-8476 по делу N А40-50569/2015 судом был сделан вывод о том, что заявителем не был представлен полный пакет документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки ноль процентов в отношении реализованного на экспорт товара.
С 1 января 2018 года разрешено отказываться от ставки 0% НДС (срок не менее года) при экспорте товаров (ст. 164 НК РФ). Для этого необходимо написать специальное заявление в ИФНС.
Возможность этого отказа объясняется тем, что к вычету по экспортным операциям предъявлялись счета-фактуры со ставками 18%, но получить вычет по таким счетам-фактурам было нельзя (в силу ст. 164 НК РФ должна была применяться нулевая ставка).
Устанавливается ставка 0% для вывоза товаров в процедуре реэкспорта (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для этого необходимо предоставить в ИФНС внешнеторговый контракт, таможенную декларацию, транспортные и товаросопроводительные документы (ФЗ от 27.11.2017 № 350-ФЗ). [1]
Также произошло упрощение подтверждения ставки 0% по зарубежным посылкам (ФЗ от 27.11.2017 № 350-ФЗ). Необходимо отметить, что ранее не существовало точного перечня подтверждающих документов, использовался список для обычного экспорта.
Изменилось "правило 5%" - к вычету принимается весь входной НДС по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям (общехозяйственные расходы). Теперь (п. 4 ст. 170 НК РФ) можно принимать «входной» НДС к вычету в полном объеме, но при этом нельзя вести раздельный учет, а также теперь это не работает, когда товар используется только в необлагаемых НДС операциях (ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).
В целом, должно произойти упрощение декларирования продукции за счет применения электронных документов, предоставления контракта только один раз, а также электронного обмена документами между ведомствами.
Однако отказ от нулевой ставки НДС может быть неоднозначным, поскольку фактически является завуалированным экспериментом по отказу налоговых льгот при экспорте. Таким образом ведомство хочет выявить, сколько конкретно налогоплательщиков готово отказаться от налоговых льгот, а также подсчитать реальную выгоду от их отмены.
В заключение необходимо отметить, что многие поправки носят, в целом, негативный характер. Среди положительных изменений, направленных на изменение регулирования НДС, можно назвать только регулирование таксфри, которое принято практически во всех странах мира.