Автор: Сергей Кардаш, директор департамента налоговых услуг «Бейкер Тилли Россия»
16 июня 2018 года был внесен в Госдуму и 3 июля 2018 года принят в первом чтении Проект Федерального закона N 489169-7 (далее – Законопроект), в соответствии с которым планируются следующие изменения в отношении НДС:
-
Повышение до 20% ставки НДС в отношении товаров, работ и услуг, реализация которых в настоящий момент облагается по ставке 18%;
-
В отношении реализации предприятия как имущественного комплекса в целом расчетная налоговая ставка будет повышена с 15,25% (18/118) до 16,67% (20/120);
-
Повышение расчетной ставки до 16,67% при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.
При этом согласно положениям Законопроекта, изменения не коснутся налоговых ставок в отношении товаров, работ и услуг, по которым применяются ставки 0% и 10%.
Отмечается, что ставка 20% НДС, в случае принятия Законопроекта, будет применяться в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были отгружены (выполнены, оказаны), переданы после 1 января 2019 года.
Таким образом, Законопроект не содержит оговорки о том, что ставка 20% НДС применяется только к заключенным с 2019 г. договорам, либо к договорам, заключенным после даты официального опубликования Закона.
Такая ситуация может потребовать решения ряда вопросов в ходе реализации для длящихся/переходных контрактов, где зафиксирована общая абсолютная сумма, включающая НДС и где сумма НДС указана отдельно. Потенциальная проблема может заключаться в том, что общая сумма НДС, указанная в счетах-фактурах не будет соответствовать сумме НДС, указанной в контракте. В такой ситуации, если в договор между сторонами не будут внесены изменения относительно применяемых ставок, это не освободит стороны от обязанности применять ставку НДС 20 % начиная с 1 января 2019 года в связи с тем, что нормы НК РФ превалируют над условиями коммерческих договоров.
Самый предпочтительный вариант формулировки длящегося/переходного договора следующий: фиксируется стоимость услуг без НДС с дополнением «плюс применимый НДС/увеличенная на сумму применимого НДС».
В качестве примера можно привести два варианта:
-
(1) От покупателя в 2018 году поступили только авансовые платежи, реализация товаров, работ, услуг произойдет в 2019 году, счет-фактура будет выставлена в 2019 году. В данном случае, необходимо применять следующий порядок: (1) авансовые платежи 2018 года выставляются с НДС 18%, (2) закрывающие документы и окончательный платеж выставляются под 20 %.
-
(2) Договором предусмотрено поэтапное выполнение работ, оказание услуг. Этап 1 будет закрыт в 2018 году, этап 2 – в 2019 году. Акты и счета-фактуры будут выставлены по каждому этапу отдельно. В данном случае по 1 этапу выставляется счет-фактура, акт под 18%, по 2-му этапу – счет-фактура и акт выставляется под 20 %.
В отношении ЕАЭС Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг (приложение №18 к Договору о ЕАЭС) предусмотрено, что при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена применяется нулевая ставка при предоставлении в налоговый орган пакета документов, предусмотренных Протоколом для подтверждения обоснованности ставки.
Таким образом, в отношении экспорта с территории России на территории других стран-участников ЕАЭС изменений не произойдет, поскольку процесс принятия Законопроекта не сопряжен с планами внесения изменений указанное международное соглашение.
В отношении импорта, сумма НДС, подлежащая уплате по товарам, импортированным на территорию России с территории иных государств-членов ЕАЭС, исчисляется налогоплательщикам по налоговым ставкам, установленным законодательством России (п. 17 Приложения №18 к Договору о ЕАЭС).
При этом, при импорте товаров из государств-членов ЕАЭС на территорию РФ взимание НДС осуществляется налоговым органом РФ, в случае если переход права собственности на импортируемые товары по договору переходит к налогоплательщику РФ (п. 13 Приложения №18 к Договору о ЕАЭС).
Законопроект не содержит положений, изменяющих порядок уплаты НДС с товаров, ввозимых из государств-членов ЕАЭС.
Таким образом, изменения, предусмотренные Законопроектом, не коснутся операций по ввозу товаров, облагаемых по ставке 10%, а в отношении товаров, ввозимых в настоящий момент по ставке 18% - ставка ввозного НДС может составить 20%, в случае принятия данного законопроекта, что увеличит сумму ввозного НДС из стран ЕАЭС и стоимость таких товаров на российском рынке.