Автор: Максим Гладких-Родионов, генеральный директор
аудиторской компании «Уверенность»

Опубликовано в журнале "Расчет"

НДС – достаточно сложный и законодательно запутанный налог, верный расчет сбора иной раз приводит к замешательству специалистов учета. Правда одновременно НДС является тем самым налогом, который позволяет компании экономить на выплатах в бюджет. Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность», рассказал о законных способах сокращения НДС.

Определенная доля сделок компании не может быть завершена в рамках одного налогового периода в связи с его маленькой продолжительностью. А это, в свою очередь, приводит к тому, что в декларации сумма НДС к уплате получается, либо чрезмерной (слишком мало вычетов приходится на соответствующий квартал), либо налог, принимаемый к вычету, превышает начисленную сумму НДС (налог, полученный в составе выручки, не перекрывает суммы сбора, подлежащей уплате поставщикам). Конечно, НК содержит механизм зачета, позволяющий компаниям смягчить последствия таких колебаний. Однако на практике этот механизм не работает.

Уменьшить или увеличить

Проиллюстрирую на примере, почему я выше заявил, что механизм зачета НДС на практике не работает. Допустим, предприятие в конце марта закупило товары, которые были проданы покупателям в апреле. НДС по данной сделке (исходя из разницы цен покупки и продажи товаров) должен составить 100 рублей. Двадцатого апреля компания подает в инспекцию декларацию за первый квартал, в соответствии с которой сумма НДС к возмещению из бюджета составила 100 рублей. Начинается камеральная проверка, длящаяся три месяца.

Однако за время проведения контрольного мероприятия заканчивается очередной налоговый период. В декларации за второй квартал предприятие указало, что сумма сбора к уплате составила 200 рублей (выручка от покупателей есть, а вычет по этой сделке относится к первому кварталу). Казалось бы, организация должна использовать НДС к возмещению за первый квартал, заплатить в бюджет 100 рублей и все. Но не тут-то было, ведь камеральная проверка еще не завершена, соответственно, за второй квартал предприятие заплатит в бюджет все 200 рублей, а вот в третьем квартале, если проверка закончится благополучно, можно будет уменьшить платеж в бюджет на те самые 100 рублей из первого квартала. Получается, компания фактически безвозмездно кредитует бюджет, отвлекая свои оборотные средства на целых полгода. Много ли компаний могут себе позволить такое? Ответ очевиден: конечно, нет.

Не стоит забывать и о так называемых «критериях», то есть о той величине налоговых вычетов, которые фирма может безболезненно для себя показать в декларации. Таким образом, почти каждый бухгалтер вынужден ежеквартально решать одну из двух задач – или как уменьшить размер вычетов по НДС, или как его увеличить. И вовсе не для того, чтобы что-то не доплатить государству, нет! А только лишь для того, чтобы равномерно распределить фискальную нагрузку по кварталам, не допустить «зависания» в бюджете сумм налога, подлежащих возврату предприятию, не создать проблем с инспекцией. Уменьшение доли вычетов сводится обычно к простому исключению части счетов-фактур из книги покупок и переносу вычета по ним на следующий квартал: дескать, счет-фактуру от поставщика мы получили уже после окончания квартала, поэтому и запись в книге покупок датирована следующим трехмесячным периодом.

А вот с увеличением вычетов ситуация сложнее. Есть два пути, либо снизить начисленный НДС, либо увеличить непосредственно сумму вычета. Однако не стоит забывать вот о чем. Деловой целью предприятия не может быть исключительно получение налоговой выгоды. Она признается необоснованной со всеми вытекающими последствиями. Поэтому ни в коем случае не стоит совершать фиктивных сделок, существующих только на бумаге и не имеющих никакой иной цели, кроме уменьшения суммы НДС подлежащей уплате в бюджет. Тем более что для подобных сделок используются фирмы-однодневки, сотрудничество с которыми весьма и весьма чревато.

Варианты есть!

Что же делать? Есть вполне законные способы регулирования НДС. Во-первых, это планирование покупок. Во-вторых – управление дебиторской налоговой задолженностью. В третьих – тщательная проработка условий договоров с контрагентами в части возможности внесения авансовых платежей предоставления скидок и премию В четвертых, те самые счета-фактуры от поставщиков, которые не были внесены в книгу покупок в предыдущем квартале: этих мер зачастую бывает вполне достаточно. Рассмотрим эти способы. Допустим, предприятие приобретает товары у крупного оптовика. Для последнего ситуация, когда вычет превышает сумму НДС к уплате, вполне естественна, это происходит тогда, когда он получает крупную партию товара (особенно если поставщик импортирует товары на территорию РФ – ему крайне трудно не принять к вычету НДС, уплаченный на таможне). Понятно, что в этом случае поставщик заинтересован в дополнительной выручке, поскольку вместо камеральной проверки с трудно предсказуемым результатом он получает право требования денежных средств от своего покупателя, причем вряд ли отсрочка платежа составит полгода. Заказчик, в свою очередь, получает товары и возможность принять НДС к вычету. Если вдруг впоследствии окажется, что вся партия товара не нужна ему, в договоре изначально можно предусмотреть процедуру возврата излишка товаров. Однако необходимо помнить, что если фирма, торгующая, к примеру, валенками, приобретете вдруг партию токарных станков, то эта сделка обязательно вызовет подозрение у ревизоров. Сомнительно будет выглядеть и систематическое приобретение крупных партий товара в конце квартала с последующим их возвратом в начале следующего.

Размер «дебиторки», конечно, не влияет напрямую на величину налоговых обязательств по НДС, но управление задолженностью позволит избежать ситуации, когда налог платить надо, а денег на счете не хватает из-за того, что покупатели еще не рассчитались. Фирмы, особенно небольшие, попадая в такое положение, иногда начинают судорожно пытаться снизить размер платежа в бюджет способами, использование которых создает для них серьезные проблемы в будущем. Поэтому планировать и контролировать дебиторскую задолженность очень важно. По крайней мере, предоставление отсрочки платежа своим покупателям не должно создавать дефицита оборотных средств. Если этого невозможно добиться путем изменения сроков платежей, то необходимо хотя бы согласовывать даты отгрузок таким образом, чтобы поступление денег на расчетный счет было более-менее равномерным.

Использование в расчетах авансовых платежей тоже может оказать значительное влияние на величину налоговых обязательств. Например, вместо закупки товаров «впрок» можно перечислить поставщику аванс. Либо получить аванс от покупателя, если вашему предприятию не хватает «начисленного» НДС. Но, во избежание неприятных сюрпризов, и саму возможность, и порядок внесения авансовых платежей лучше подробно описать в договоре с партнером.

Еще один способ связан с механизмом предоставления скидок своим покупателям. Если скидка определяется по результатам периода, то она может быть предоставлена либо приобретение крупных партий товара уменьшением суммы задолженности покупателя, либо изменением цены за уже поставленные товары или за оказанные услуги. Во втором случае продавец имеет право уменьшить начисленный к уплате в бюджет НДС на сумму разницы между «старой» и «новой» ценами. А вот покупателю ранее принятый к вычету НДС с этой разницы придется восстановить.

Желание снизить расходы вполне понятно и естественно для любого предприятия. Использование законных возможностей платить меньше никак нельзя, порицать или считать чем-то предосудительным – если законодатель дал предпринимателям такую возможность, значит, ей нужно пользоваться. Но при этом нельзя позволять себе «заигрываться», всегда нужно помнить, что сделка, единственная цель которой – снижение налогового бремени – это противоправная операция, и увлечение сомнительными методами оптимизации рано или поздно приведет к самым плачевным последствиям.