Автор: Винников Г. А.

В соответствии с нормами статьи 164 налогового кодекса России налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом в целях применения указанной статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

В соответствии со статьёй 39 налогового кодекса России реализацией признается оказание услуг одним лицом другому лицу.

Поскольку экспедитор транспортные услуги никому не оказывает, включение их стоимости в общую стоимость оказанных экспедитором услуг не признаётся реализацией транспортных услуг, в связи с чем у экспедитора нет законного права применять ставку 0% к стоимости транспортных услуг, которые не включены налоговым кодексом в состав транспортно-экспедиционных услуг.

Законное право применить ставку НДС 0% к стоимости услуг по международной перевозке товаров возникает у экспедитора только в случае оказания таких услуг экспедитором его заказчику. При этом глава 41 гражданского кодекса России и федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» не содержат возможности оказания экспедитором услуг по перевозке. Но договор транспортной экспедиции может быть смешанным на основании статьи 421 гражданского кодекса России и должен соответствовать условиям федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части перевозки.

Также следует обратить внимание на то, что заключенный смешанный договор транспортной экспедиции и перевозки на основании части 2 статьи 801 гражданского кодекса России должен считаться договором перевозки, а не договором транспортной экспедиции, в связи с чем «экспедитор» превратиться из экспедитора в перевозчика и обязан будет применять ставку НДС 18% к стоимости транспортно-экспедиционных услуг, поскольку статья 164 налогового кодекса России устанавливает ставку НДС 0% только в отношении услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции, а не на основании договора перевозки или смешанного договора.

Следовательно, применять ставку НДС 0% одновременно и к стоимости услуг перевозки, и к стоимости транспортно-экспедиционных услуг должен только экспедитор-перевозчик, заключивший с клиентом разные договоры перевозки и транспортной экспедиции. При этом из указанных договоров должно чётко следовать разграничение сделок на перевозку и экспедицию в соответствии с главой 9 и статьёй 420 гражданского кодекса России, то есть исполнение договора транспортной экспедиции не должно быть поставлено в зависимость от исполнения договора перевозки и исполнение договора перевозки не должно быть поставлено в зависимость от исполнения договора транспортной экспедиции.  

Таково моё понимание действующих нормативных актов, которое может быть отлично от их понимания налоговыми органами и судами, но изложенные выше аргументы Вы можете использовать при возникновении налоговых споров.