Журнал "Семинар для бухгалтера" № 6/2012

Официальное опубликование приказа ФНС России от 5 марта 2012 г. № ММВ-7-6/138@ подвело черту десятилетнему процессу введения электронного документооборота между компаниями. Электронными счетами-фактурами стало возможным обмениваться с 23 мая этого года. Сомнений и вопросов по применению электронных документов множество. Чтобы в них разобраться, в нашей редакции собрались чиновник, лектор и главбух.

Елена Вихляева, советник отдела косвенных налогов Департамента Минфина России 

Александр Погребс, лектор, вице-президент Общества защиты прав добросовестных налогоплательщиков  

Оксана Бейкун, главный бухгалтер ООО «БухгалтерПроф» 

 

Оксана Бейкун:

– Наша компания привыкла сдавать отчетность в электронном виде. Но как начать электронный документооборот с контрагентами, которые и сами не определились с методикой передачи, непонятно.

Александр Погребс:

– Обмениваться электронными счетами-фактурами можно только по согласию сторон и пока только через одинакового оператора. Поэтому если ваш контрагент переходить на электронный документооборот не будет, то и обмен у вас продолжаться должен в бумажном формате.

Елена Вихляева:

– В любом случае для подключения к сервису обмена документами у компании должны быть электронно-цифровая подпись, заключенный договор со спецоператором и поданное заявление о присоединении к системе электронного документооборота.

Оксана Бейкун:

– У меня есть подозрение, что ужесточатся проверки и компаниям лишний раз будет отказано в возмещении НДС.

Александр Погребс:

– С юридической точки зрения электронный счет-фактура ничем не отличается от бумажного документа. Поэтому никаких отличий в проверках нового образца ждать не нужно. А затребованные для проверки счета-фактуры можно также отослать в электронном виде.

Елена Вихляева:

– Я убеждена, что претензий к оформлению счетов-фактур у инспекторов станет гораздо меньше. Электронный способ обмена предотвратит самые распространенные ситуации, в которых прежде налоговые инспекторы отказывали в вычете. Электронные документы будут автоматически проверяться на наличие в них типовых ошибок.

Оксана Бейкун:

– А если покупатель все-таки обнаружит ошибку в полученном документе, как ее можно исправить?

Александр Погребс:

– Исправить ошибочный счет-фактуру продавец сможет посредством выставления нового документа. Исправленный счет-фактура должен иметь те же номер и дату. Второй строкой – содержать номер и дату исправления. На дату получения исправленного счета-фактуры у покупателя возникнет право на вычет.

Оксана Бейкун:

– Выходит, что теперь не получится заявить о получении счета-фактуры с опозданием?

Александр Погребс:

– Не получится. Спецоператоры будут фиксировать дату направления счета-фактуры в подтверждение о направлении документа.

Елена Вихляева:

– Верно, теперь реальную дату получения счета-фактуры контролирующие органы всегда смогут вычислить. В этом плане электронный документооборот будет дисциплинировать контрагентов – придется укладываться в отведенные Налоговым кодексом пять дней.

Оксана Бейкун:

– Как правильно поступить, если в это время главный бухгалтер находится в отпуске?

Александр Погребс:

– В электронном счете-фактуре проставляется только одна цифровая подпись руководителя компании или работника, уполномоченного подписывать электронные счета-фактуры приказом директора. Подпись главбуха теперь вообще не требуется.

Елена Вихляева:

– Инспекторы не будут отказывать в вычете, заподозрив компанию в фальсификации подписей. С электронными счетами-фактурами в отношении подписей все предельно четко.

Итоги

Переход на электронный документооборот счетами-фактурами должен пойти компаниям на пользу: меньшие трудозатраты бухгалтера, экономия бумаги и времени. Это подкрепляется современными способами передачи и проверки правильного заполнения счета-фактуры. Поэтому сюрпризов при проверке прав на возмещение НДС теперь станет меньше.