Булатова М. А., директор, ООО "ИРМА-АУДИТ"

Журнал "Учет в туристической деятельности" № 6/2011

Суточные, выплачиваемые водителям в связи со служебными поездками, принимаются при «упрощенке» при условии, что рейс оформлен как командировка. Таковы разъяснения финансистов. Однако не всегда поездки водителей экскурсионных автобусов можно считать командировками…

Заключение с водителем трудового договора

Заключая трудовой договор с водителем, работодатель должен затребовать у него (ст. 65 Трудового кодекса РФ):

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовую книжку (кроме случаев поступления на работу впервые, оформления на условиях совместительства, утраты, повреждения трудовой книжки);

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением случаев поступления на работу впервые, а также утраты свидетельства);

4) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

5) водительское удостоверение.

Согласно Правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396), водительские удостоверения, в которых проставлены разрешающие отметки в графах «A», «B», «C», «D» и «E», подтверждают право на управление транспортными средствами соответствующих категорий.

Следовательно, работник может быть принят в турфирму, только если категория, указанная в водительском удостоверении, соответствует типу автотранспортного средства, которым он будет управлять.

Обратите внимание: водителя нельзя принять на работу по совместительству, если на основном месте работы его труд также связан с управлением транспортными средствами. Такое ограничение установлено в статье 329 Трудового кодекса РФ.

При приеме на работу водителя автобуса работодатель может уведомить его об ограничении, установленном статьей 329 Трудового кодекса РФ.

Целесообразно сделать это в письменном виде по разработанной работодателем форме. Уведомить работника следует до заключения с ним трудового договора.

Правда, на практике возможна ситуация, что при проверке деятельности организации контролирующими (надзорными) органами будет обнаружен факт заключения договора с водителем, который по основному месту работы трудится по той же профессии.

В таком случае работодателю можно попытаться обосновать оформление трудовых отношений с данным работником следующим образом:

–  законодательством не установлена обязанность человека информировать работодателя о характере работы по основному месту;

–  работодатель не вправе при приеме на работу по совместительству требовать от работника представления документов, не предусмотренных законом, в частности справки о характере работы по основному месту;

–  работник был уведомлен о том, что он не может работать водителем по совместительству.

Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ, в трудовом договоре должны быть данные:

–  о месте работы;

–  о трудовой функции;

–  о дате начала работы. Если заключается срочный трудовой договор, указываются срок его действия и причины, послужившие основанием для заключения такого договора;

–  об оплате труда;

–  о режиме рабочего времени и времени отдыха;

–  о характере работы (разъездной, в пути и др.);

–  об обязательном соцстраховании.

Договор также может содержать дополнительные условия. Например, о размере и порядке возмещения работодателем расходов, связанных со служебными поездками работника (ст. 168.1 Трудового кодекса РФ).

Оформление поездок

Экскурсионные автобусные поездки могут осуществляться как в пределах одного населенного пункта (например, обзорные экскурсии по городу), так и за его пределами. Причем дальние поездки могут быть и многодневными.

Следует помнить, что не все служебные поездки могут быть признаны командировками.

Командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной деятельности (ст. 166 Трудового кодекса РФ).

Поездки персонала, работа которого имеет разъездной характер, не признаются служебными командировками (ст. 166 Трудового кодекса РФ). Документы, издаваемые при направлении в командировку (служебное задание, приказ о направлении в командировку, командировочное удостоверение), в данном случае не оформляются.

Несмотря на это, работодатель на основании статьи 168.1 Трудового кодекса РФ обязан возместить работнику расходы, связанные с поездками.

Если же в трудовом договоре с водителем установлено, что служебные поездки осуществляются только по одному населенному пункту, то направление работника за его пределы будет являться служебной командировкой.

Соответственно, работодателю необходимо будет оформить служебное задание, приказ и другие документы по командировке. А также возместить работнику все расходы, связанные с поездкой, и выплатить суточные. 

Время нахождения работника в командировке необходимо фиксировать в табеле учета рабочего времени (формы № Т-12, № Т-13) путем проставления буквенного (К) или цифрового (06) кода.

Признание налоговых затрат

Если поездка водителей на экскурсионных автобусах оформлена как командировка, то расходы по ней принимаются в целях налогообложения:

– при общем режиме налогообложения – согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ;

– при «упрощенке» – в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

На это также обращено внимание финансистов (письмо Минфина России от 1 апреля 2011 г. № 03-11-06/3/41).

Страхование водителей

Если экскурсионная автобусная поездка осуществляется за пределы РФ, на водителя должен быть оформлен полис медицинского страхования.

При этом условия страхования здоровья водителей сильно отличаются от условий ДМС для персонала, не покидающего пределы города. Поэтому для водителей международных рейсов нередко приходится приобретать несколько медицинских полисов – для использования по месту жительства, для поездок по России, для поездок за рубеж.

Правда, зачастую «зарубежная» часть страхового полиса водителей предусматривает оплату только минимума медицинских услуг, предусмотренных законодательством.

Режим труда и отдыха водителей

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей утверждено приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (далее – Положение).

Время работы

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восьми часов. А для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – семи часов.

Рабочее время водителя состоит из времени:

1) управления автомобилем;

2) перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

3)  подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

4)  проведения медицинского осмотра водителя;

5)  стоянки транспорта в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

6)  простоев не по вине водителя;

7)  проведения работ по устранению возникших на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ при отсутствии технической помощи;

8)  охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

9)  присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей и т. д.

Если по условиям работы получается, что водитель работает больше нормальной ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, ему устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Обратите внимание: при суммированном учете рабочего времени продолжительность смены водителей не может превышать 10 часов.

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем (спит), при направлении в рейс двух водителей учитывается в размере не менее 50 процентов.

Время отдыха

Режим отдыха водителей в основном такой же, как для обычных работников.

Но есть и особенности (они регламентированы приказом Минтранса России № 15).

Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочей смены, при этом продолжительность перерыва не должна превышать двух часов.

Если продолжительность ежедневной работы превышает восемь часов, водителю могут быть предоставлены два перерыва общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут (п. 24 Положения).

Продолжительность ежедневного отдыха водителя при суммированном учете рабочего времени должна быть не менее 12 часов.

При междугородных перевозках продолжительность ежедневного отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены. В том случае, если экипаж состоит из двух водителей, то это время составляет не менее половины времени смены, предшествующей отдыху, при этом увеличивается время отдыха непосредственно после возвращения автомобиля к месту постоянной работы (п. 25 Положения).

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна быть менее 42 часов. Он должен предшествовать или следовать за ежедневным/междусменным отдыхом (п. 26 Положения).

Если в туристической компании для водителей установлен суммированный учет рабочего времени, то еженедельный отдых устанавливается в различные дни недели согласно графикам.

При этом важно учитывать, что число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения).

Материальная ответственность водителей

Действующим законодательством определено, что водитель автомобиля может быть привлечен к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю (ст. 238 Трудового кодекса РФ).Однако материальная ответственность работника ограничивается его средним заработком.

Ведь управление транспортным средством не предусмотрено перечнями должностей или работ, при выполнении которых с работниками могут быть заключены договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) ответственности. Эти перечни утверждены постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85.

Правда, в случаях, особо оговоренных в статье 243 Трудового кодекса РФ, водитель автобуса может быть привлечен к полной материальной ответственности. В данной ситуации с работника будет взыскан ущерб в полном размере независимо от размера его заработной платы.

Например, водитель может быть привлечен к полной материальной ответственности на том основании, что нарушение им правил дорожного движения повлекло привлечение к административной ответственности (штрафу). Или, скажем, когда имуществу третьих лиц был нанесен ущерб, который возместил работодатель.

Важно запомнить

На время поездки за границу водителю нужно оформить полис медицинского страхования. А сама поездка может быть оформлена как служебная командировка. Соответственно, расходы по ней (как командировочные) будут приниматься в целях налогообложения прибыли и при упрощенке.