Источник: ГАРАНТ.РУ

Сотрудник дистанционно работает из другого города (Минск). Офис организации находится в Санкт-Петербурге. Сотрудника необходимо направить в командировку в Москву. Сотрудник просит купить ему билеты по маршруту Минск - Москва - Санкт-Петербург (до офиса организации).

Можно ли удовлетворить просьбу сотрудника? Как документально оформить покупку билетов? Нужно ли оформлять вторую командировку, если организация приобретет сотруднику билет из Москвы не обратно в Минск, а в Санкт-Петербург? Какие могут быть риски в случае принятия к учету расходов на эту командировку? Как считать суточные сотруднику в день отправления в командировку, учитывая, что он будет выезжать из командировки из другой страны (Республика Беларусь))?

В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ одним из обязательных условий трудового договора является условие о месте работы. Каких-либо исключений для трудовых договоров о дистанционной работе трудовое законодательство не устанавливает. Следовательно, в таких договорах также должно быть определено место работы (смотрите письма Минтруда России от 07.07.2022 N 14-2/ООГ-4542, Роструда от 17.04.2021 N ПГ/08368-6-1, определение Новгородского облсуда от 05.06.2019 N 33-1509/2019).

Хотя в соответствии с позицией Верховного Суда РФ, приведенной в Обзоре, утвержденном 26.02.2014, под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение, применение такого подхода к определению места работы дистанционных работников представляется не вполне корректным. Правовой смысл включения в трудовой договор условия о месте работы, на наш взгляд, заключается в том, чтобы обеспечить работнику возможность выполнять трудовую функцию на удобной для него территории, согласованной с работодателем, и получать в связи с этим установленные законом гарантии и компенсации, обусловленные работой в конкретной местности.

Таким образом, в ситуациях, когда работа выполняется в месте, отличном от места нахождения работодателя и его структурных подразделений, как в случае с дистанционной работой, в качестве места работы следует указывать фактическое место выполнения трудовой функции. Специалисты Роструда и Минфина России также указывают на тот факт, что местом работы дистанционного работника является место его нахождения (место исполнения трудовых обязанностей) (смотрите письмо Роструда от 07.10.2013 N ПГ/8960-6-1, ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4, ответ 5, ответ 5 Роструда; письма Минфина России от 14.04.2014 N 03-03-06/1/16788, от 08.08.2013 N 03-03-06/1/31945). С учетом приведенного Верховным Судом РФ определения представляется достаточным конкретизировать место работы до населенного пункта; указывать полный адрес не требуется (смотрите консультацию Роструда).

Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Порядок направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств регулируется ТК РФ и Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение).

Если работнику, осуществляющему трудовую функцию дистанционно, необходимо приехать в офис работодателя, расположенный за пределами места работы работника, такая поездка тоже будет являться командировкой (смотрите ст. 166, 312.6 ТК РФ), ее необходимо оформить соответствующим образом и оплатить все связанные с командировкой расходы*(1). В рассматриваемом случае работодатель, заинтересованный в поездке работника через Москву, вправе поручить работнику посещение нескольких мест для выполнения поручения в разных населенных пунктах. В такой ситуации не нужно оформлять вторую командировку, а следует оформить один приказ, в котором указываются несколько мест командирования работника (в данном случае г. Москва и г. Санкт-Петербург). В силу п. 12 Положения расходы на проезд из одного населенного пункта в другой включают расходы на проезд транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

В силу п. 11 Положения работникам возмещаются расходы на проезд и наем жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации. Суточные возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, с учетом положений, предусмотренных пунктом 18 Положения.

Согласно п. 18 Положения при следовании работника с территории Российской Федерации дата пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании на территорию Российской Федерации дата пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях.

При этом дата пересечения государственной границы по общему правилу определяется по отметкам пограничных органов в паспорте. Однако в случае, если работник направляется в командировку на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения государственной границы РФ определяется по проездным документам (билетам) (п. 19 Положения).

В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (Минск, 30.11.2000) въезд на территорию Республики Беларусь может осуществляться по внутреннему паспорту. Следовательно, записи о пересечении государственной границы в загранпаспорте работника в этом случае не производятся. С учетом этого даты пересечения государственной границы РФ при следовании на территорию Беларуси и возвращении в Россию должны определяться по правилам п. 19 Положения, то есть в соответствии с проездными документами.

При этом норма п. 19 Положения не дает однозначного ответа на вопрос о том, какой день следует считать датой пересечения государственной границы РФ, если дата выбытия в командировку и дата приезда в пункт назначения не совпадают.

Как указывают суды со ссылкой на письмо Минфина РФ от 14.12.2004 N 03-05-01-04/105, в случае невозможности документального подтверждения даты пересечения государственной границы РФ (не проставляются отметки в паспорте, не выдаются миграционные карты или иные документы) днем пересечения государственной границы РФ следует считать день отъезда работника из пункта отправления в РФ, а при въезде в РФ - день отъезда работника из пункта командировки (смотрите решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2013 N А40-14277/2012, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.01.2008 N Ф09-10916/07-С3).

Однако в данном случае, как вытекает из обстоятельств, указанных в вопросе, местом работы, где работник осуществляет работу дистанционно и откуда он будет направляться в командировку, является территория иностранного государства. В связи с этим отметим следующее.

Из ст. 13 ТК РФ следует, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации. Минтруд России, ссылаясь на эту норму, разъясняет, что Трудовой кодекс РФ не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе ни с гражданином РФ, ни с иностранным гражданином, осуществляющими трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации. По мнению чиновников, сотрудничество с такими гражданами следует осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений (письма от 09.09.2022 N 14-2/ООГ-5755, от 16.01.2017 N 14-2/ООГ-245, от 15.04.2016 N 17-3/ООГ-378, от 05.11.2015 N 17-3/В-534, от 07.08.2015 N 17-3/В-410). Такого же мнения придерживаются специалисты Роструда.

На наш взгляд, с учетом статей 10, 11 и 13 ТК РФ правильнее говорить о том, что выполнение работы по трудовому договору на территории иностранного государства возможно, однако на такие трудовые отношения российское законодательство по умолчанию не распространяется. В то же время международным договором РФ может быть предусмотрено иное (смотрите, например, ст. 44 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16.09.1996), ст. 44 Договора между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Москва, 25.08.1998), ст. 26 Договора между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Улан-Батор, 20.04.1999)). Иными словами, заключить трудовой договор о дистанционной работе по правилам главы 49.1 ТК РФ и применять российское трудовое право к возникшим отношениям, если при этом в качестве места работы будет определена территория иностранного государства (в данном случае Республика Беларусь), можно только в том случае, если договор РФ с таким государством это позволяет. К сожалению, нами не обнаружены договоры между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, устанавливающие подобные положения.

С учетом таких обстоятельств мы приходим к выводу о том, что отношения сторон, в том числе по направлению работника в командировку на территорию РФ из-за рубежа и обратно, российским трудовым законодательством не регламентируются. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория 

Ответ прошел контроль качества 

16 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  


*(1) Смотрите материал: