Источник: ИА "Гарант"

Сотрудникам выплачивается компенсация за использование личного автотранспорта. В конце месяца сотрудники представляют отчет и путевые листы за каждый день, когда они использовали автомобиль в служебных целях. Можно ли оформлять один путевой лист на месяц с расшифровкой на оборотной стороне дней и маршрута использования личного автотранспорта?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Максимальный срок действия, на который может быть оформлен путевой лист, законодательством не установлен. Полагаем, что путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день, например на месяц. 

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. При этом, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите, например, определение ВС РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.12.2016 по делу N 77-80/2016).

Типовые формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление N 78). До 1 января 2013 года эти формы носили обязательный характер только для автотранспортных организаций (смотрите письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214). С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Правилам оформления первичных документов посвящена ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Этой статьей установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом частью 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ определено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, в настоящее время форму путевого листа организация вправе разработать самостоятельно. При этом за основу может быть принята соответствующая унифицированная форма, утвержденная Постановлением N 78 (смотрите ч. 1 ст. 2ч. 4 ст. 9ст. 32 Закона N 402-ФЗ, а также постановление Пятого ААС от 28.12.2020 N 05АП-7125/20). При этом форма путевого листа, утвержденная руководителем организации, должна содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Кроме того, при ее разработке следует учитывать требования приказа Минтранса России от 28.09.2022 N 390 (далее - Приказ N 390), которым утверждены Состав сведений, указанных в ч. 3 ст. 6 УАТ, и порядок оформления или формирования путевого листа (далее - Состав сведений).

Срок действия путевого листа Приказом N 390 не регламентирован. Как следует из п. 3 Состава сведений, путевой лист может оформляться как на конкретную дату (на каждый день или каждую смену), так и на более длительный период. Ранее приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 в редакции, действующей до 25.02.2017 (п. 10), был установлен срок, на который оформляется путевой лист - на один день или срок, не превышающий одного месяца. Приказом N 390 максимальный срок действия путевого листа не установлен.

Если путевой лист действует более чем один день, период его действия обозначается датами (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован (п. 3 Состава сведений). Сведения о сроке действия путевого листа входят в перечень обязательных реквизитов этого документа (подп. 1 п. 1, п. 3 Состава сведений).

Как разъясняется в письме Минтранса России от 04.04.2019 N Д3-514-ПГ, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:

  • показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее - парковка);

  • дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;

  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными. Следует заметить, что эти разъяснения были даны применительно к Обязательным реквизитам и порядку заполнения путевых листов, которые были утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, действовавшим до 01.01.2021. Однако в силу сходства правового регулирования их можно учитывать и при оформлении путевого листа в соответствии с Приказом N 390, хотя и с определенными оговорками.

Также ранее высказывалась позиция, что путевой лист нетранспортной компании может быть оформлен на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (смотрите, например, письмо Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51). Путевые листы составляются с такой частотой, чтобы по ним можно было судить об обоснованности расходов. Если оформление путевого листа на неделю (месяц, квартал) позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ, то составленный с такой периодичностью путевой лист может подтверждать расходы при налогообложении прибыли (ст. 252 НК РФ). Смотрите по этому поводу письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129постановления АС Северо-Западного округа от 19.05.2017 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 по делу N А38-4082/2008-17-282.

Таким образом, с учетом приведенных разъяснений считаем, что путевой лист можно составить и на длительный срок при ежедневном отправлении автомобиля в рейс, если в путевом листе будут заполняться реквизиты, которые имеют отношение к конкретному рейсу (смене, рабочему дню водителя).

Добавим также, что способ заполнения путевых листов (печатный или рукописный) действующими нормативно-правовыми актами не определен, равно как и не установлен запрет на заполнение этих документов печатным способом. Однако если путевые листы будут заполнены исключительно печатным способом, на наш взгляд, возникают риски, связанные с определением подлинности данных документов. Для примера приведем постановление Двадцатого ААС от 31.08.2017 N 20АП-4786/17, в котором суд при анализе представленных к проверке путевых листов установил, что показания одометра транспортного средства по возвращении в гараж, а также все графы и строки в разделе "Выполнение задания" путевых листов (дата, объект, выполняемая работа, Ф.ИО. ответственного за безопасное производство работ кранами, время начала и окончания работ, количество отработанных часов) заполнены печатным способом, а не рукописным. Также печатным способом произведена таксировка путевых листов. Эти обстоятельства, по мнению судей, свидетельствуют о том, что путевые листы оформлялись заранее полностью в электронном виде с последующей распечаткой и проставлением в дальнейшем подписей соответствующих лиц и печатей организаций. 

К сведению:

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей учитываются только в пределах норм, установленных Правительством РФ. На основании постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (далее - Постановление N 92) в состав расходов включаются компенсации в следующих размерах:

  • по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно сумма компенсации составляет 1200 руб. в месяц;

  • по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см сумма компенсации составляет 1500 рублей в месяц.

Суммы компенсаций сверх этих лимитов не могут уменьшать облагаемую прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ).

Обращаем внимание, что на протяжении многих лет контролирующие органы придерживаются позиции, что в установленных законодательством размерах компенсаций за использование легковых автомобилей уже учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей (износ, горюче-смазочные материалы, ремонт и др.). Поэтому эксплуатационные расходы на содержание таких транспортных средств при расчете налога на прибыль не учитываются. Смотрите также письма Минфина России от 26.12.2018 N 03-03-06/1/94971, от 23.03.2018 N 03-03-06/1/18366, от 14.12.2017 N 03-04-06/83831, от 14.08.2017 N 03-03-06/1/52036. Поддерживают такую позицию и суды, смотрите, например, определение ВАС РФ от 29.01.2009 N 495/09, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.02.2020 N Ф07-17382/19 по делу N А13-2437/2018, от 17.12.2019 N Ф04-5799/19 по делу N А81-9588/2018, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019 N 16АП-2203/19 и др.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина 

Ответ прошел контроль качества 

2 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.