Источник: ИА "Гарант"
Организация компенсирует сотрудникам расходы на тестирование на антитела после вакцинации от Covid-19 для мотивации сотрудников на вакцинацию и выработки коллективного иммунитета. При наличии подтверждающих документов прохождения тестирования: договора с медучреждением, подтверждающего вид услуги (тест на антитела); чека, подтверждающего оплату, возможно ли не облагать данную компенсацию НДФЛ и страховыми взносами?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы возмещения сотрудникам стоимости прохождения тестирования на предмет оценки уровня иммунитета, сформировавшегося после введения вакцины, к новому коронавирусу, проводимого по инициативе организации, не облагаются НДФЛ.
Неисчисление страховых взносов с этих сумм может привести к претензиям со стороны налоговых органов.
Обоснование вывода:
Статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Пунктом 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
В то же время работодатель не вправе требовать от работника прохождения теста в аналогичной ситуации, если таковой не является обязательным элементом медицинского осмотра (смотрите Вопрос: Вправе ли работодатель требовать сдать тест на антитела (за счет работодателя)? Без данного теста согласно приказу на предприятии работники к работе не допускаются. Насколько законно такое требование и что делать в такой ситуации? Я вернулся из-за границы и имею отрицательный тест ПЦР на руках (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2021 г.). В рассматриваемой ситуации тестирование на предмет оценки уровня иммунитета, сформировавшегося после введения вакцины, к новому коронавирусу проводится по инициативе организации.
НДФЛ
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
В соответствии с подп. 1, 2 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся:
-
оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
-
полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в том числе в соответствии с главой 21 НК РФ.
Перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, приведен в ст. 217 НК РФ. Оплата тестирования сотрудников (как вновь принятых, так и уже работающих) на предмет оценки уровня иммунитета, сформировавшегося после введения вакцины, к новому коронавирусу в данной норме не поименована.
Между тем согласно п. 10 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ доходы в виде сумм, уплаченных работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг налогоплательщикам, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках (абзац четвертый п. 10 ст. 217 НК РФ).
Отметим, что положения п. 10 ст. 217 НК РФ применимы как при оплате лечения в полном объеме за счет организации, так и при частичной оплате работодателем медицинских услуг (письмо Минфина России от 11.02.2011 N 03-04-06/6-24). Кроме того, не ограничен размер не облагаемых НДФЛ выплат на лечение. Также не имеет значения, из прибыли текущего года оплачены "суммы за оказание медицинских услуг" или из нераспределенной прибыли прошлых лет. В случае оплаты медицинских услуг за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, налог с которой был полностью и своевременно уплачен, суммы, уплаченные работодателем за лечение и медицинское обслуживание своих работников, освобождаются от НДФЛ независимо от факта получения организацией убытков в текущем налоговом периоде. Если в текущем налоговом периоде организация полностью и своевременно уплачивает налог на прибыль организаций, суммы оплаты работодателем лечения и медицинского обслуживания своих работников после уплаты указанного налога также освобождаются от обложения НДФЛ (письмо Минфина России от 16.08.2012 N 03-04-06/6-244).
Таким образом, если у организации имеется нераспределенная прибыль и за счет нее будет производиться возмещение сотрудникам их расходов на проведение тестирования на предмет оценки уровня поствакцинального иммунитета, то облагаемого НДФЛ дохода у работников однозначно не возникает.
Если же нераспределенная прибыль у организации отсутствует или расходы на оплату тестирования проводятся не за счет нераспределенной прибыли, то необходимо учитывать следующее.
Президиумом Верховного Суда РФ в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ от 21.10.2015 (далее - Обзор), указал, что при решении вопроса о возникновении дохода на основании данной нормы НК РФ необходимо учитывать направленность затрат по оплате за гражданина соответствующих товаров (работ, услуг) или имущественных прав на удовлетворение личных потребностей физического лица, либо на достижение целей, преследуемых плательщиком, например, работодателем, для обеспечения необходимых условий труда, повышения эффективности выполнения трудовой функции т.п. Одно лишь то обстоятельство, что в результате предоставления гражданину оплаченных за него благ в определенной мере удовлетворяются личные потребности физического лица, не является достаточным для вывода о возникновении дохода в натуральной форме, облагаемого налогом.
На наш взгляд, возмещение сотрудникам расходов, связанных с прохождением по инициативе организации тестирования на предмет оценки уровня иммунного ответа к новому коронавирусу, следует рассматривать как действие, осуществляемое в целях хозяйственной деятельности работодателя. Данные меры направлены на сохранность здоровья сотрудников, что в конечном итоге необходимо для бесперебойной работы предприятия, что особенно важно в условиях сложившейся неблагоприятной экономической ситуации. В данном случае не приходится вести речь о наличии у сотрудников экономической выгоды и, как следствие, о возникновении дохода в натуральной форме, облагаемого НДФЛ.
С такой позицией в полной мере согласны и контролирующие органы в схожих обстоятельствах: при произведении организацией своим работникам компенсации по оплате ими исследований (тестирования) на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и антител к ней (письма Минфина России от 11.12.2020 N 03-01-10/108586, от 09.11.2020 N 03-01-10/97136, от 29.10.2020 N 03-15-06/94216, от 30.10.2020 N 03-04-06/94972, от 09.10.2020 N 03-03-06/1/88521, от 11.09.2020 N 03-03-06/1/79964, от 09.09.2020 N 03-03-06/3/79006, от 18.08.2020 N 03-04-06/72409, от 25.06.2020 N 03-03-07/54757, от 28.07.2020 N 03-04-06/65718, ФНС России от 01.12.2020 N БС-4-11/19724@, от 27.11.2020 N БС-4-11/19575@).
Таким образом, полагаем, что суммы возмещения работникам стоимости прохождения тестирования на предмет оценки уровня иммунитета, сформировавшегося после введения вакцины, к новому коронавирусу, проводимого по инициативе организации, не должны облагаться НДФЛ.
Страховые взносы
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.
База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ).
Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, перечисленные в подп. 4-8 ст. 420 НК РФ, не имеющие отношения к рассматриваемой ситуации.
Страховые взносы начисляются на выплаты работникам и в денежной, и в натуральной форме. Так, в силу п. 7 ст. 421 НК РФ при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, акцизов и исключается частичная оплата физическим лицом стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, установлен ст. 422 НК РФ и является исчерпывающим.
Положения ст. 422 НК РФ не предусматривают оснований для прямого освобождения от обложения страховыми взносами сумм, уплаченных за лечение и медицинское обследование работников, проводимое по инициативе работодателя.
Норма подп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ, в соответствии с которой не подлежат обложению страховыми взносами суммы платежей (взносов) по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года, с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ, к рассматриваемой ситуации не применяется.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
Специалисты финансового ведомства в аналогичной ситуации разъясняют, что проведение исследований работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) направлено на выполнение требований действующего законодательства РФ в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников и соблюдение требований режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения этой инфекции. Поэтому в случае, если работодатель организует проведение такого исследования самостоятельно на основании договора с медицинским учреждением, допущенным к проведению такого исследования в соответствии с законодательством РФ, оплата стоимости данного исследования не связана с выплатами в пользу работников и не признается объектом обложения страховыми взносами. Однако в случае если организация компенсирует работникам их расходы на проведение указанного исследования в медицинских учреждениях, то, учитывая, что такие выплаты не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в ст. 422 НК РФ, данные суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. Смотрите письма Минфина России от 28.01.2021 N 03-15-06/5231 (с текстом письма можно ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), от 11.12.2020 N 03-01-10/108586, от 09.11.2020 N 03-01-10/97136, от 29.10.2020 N 03-15-06/94216, от 30.10.2020 N 03-04-06/94972, от 18.08.2020 N 03-04-06/72409, от 28.07.2020 N 03-04-06/65718, от 07.07.2020 N 03-15-06/58517, п. 2 письма ФНС России от 01.12.2020 N БС-4-11/19724@, от 27.11.2020 N БС-4-11/19575@).
Таким образом, на сегодняшний день официальная позиция по вопросу исчисления страховых взносов при проведении тестирования сотрудников в ситуации, аналогичной рассматриваемой, сводится к тому, что страховые взносы не начисляются только в том случае, если:
-
работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией и оплачивает тестирование;
или -
работодателем заключен с медицинской организацией соответствующий договор ДМС, в рамках которого в том числе проводятся необходимые исследования.
Если же сотрудники оплачивают услуги по тестированию за свой счет, а затем им возмещаются понесенные затраты, такие компенсации облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. Дополнительно смотрите письмо Минфина России от 13.10.2020 N БС-4-11/16741@.
В то же время в арбитражной практике существует позиция, согласно которой сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда (смотрите также Энциклопедию решений. Страховые взносы на выплаты в рамках трудовых отношений). Оплата тестирования сотрудника на предмет оценки уровня иммунитета, сформировавшегося после введения вакцины, к новому коронавирусу, по своей сути является разновидностью медицинских услуг. Данную выплату можно рассматривать в качестве выплаты социального характера, не являющейся вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, и на этом основании не включать в базу для начисления страховых взносов. В соответствии с правовой позицией, изложенной в том числе в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, от 03.12.2013 N 10905/13, от 10.12.2013 N 11031/13, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 303-КГ17-6952, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
В определении Верховного Суда РФ от 13.04.2020 N 309-ЭС20-3763 отмечалось, что вопреки доводам инспекции, ст. 422 НК РФ, содержащая исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, устанавливает исключения только из тех выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 420 НК РФ, к числу которых не относятся спорные выплаты, компенсирующие затраты работников на проведение медицинских осмотров.
В определении от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697 судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указывала: осуществлявшиеся предприятием выплаты по договорам на проведение периодических медицинских осмотров сотрудников (договор был заключен с медицинской организацией на срок менее одного года) не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, конкретных условий выполнения самой работы. Соответственно, они не являлись оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и не могут быть включены в объект обложения страховыми взносами.
Учитывая нормы ст. 20.1, 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также материалы судебной практики, считаем, что приведенная логика справедлива и в отношении страховых взносов "на травматизм" (смотрите, например, постановления АС Центрального округа от 05.03.2020 N Ф10-443/20 по делу N А83-7564/2018, от 25.03.2019 N Ф10-6334/18 по делу N А84-1891/2018, решение АС Астраханской области от 27.12.2019 по делу N А06-1601/2019, решении АС Новосибирской области от 29.11.2019 по делу N А45-35434/2019).
Тем не менее мы считаем, что в данном случае неначисление страховых взносов влечет за собой существенные налоговые риски.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
5 мая 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.