Автор: Никитин В., аудитор КГ «Аюдар»
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера" № 10/2019
Комментарий к Определению ВС РФ от 02.08.2019 № 309 ЭС19-12197.
Командировка во время декрета.
В Определении ВС РФ от 02.08.2019 № 309-ЭС19-12197 рассмотрен случай, когда сотрудница, находясь в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и работая на условиях неполного режима рабочего времени, была направлена в краткосрочную командировку. Положено ли ей за время командировки пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?
Части 1 и 2 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусматривают, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на данное пособие сохраняется, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком.
Статья 93 ТК РФ определяет, что по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части), как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами срок.
Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).
Из положений Трудового кодекса следует, что сотрудница, работающая на условиях неполного рабочего времени, может быть направлена в командировку, в которой она будет продолжать работать на условиях неполного рабочего времени.
В рассматриваемой ситуации сотрудница была направлена в четырехдневную командировку, где продолжала работать в режиме неполного рабочего дня.
Региональное отделение ФСС посчитало, что независимо от срока командировки сотрудница, находясь в другом населенном пункте, не осуществляет уход за ребенком, поэтому пособие ей за дни командировки не положено. В связи с вышесказанным фонд не зачел пособие по уходу за ребенком за эти дни, начислил страховые взносы, пени и штрафы. Но судебные инстанции единогласно поддержали работодателя, а с ними согласился и Верховный суд.
В частности, суд отклонил доводы ФСС о том, что за период командировки сотрудница, находясь в другом населенном пункте, не осуществляла уход за ребенком, поскольку осуществление ухода за ребенком не означает непрерывное присутствие работника в месте нахождения ребенка, в связи с чем направление работника, которому установлен режим неполного рабочего времени, в краткосрочную командировку само по себе не может служить основанием для признания работника прекратившим осуществлять уход за ребенком и утратившим вследствие этого право на пособие. В период кратковременного отсутствия в месте жительства уход за ребенком может быть организован в формах, не предполагающих личного присутствия (оплата услуг няни, контроль действий лиц, находящихся рядом с ребенком, и пр.).
Судьи также обратили внимание на положения п. 5 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048, согласно которому к случаям отсутствия родительского ухода за детьми-инвалидами отнесены, в частности, служебные командировки свыше одного календарного месяца.
Аналогичную позицию высказал АС ВВО в Постановлении от 05.10.2018 № Ф01-4416/2018.
Продолжительная командировка. Если командировка продолжительная (более месяца), велика вероятность, что суд поддержит позицию ФСС.
Например, АС ДВО в Постановлении от 25.05.2017 № Ф03-1760/2017 рассмотрел ситуацию, когда сотрудница, находя-
щаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и работающая в условиях неполного рабочего времени, была направлена в командировку на учебу в другой город на три с лишним месяца.
Суд согласился с фондом, что отсутствие застрахованного лица в такой период по месту жительства ребенка и, соответственно, фактическая невозможность осуществления ухода за ним являются основанием для прекращения выплаты пособия за период командировки.
При этом судьи не поддержали работников фонда в том, что для выплаты пособия после возвращения сотрудницы из командировки ей нужно было снова оформить отпуск по уходу за ребенком.
Суд указал, что по окончании командировки сотрудница, находясь в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, продолжала работать на условиях неполного рабочего времени, поэтому выплата пособия после окончания командировки правомерна. При этом законодательством повторная подача заявления о назначении пособия в случае убытия в командировку не предусмотрена.
* * *
Если сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и работает на условиях неполного рабочего времени, то при отправлении ее в командировку, по мнению ФСС, ей не полагается пособие. Суды не согласны с данным мнением: если командировка краткосрочная, право на пособие сохраняется.
Если учреждение желает избежать споров с ФСС и разногласий с сотрудницей, ему по возможности следует воздержаться от отправления сотрудницы в командировку до окончания отпуска по уходу за ребенком.