Автор: Коробейников С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ вводятся изменения в ряд нормативных актов, направленные на повышение МРОТ до величины прожиточного минимума. Рассмотрим вносимые новшества.

Увеличение МРОТ

В силу ст. 133 ТК РФ месячная зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Напомним, что согласно положениям данной статьи МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако введение данной нормы было отложено ст. 421 ТК РФ, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанного размера устанавливаются федеральным законом.

С 1 июля 2017 года МРОТ был равен 7 800 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ). Как следует из пояснительной записки к законопроекту № 274625-7, по оценке Минтруда численность работников с зарплатой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ составляет 4 млн человек, из них 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

В связи с этим Госдумой РФ и Советом Федерации было принято решение о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения. В частности, ст. 3 Федерального закона № 421-ФЗ были внесены поправки в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, в соответствии с которыми предусматривается установление МРОТ:

  • с 1 января 2018 года – 9 489 руб. в месяц (85% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года);

  • начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно, с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года.

Кроме того, законом предусмотрена защитная норма, согласно которой в случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года будет ниже его величины за II квартал года, предшествующего предыдущему году, МРОТ не уменьшается.

Напомним, что ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено применение МРОТ для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается, в частности, организациями, финансируемыми из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Пример 1.

Уборщице бюджетного учреждения установлены должностной оклад в размере 6 500 руб. и премиальные выплаты в размере 1 300 руб. В январе 2018 года она полностью отработала норму часов.

Рассчитаем зарплату работницы с 1 января 2018 года.

Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, установленного федеральным законом, он должен произвести уборщице доплату в сумме 1 689 руб. (9 489 – 7 800). Таким образом, ее заработная плата за январь 2018 года составит 9 489 руб. (7 800 + 1 689).

В то же время отметим: если работник трудится в режиме неполного рабочего времени, работает по совместительству или отработал не весь фонд рабочего времени, установленный на данный месяц, ТК РФ не гарантирует, что месячная заработная плата данного лица будет не ниже минимальной. В таких случаях оплата труда производится пропорционально отработанному сотрудником времени, поэтому зарплата совместителей, работников, трудящихся в режиме неполного рабочего времени, должна быть не менее соответствующей доли МРОТ.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что уборщица является совместителем. В январе 2018 года при норме рабочего времени, равной 136 часам при 40-часовой рабочей неделе, совместитель отработала 68 часов.

Зарплата работницы за январь 2018 года составит 3 900 руб. (7 800 руб. / 136 ч x 68 ч). В связи с тем, что она полностью отработала норму рабочего времени, ее зарплата не может быть меньше МРОТ – 4 744,5 руб. (9 489 руб. / 136 ч x 68 ч). Таким образом, работодатель должен произвести ей доплату до МРОТ в размере 844,5 руб. (4 744,5 – 3 900) и начислить 4 744,5 руб.

Особое внимание следует уделить расчету зарплаты работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Напомним, что в соответствии со ст. 315 ТК РФ повышенная оплата труда указанных работников обеспечивается, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). При этом ТК РФ и Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядка ее выплаты на Правительство РФ. Поскольку Правительство РФ данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют (в части, не противоречащей ТК РФ) принятые до введения в действие данного кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника (см. Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49).

Как отмечено в Постановлении КС РФ от 07.12.2017 № 38-П, в соответствии с Конституцией РФ вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления.

Верховный суд по конкретным делам неоднократно указывал, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких условиях, в силу ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть применены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (определения от 24.06.2011 № 52-В11-1, от 29.07.2011 № 56-В11-10 и от 07.10.2011 № 3-В11-31). Такжеданный вывод содержится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014, и в определениях ВС РФ от 17.05.2013 № 73-КГ13-1, от 21.12.2012 № 72-КГ12-6. Данные разъяснения Верховного суда признаны Конституционным судом правомерными и подлежат применению всеми организациями, в том числе бюджетными учреждениями.

Напомним, что за установление зарплаты в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность.

Пример 3.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что бюджетное учреждение расположено на территории, где установлен районный коэффициент 1,2.

Зарплата работницы за январь 2018 года составит 11 386,8 руб. (9 489 руб. x 1,2).

Таким образом, поскольку с 1 января 2018 года законодателем повышен МРОТ, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий его увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.

Что касается взаимосвязи размеров социальных пособий и МРОТ, отметим следующее. Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрены случаи, когда для расчета пособий нужно использовать МРОТ:

  • если у работника в расчетном периоде нет заработка или его заработок меньше МРОТ (ч. 1 ст. 14);

  • если стаж работника составляет менее шести месяцев (ч. 6 ст. 7);

  • если работник нарушил режим лечения (п. 1, 2 ч. 1 ст. 8);

  • если работник нетрудоспособен из-за алкогольного опьянения (п. 3 ч. 1 ст. 8).

С 1 января 2018 года минимальный средний заработок для расчета пособий составляет 311,96 руб. (9 489 руб. х 24 мес. / 730 дн.). С этим минимумом надо сравнивать средний дневной заработок при расчете пособий по страховым случаям, которые наступят в 2018 году.

О других изменениях, связанных с повышением МРОТ

Как уже было отмечено выше, повышение МРОТ до прожиточного минимума потребовало внесения поправок в ряд законодательных актов.

Прожиточный минимум.

Статьей 1 Федерального закона № 421-ФЗ были внесены поправки в ст. 4 и 7 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ. В соответствии с изменениями величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ, в субъектах РФ – в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Обратите внимание: прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ подлежат ежеквартальному официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по статистике в Интернете.

Потребительская корзина – это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ устанавливается не реже одного раза в пять лет. Поэтому с 1 января 2018 года должна быть введена новая потребительская корзина в связи с истечением пятилетнего срока действия потребительской корзины в целом по РФ. В связи с необходимостью доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения в ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 227-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми положения данного закона продлены до 31.12.2020 включительно.

Публично-правовые обязательства.

Как было отмечено выше,МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. В то же время в АПК РФ, КАСП РФ, ГПК РФ содержатся нормы о применении МРОТ для реализации публично-правовых обязательств. В частности, ч. 4 ст. 107 АПК РФ было предусмотрено, что за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия на работе в связи с явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени исходя из установленного федеральным законом МРОТ.

Федеральным законом № 421-ФЗ указанная коллизия устранена: предусмотрено, что с 2018 года порядок и размеры выплаты соответствующих компенсаций устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные поправки внесены в КАСП РФ, ГПК РФ.

Государственная социальная помощь.

Признана утратившей силу норма ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которой было преду­смотрено следующее: если в субъекте РФ не установлена величина прожиточного минимума, используется величина, определенная Правительством РФ. Данные поправки внесены ввиду утраты актуальности, поскольку в настоящее время величины прожиточных минимумов для основных социально-демографических групп населения установлены во всех субъектах РФ.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

1. С 1 января 2018 года установлен МРОТ, равный 9 489 руб. Он применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

2. Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.