Автор: М. О. Денисова

Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение" № 11/2017

При проверке правильности начисления пособий по больничным листам в первом полугодии 2017 года ФСС не принял к зачету несколько выплат. Нужно ли включить эти суммы в налоговую базу по страховым взносам и, соответственно, начислить взносы? Как правильно следовало отразить в бухучете и расчете по страховым взносам за девять месяцев 2017 года данные действия?

Официальная позиция: нужно доначислить взносы.

Согласно официальной позиции Минфина (которая доведена до сведения территориальных органов ФНС Письмом от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19093) суммы начисленных работнику выплат, которые не являются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию (по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС по результатам проверки), подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с гл. 34 НК РФ в общеустановленном порядке (Письмо от 01.09.2017 № 03-15-07/56382).

В обосновании данного вывода чиновники сослались на содержание ч. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Из этой нормы следует, что территориальный орган ФСС принимает решение о непринятии расходов к зачету в случае, если таковые произведены с нарушением законодательства РФ, не подтверждены документами, осуществлены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов. Это означает, что выплаченные пособия не имеют статуса страхового обеспечения (в данном случае – статуса пособий по временной нетрудоспособности, не подлежащих обложению взносами в соответствии со ст. 422 НК РФ), что и обуславливает необходимость обложения таких сумм страховыми взносами на общих основаниях.

Если следовать данной логике, в расчете по страховым взносам за девять месяцев 2017 года база для исчисления страховых взносов и сумма исчисленных страховых взносов по каждому виду страхования должны быть увеличены на суммы не принятых к зачету пособий и начисленных на них взносов.

Что касается не принятых к зачету выплат, согласно п. 8 ст. 431 НК РФ органы ФСС направляют информацию о них в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения (Письмо Минфина РФ от 12.07.2017 № 03-15-06/44403). Таким образом, сведения об отказе органом ФСС в зачете выплаченных пособий поступают в налоговый орган независимо от волеизъявления плательщика взносов.

В бухгалтерском учете не возмещаемая ФСС сумма должна быть сторнирована путем формирования проводки Дебет 69 Кредит 70 методом «красное сторно». Затем следует сделать новую запись Дебет 91-2 Кредит 70 на ту же сумму.

Судьям важны причины отказа в зачете.

Когда ФСС отказывает в зачете расходов на выплату пособий, не опровергая факт наступления страхового случая, арбитры считают, что увеличивать базу по страховым взносам не следует.

Так, в Определении ВС РФ от 04.08.2017 № 308-КГ17-680 была удовлетворена жалоба предприятия на действия ФСС по увеличению базы по страховым взносам на выплату пособий по беременности и родам внешним совместителям лишь потому, что они работали на предприятии меньше двух лет и оно не представило справки с основного места работы этих сотрудников о том, что им не выплачивалось такое пособие. Применительно к данной ситуации отказ фонда в принятии к зачету расходов на выплату спорных пособий не меняет их статуса – выплат, обусловленных наступлением страхового случая, то есть статуса страхового обеспечения. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. На эти выводы опирался ВС РФ и в другом судебном акте (см. Определение от 11.08.2017 № 310-КГ17-10343), затем ссылки на августовский документ появились и в постановлениях окружных судов.

В постановлениях АС ЗСО от 28.09.2017 № Ф04-3452/2017, от 11.09.2017 № Ф04-3182/2017 прозвучал еще один важный довод против включения не принятых ФСС сумм в базу по страховым взносам: в отсутствие опровержения факта наступления страхового случая отказ в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов. Социальная природа указанных выплат сохраняется, а факт непринятия к зачету расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции.

* * *

По мнению Минфина (которое учитывается налоговыми органами), если ФСС отказал организации в зачете расходов, соответствующие суммы пособий перестают быть таковыми и должны облагаться страховыми взносами на общих основаниях в качестве заработка сотрудников. При этом чиновники не поясняют, почему спорные выплаты следует считать именно оплатой труда, а не выплатой, к примеру, материальной выгоды работникам (которая в пределах 4 000 руб. не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами). У несогласных с такой постановкой вопроса есть шанс отстоять в суде необложение спорных сумм страховыми взносами. Важно, чтобы страховой случай действительно имел место. С августа 2017 года уже несколько подобных дел разрешено в пользу предприятий. До этого момента вопрос решался по-разному, были и отказные постановления. Если, например, ФСС не принял к зачету суммы выплаченных пособий по причине погрешности в расчетах, задвоения выплат и иных ошибок, приведших к неправильному определению величины пособия, судьи поддерживали чиновников и признавали правомерным исчисление страховых взносов с данных выплат (Постановление АС ДВО от 21.04.2017 № Ф03-495/2017 по делу № А51-13753/2016).