Автор: Е. А. Новикова
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера" № 6/2016
Комментарий к Постановлению АС ВВО от 03.03.2016 № А82-2993/2015.
В Постановлении АС ВВО от 03.03.2016 № А82-2993/2015 рассмотрен спор между сотрудниками ФСС и организацией о расчете пособия по уходу за вторым ребенком.
В 2016 году сотрудники ФСС имеют право провести выездную проверку расчета пособий и начисления страховых взносов в ФСС за период с 01.01.2013 по 31.12.2015. Об этом сказано в ч. 8 и 9 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ. Следовательно, пособия, которые были рассчитаны в 2012 году (то есть организация могла применить нормы Федерального закона № 343-ФЗ), тоже могут быть проверены, так как их выплаты производятся в 2013 году и далее.
Обратим ваше внимание на то, что сотрудники ФСС проверяли период с 01.01.2011 по 31.12.2013. В этот период действовал Федеральный закон № 343-ФЗ[1]. В соответствии с ч. 2 ст. 3 данного закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица может быть назначено, исчислено и выплачено по нормам Федерального закона № 255-ФЗ[2] (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленной Федеральным законом № 212-ФЗ[3] в 2010 году.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Если застрахованное лицо не работало (не осуществляло службу, иную деятельность) непосредственно перед наступлением указанного страхового случая, то пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
К сведению:
Нормы ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 343-ФЗ, предоставляющие право выбора застрахованным лицам порядка назначения, исчисления и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, к страховым случаям, наступившим с 01.01.2013, не применяются (Письмо ФСС РФ от 11.01.2013 № 15-03-18/12-169).
Теперь рассмотрим позиции организации и сотрудников контролирующего органа подробно.
Расчет пособия, который произвела организация.
В связи с тем, что сотрудница ушла в отпуск по уходу за вторым ребенком и, соответственно, у нее в двух календарных годах, предшествовавших этому событию, не было заработка, она написала заявление о замене календарного 2011 года на 2009 год для расчета среднего заработка. Данное заявление она написала в декабре 2011 года, то есть на тот момент организация имела право применить нормы Федерального закона № 343-ФЗ для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Таким образом, организация произвела расчет пособия по уходу за вторым ребенком аналогично расчету пособия по уходу за первым ребенком (в том же размере).
Расчет пособия по мнению сотрудников ФСС.
Они указали, что расчет пособия по уходу за вторым ребенком, сделанный организацией, неправильный. По мнению сотрудников ФСС, средний заработок для исчисления пособия по уходу за вторым ребенком необходимо рассчитать в соответствии с положением п. 11 (1) Постановления № 375[4] – определяется исходя из размера МРОТ, так как сотрудница не имела заработка за последние два года. Арбитры не согласились с выводами контролирующего органа и встали на защиту интересов организации.
Выводы арбитров.
Пункт 11 (1) Постановления № 375 применяется только в том случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в п. 6 и 11 этого постановления:
- не имело заработка;
- имело средний заработок, определенный за данные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
В названных выше ситуациях средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, предусмотренному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Пункт 11 (1) Постановления № 375 применяется в случае, если застрахованное лицо работало у страхователя до рождения первого ребенка более 12 месяцев, за что получало заработную плату. Следовательно, средний заработок застрахованного лица должен быть рассчитан за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая. При этом предыдущим страховым случаем признается рождение первого ребенка.
* * *
В заключение отметим, что начиная с 01.01.2013 применяются положения законодательства, которые действуют и в настоящее время: согласно п. 6 Постановления № 375 по общему правилу пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, названный в п. 11 этого постановления. Пунктом 11 Постановления № 375 предусмотрено: если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Обратите внимание:
Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (Письмо ФСС РФ от 30.11.2015 № 02-09-11/15-23247 «По вопросу замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде при исчислении размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком»).
[1] Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
[2] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
[3] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
[4] Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком».