Автор: Е. А. Соболева

Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера" № 3/2016

Комментарий к Постановлению АС ЗСО от 16.12.2015 № А27-8643/2015.

В комментируемом Постановлении АС ЗСО от 16.12.2015 № А27-8643/2015 рассмотрен спор между организацией и сотрудниками ФСС о расчете пособия по временной нетрудоспособности с учетом районных коэффициентов.

Напомним, что согласно п. 11 (1) Постановления № 375[1], в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в п. 6 и 11 данного постановления (за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности), не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (далее – МРОТ), предусмотренному федеральным законом на день наступления страхового случая. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом названных коэффициентов.

Позиция сотрудников ФСС.

Сотрудники данного ведомства считают, что сначала необходимо рассчитывать средний заработок исходя из МРОТ, а потом применять районный коэффициент. Приведем пример.

Пример 1 (расчет сотрудников ФСС)

С 01.09.2015 сотрудница работает в учреждении, расположенном в местности, где установлен районный коэффициент 1,3. До этого она нигде не работала. С 18.01.2016 по 22.01.2016 (5 кал. дн.) она болела, что подтверждается листком нетрудоспособности. За расчетный период ее заработок составил 100 000 руб. Рассчитаем пособие по временной нетрудоспособности.

Вначале определим средний дневной заработок работницы исходя из ее заработка. Он будет равен 136,99 руб. (100 000 руб. / 730 кал. дн.).

Далее необходимо исчислить средний заработок исходя из МРОТ. Он будет равен 203,97 руб. (6 204 руб. х 24 мес. / 730 кал. дн.), где 6 204 руб. – это МРОТ, установленный с 01.01.2016 Федеральным законом № 376-ФЗ[2].

Теперь сравним средний дневной заработок работницы с заработком, исчисленным исходя из МРОТ: 136,99 руб. < 203,97 руб. Таким образом, согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ[3] пособие по временной нетрудоспособности необходимо исчислить исходя из МРОТ. В связи с тем, что стаж сотрудницы составляет менее пяти лет, размер пособия нужно определить исходя из 60% среднего заработка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ). Итак, пособие по временной нетрудоспособности за пять дней болезни составит 795,48 руб. (203,97 руб. x 60% x 5 кал. дн. x 1,3), где 1,3 – это районный коэффициент, который установлен в местности, где расположено учреждение.

Обращаем ваше внимание на то, что такой расчет пособия по временной нетрудоспособности полностью соответствует разъяснениям сотрудников ФСС, представленным в Письме от 11.03.2011 № 14-03-18/05-2129.

Позиция организации.

По мнению организации, районный коэффициент необходимо применять при расчете среднего дневного заработка исходя из МРОТ. Приведем пример.

Пример 2 (расчет организации)

Условия те же, что и в примере 1.

Вначале рассчитывается средний дневной заработок работницы исходя из ее заработка. Он будет равен 136,99 руб. (100 000 руб./730 кал. дн.).

Далее необходимо исчислить средний заработок исходя из МРОТ. Он будет равен 265,16 руб. ((6 204 руб. х 24 мес. / 730 кал. дн.) х 1,3), где 1,3 – это районный коэффициент, который установлен в местности, где расположено учреждение.

Теперь сравним средний дневной заработок работницы с заработком, исчисленным исходя из МРОТ: 136,99 руб. < 265,16 руб. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности будет равно 795,48 руб. (265,16 руб. х 5 кал. дн. х 60%).

В нашем примере ответ и у сотрудников ФСС, и у организации получился одинаковым. Однако из этого расчета следует, что средний дневной заработок сравнивается с МРОТ, величина которого большее число, а значит, и пособие по временной нетрудоспособности может быть рассчитано из большей величины, а именно МРОТ < Средний дневной заработок, рассчитанный из заработка работника < МРОТ х Районный коэффициент.

Пример 3

С 01.09.2015 сотрудница работает в учреждении, расположенном в местности, где установлен районный коэффициент 1,3. До этого она нигде не работала. С 18.01.2016 по 22.01.2016 (5 кал. дн.) она болела, что подтверждается листком нетрудоспособности. За расчетный период ее заработок составил 150 000 руб. Рассчитаем пособие по временной нетрудоспособности.

Вначале определим средний дневной заработок работницы исходя из ее заработка. Он будет равен 205,48 руб. (150 000 руб. / 730 кал. дн.).

Далее исчислим средний заработок исходя из МРОТ без применения районного коэффициента. Он будет равен 203,97 руб. (6 204 руб. х 24 мес. / 730 кал. дн.).

Теперь исчислим средний заработок исходя из МРОТ с применением районного коэффициента. Он будет равен 265,16 руб. ((6 204 руб. х 24 мес. / 730 кал. дн.) х 1,3), где 1,3 – это районный коэффициент, который установлен в местности, где расположено учреждение.

Теперь сравним средний дневной заработок работницы с заработком, исчисленным исходя из МРОТ: 203,97 руб. < 205,48 руб. < 265,16 руб.

Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности необходимо рассчитывать из МРОТ с учетом районного коэффициента (265,16 руб.)

Из данного примера наглядно видно, что сотрудница может получить больший размер пособия по временной нетрудоспособности, если ее средний заработок сравнивать со средним заработком, исчисленным исходя из МРОТ с применением районного коэффициента.

Позиция арбитров.

Судьи обратили внимание на положение ст. 315 ТК РФ, в которой сказано, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Таким образом, районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях. Следовательно, ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ и положения Постановления № 375 необходимо применять с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом. Это значит, что при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться исходя из МРОТ с учетом действующего в соответствующей местности районного коэффициента, то есть районный коэффициент подлежит применению на первом этапе расчета пособия – при исчислении среднего дневного заработка (как из фактически отработанного времени, так и исходя из МРОТ).

Кроме того, арбитры отметили, что сотрудниками ФСС необоснованно применяется иной подход, который связан с неправильным толкованием норм трудового законодательства и законодательства о социальном страховании.

Обращаем ваше внимание, что аналогичный вывод был сделан в определениях ВС РФ от 27.03.2015 № 302-КГ15-1324, ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14, Постановлении АС УО от 07.10.2015 № Ф09-6790/15, в которых арбитры решили, что вначале необходимо применить районный коэффициент к МРОТ, а затем исчислить средний дневной заработок.


[1] Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[2] Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

[3] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».