М.В. Мужейко, юрист ООО «Аудиторская служба «СТЕК»;

О.А. Шлычкова, начальник консультационного отдела ООО «Аудиторская служба «СТЕК»

В свете кризисной ситуации в стране, растущей инфляции вопрос об индексации заработной платы стоит наиболее остро. В этой статье мы выясним, в какой мере является обязательной индексация для коммерческих организаций.

В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О индексация заработной платы рассматривается в качестве обязанности работодателей независимо от источников их финансирования. Индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Суд также указывает, что нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

В своем более позднем Определении от 19.11.2015 № 2618-О Конституционный суд отмечает, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.

Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1707-О).

На обязанность работодателя по осуществлению индексации заработной платы и на необходимость фиксации в локальном нормативном акте работодателя соответствующего порядка указывает и Федеральная служба по труду и занятости (письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1).

Между тем, никаких требований к размерам, порядку, а также периодичности индексации заработной платы работников, трудящихся у работодателей частного сектора, трудовым законодательством не установлено. Поэтому такие работодатели и их работники вправе в договорном порядке определить механизм индексации заработной платы и зафиксировать его в коллективном договоре (соглашении). Если этого не сделано, работодатель вправе определить порядок индексации заработной платы самостоятельно, дополнив уже действующий в организации локальный нормативный акт соответствующими положениями или утвердив отдельный локальный нормативный акт, целиком посвященный вопросам индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. С таким локальным нормативным актом (с изменениями, внесенными в уже действующий локальный акт) работодатель обязан ознакомить работников под роспись (часть вторая ст. 22 ТК РФ).

Таким образом, индексация заработной платы коммерческими организациями является обязательной. А вот сам порядок индексации заработной платы, в том числе ее периодичность, механизм и размеры относится исключительно к компетенции работодателя. Механизм и порядок индексации должен быть установлен коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом.

Отсутствие в локальном нормативном акте или в коллективном договоре порядка индексации заработной платы квалифицируется как нарушение трудового законодательства, влекущее административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ на должностных лиц в размере от 1 000 руб. до 5 000 руб., на юридических лиц от 30 000 руб. до 50 000 руб. (данный вывод подтверждается судебной практикой, например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 N 05АП-335/2008, решение Приморского краевого суда Приморского края от 28.11.2013).

Следует отметить судебную практику, посвященную порядку индексации заработной платы:

1) индексация заработной платы производится для всех лиц, работающих по трудовому договору (например, Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 06 августа 2013 г. по делу N 33-2691-2013; Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 6 июня 2012 г. N 11-8662; Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 29 октября 2012 г. по делу N 33-1635).

2) работодатель, не получающий бюджетного финансирования, вправе самостоятельно установить порядок индексации (например, Определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. N 913-О-О; Определение Ленинградского областного суда от 23 января 2013 г. N 33-217/2013; Кассационное определение Пермского краевого суда от 10 августа 2011 г. по делу N 33-8127; Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 04 апреля 2013 г. по делу N 33-2756; Апелляционное определение СК Пензенского областного суда от 10 июля 2012 г. N 33-1584).