Автор: Олексенко Александр Андреевич

Источник: сайт для начинающего финансового директора

Новый год для бухгалтера – очередная головная боль как списать всевозможные праздничные расходы компании. Как оформить подарки и премии сотрудникам, нужно ли удерживать страховые взносы со стоимости корпоративного мероприятия, что делать с учетом презентов партнерам и клиентам? Существует несколько способов приятно провести праздник, не нарушив при этом налогового законодательства.

Премии работникам компании

Праздничные выплаты достаточно прописать в кадровой документации. Согласно п.25 и п.2 ст.255 НК РФ выплаты стимулирующего характера за трудовые достижения относятся к расходам на оплату труда. Важным моментом в этой ситуации является то, что эти пункты должны быть предусмотрены в коллективном или трудовых договорах. В этом случае эти выплаты можно смело списывать при расчете налога на прибыль.

Некоторые чиновники относятся резко отрицательно к такому подходу, считая, что праздничные выплаты никак не связаны с трудовыми достижениями. Однако обоснованность расходов можно доказать путем указания этого пункта во внутренних документах компании. Если трудовой договор предусматривает выплату премий, значит, они носят стимулирующий характер и нацелены на получение дохода.

Для того чтобы избежать разногласий с контролирующими органами, лучше всего новогодние выплаты назвать премией по итогам работы за истекший год. Важно при этом правильно оформить выплаты. Следует помнить, что на любые премии, которые упомянуты в коллективном или трудовом договоре, необходимо начислять страховые взносы согласно ст.7 №212-ФЗ. Кроме этого с премий удерживается и НДФЛ.

На что обратить внимание при оформлении подарков

Подарки – главный атрибут праздника, их дарят сотрудникам и их детям, клиентам и партнерам. Согласно законодательству, стоимость подарков налоговую базу не уменьшает (п. l6 ст.270 HК РФ). Для того чтобы избежать разногласий с налоговым инспектором, выдавать подарки сотрудникам нужно не просто в честь праздника, а за конкретные достижения на трудовом фронте. В этом случае затраты учитываются как расходы на оплату труда.

Разнообразные презенты клиентам и потенциальным покупателям можно учесть в качестве расходов на рекламу. Подарки необходимо вручать в рамках рекламной компании. При этом следует учитывать, что на подарке должен быть размещен логотип компании. Стоимость презентов партнерам фирмы вполне можно списать как представительские расходы. В этом случае, опять же, нужно чтобы на сувенирах присутствовал логотип. Дополнительно обезопасить себя от возможных недоразумений можно выбирая презенты, которые не несут на себе никаких новогодних надписей, изображений и атрибутики. Как правило, у проверяющих не вызывают нареканий такие презенты как конфеты, алкоголь, блокноты, ручки, букеты цветов и т.п.

Налоговые органы считают, что вручение подарков является безвозмездной передачей товаров, поэтому необходимо начислять НДС (письмо №03-07- ll/16 Минфина РФ от 22.0 l.2009 года). При этом цена при покупке презента является налоговой базой. Если имеется счет-фактура, то «входной» налог с цены подарка можно принять к вычету. С подарков, стоимостью до 4 тыс. рублей, не удерживается НДФЛ. При этом презент может быть даже денежным. Это подтверждено письмом Минфина РФ № 03-04-06-0 l/302 от 23.11.2009 года. В этом случае оформлять выплату необходимо как подарок, т.е. по правилам гл.32 ГК РФ.

Если подарок стоит дороже 4 тыс. рублей, то он считается доходом в натуральной форме. С суммы, превышающей 4000 руб., удерживается НДФЛ. В случае невозможности удержания налогов с презента, об этом нужно информировать налоговиков во избежание неприятностей. Страховые взносы на стоимость подарка не начисляются, что подтверждено письмом №473-19 от 05.03.2010 года Минздравсоцразвития. Самое главное в этом моменте – заключить письменный договор дарения с работником компании.

Расходы на корпоративный банкет

Корпоративные мероприятия в виде банкетов проходят практически в каждой компании. Одно время проверяющие органы утверждали, что алкоголь и еда на празднике являются для работника доходом в натуральной форме, поэтому необходимо удержание НДФЛ. Разногласиям положило конец письмо № 03-04-06-0 l/86 от l5.04.2008 года Минфина РФ, в котором разъясняется, что раз доход невозможно персонифицировать, то и НДФЛ нельзя удержать. К тому же подтвердить участие всех сотрудников в мероприятии не представляется возможным, а значит определение размера дохода каждого из них также нереально.

С вопросом о том, следует ли начислять страховые взносы на стоимость корпоративных банкетов, чиновники расходятся во мнениях. Кто-то однозначно утверждает что нужно, а кто-то считает, что если банкет оплачивается из чистой прибыли компании, то в начислении страховых взносов нет необходимости. Согласно действующему законодательству, базой для начисления страховых взносов являются выплаты работникам в рамках трудовых отношений (ст.7 №212-ФЗ от 24.07.2009 года НК РФ).

Расходы на проведение корпоративных вечеринок к таким выплатам явно не относятся, так как мероприятие с трудовой деятельностью сотрудников не связано непосредственно. Официальной позиции по данному вопросу, к сожалению, нет, поэтому возможны разногласия и споры с проверяющими органами. Для того чтобы подстраховаться, опытные юристы советуют обратиться в Минздравсоцразвития с письменным запросом.

Праздничное украшение фасадов и витрин

Вопрос о том, можно ли списывать на расходы стоимость различных украшений, гирлянд и наряженных елок напрямую зависит от того, где размещены украшения – на фасаде, в витрине или торговом зале. Как правило, инспекторы не против декорирования витрин. Согласно п.4 ст.264 НК РФ такие затраты относятся к ненормируемым рекламным расходам. А вот гирлянды и мишура в торговом зале труднее поддаются обоснованию. Официальной позиции относительно декорирования торговых залов ни у ФНС, ни у Минфина нет.

Большинство чиновников против списания при расчете налога на прибыль таких расходов. Подстраховать себя можно внутренними документами, в которых необходимо указать, что компания украшает торговый зал с целью увеличения объема продаж и привлечения потенциальных покупателей. Нареканий со стороны налоговиков будет гораздо меньше, если у компании нет убытков. Сами чиновники рекомендуют списывать такие расходы за счет собственных средств, чтобы из-за небольших сумм не бегать по налоговым и судам.

Оформить внутренние документы, доказывающие, что украшения способствуют привлечению покупателей, можно с помощью постановления № КА-А4О/12070-09 ФАС от 25.11.2009 года.

Украшением фасадов зданий и прилегающей территории компаниям, в некоторых случаях, приходится даже не по своей воле. В Москве для предприятий сферы услуг и потребительского рынка действует распоряжение Правительства от 06.12.2006 года № 2521-РП, которое определяет порядок украшения фасадов и территорий. Местные муниципалитеты тоже не отстают, и пачками рассылают письма с настоятельными рекомендациями облагородить здания перед празднованием Нового года.

Расходы на украшение фасадов лучше всего проводить как внереализационные. Подтвердить обоснованность расходов можно, ссылаясь на письма и нормативные акты, присланные из муниципалитета. С наступающими вас праздниками.