М. Адонникова,
журнал «Московский бухгалтер» № 16, август 2008

С 1 июля 2008 года все государственные денежные пособия для граждан, имеющих детей, подлежат индексации по специальному коэффициенту. Это уже второй пересчет «детских» выплат, который необходимо произвести бухгалтерам в текущем году, и снова сделать это нужно задним числом.

Что индексируем?

Механизм индексации «детских» пособий впервые был введен законом от 1 марта 2008 г. № 18-ФЗ. Благодаря данному нормативному акту в законе от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ появилась новая статья 4.2 «Порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей». Среди упомянутых в ней выплат, непосредственно работодателем начисляются следующие:

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, которое выплачивается в размере 300 рублей (ст. 10 закона № 81-ФЗ);

– единовременное пособие при рождении ребенка, составляющее 8000 рублей (ст. 12 закона № 81-ФЗ);

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое в размере 40 процентов среднего заработка сотрудницы. При этом минимальный размер составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей – за вторым и последующими детьми, а максимальный предел таких выплат – 6000 рублей за полный календарный месяц (ст. 15 закона № 81-ФЗ).

В каком порядке?

Изначально предполагалось, что индексировать «детские» пособия необходимо, во-первых, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете (ст. 4 закона от 1 марта 2008 г. № 18-ФЗ), а во-вторых – раз в год. Как правило, к началу нового календарного года государственный бюджет на соответствующий период уже утвержден, а значит, определен и необходимый показатель инфляции. Таким образом, процедура индексации пособий не должна была в будущем доставить бухгалтерам особых хлопот, если не считать того факта, что введена она была в марте 2008 года, но распространяется на правоотношения, возникшие с начала года.

На момент вступления в силу закона № 18-ФЗ (3 марта 2008 года) правительство рассчитывало удержать инфляцию в текущем году на уровне 8,5 процента (закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ в редакции закона от 1 марта 2008 г. № 19-ФЗ). С поправкой именно на этот показатель в марте текущего года необходимо было пересчитать как суммы пособий, которые только предстояло выплатить, так и размер подобных выплат, уже перечисленных с начала года. По идее на этом можно было и успокоиться, если бы не одно но.

Инфляция – показатель весьма капризный, и немного в мире специалистов, способных точно предугадать его величину на будущий год. Собственно говоря, и правительство, обладающее всеми инструментами для сдерживания инфляции, частенько пересматривает свои прогнозы и планы, связанные с этим явлением. Так, согласно поправкам, внесенным в бюджет законом от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ (далее закон № 122-ФЗ) прогнозируемый уровень инфляции на текущий год составляет уже 10,5 процентов. В связи с этим законодателям пришлось несколько подредактировать и порядок пересчета «детских» пособий. Помимо корректировки показателя инфляции в Законе «О бюджете» появилось дополнение: установить размер индексации «детских» выплат с 1 января 2008 года – 1,085, с 1 июля 2008 года – 1,0185. Одновременно законом от 14 июля 2008 г. № 110-ФЗ (далее закон № 110-ФЗ) были внесены изменения и в Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Теперь подобные выплаты следует индексировать столько раз, сколько предусматривает закон о федеральном бюджете на очередной год. Впрочем, привязки к уровню инфляции размер индексации «детских» пособий от этого не утратил. Дело в том, что если перемножить коэффициент, предусмотренный для пересчета подобных выплат с 1 января 2008 года, и коэффициент, установленный с 1 июля текущего года, то в результате получатся те самые 10,5 процентов, в рамках которых кабинет министров намерен удержать инфляцию. Итак, в 2008 году размеры «детских» пособий составят:

1. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с учетом индексации:

с 1 января 2008 года – 300 х 1,085 = 325,5 рубля;

с 1 июля 2008 года – 325,5 х 1,0185 = 331,52 рубля.

2. Единовременное пособие при рождении ребенка с учетом индексации:

с 1 января 2008 года – 8000 х 1,085 = 8680 рублей;

с 1 июля 2008 года – 8680 х 1,0185 = 8840,58 рубля;

3. а) Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком с учетом индексации:

с 1 января 2008 года – 1500 х 1,085 = 1627,5 рубля;

с 1 июля 2008 года – 1627,5 х 1,0185 = 1657,61 рубля.

б) Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми с учетом индексации:

с 1 января 2008 года – 3000 х 1,085 = 3255 рублей;

с 1 июля 2008 года – 3255 х 1,0185 = 3315,22 рубля.

в) Максимальный размер пособия с учетом индексации:

с 1 января 2008 года – 6000 х 1,085 = 6510 рублей;

с 1 июля 2008 года – 6510 х 1,0185 = 6630,44 рубля.

Несмотря на то, что сами законодательные акты, внесшие изменения в порядок индексации, вступили в силу лишь 18 (закон № 110-ФЗ) и 30 (закон № 122-ФЗ) июля, в повышенном размере пособия должны выплачиваться уже с 1 числа данного месяца. Как подчеркнули в своем письме от 25 июля 2008 г. № 02-10/07-7293 представители Фонда социального страхования, это означает, что перечисленные за июль без учета индексации пособия подлежат перерасчету.

Перерасчет

Что касается единовременных пособий, связанных с рождением ребенка и ранней постановкой на учет в медицинских учреждениях, то их перерасчет не должен вызвать никаких сложностей. Достаточно просто проиндексировать уже выплаченную сумму. Единственное, на что обращают внимание специалисты ФСС – пособие при рождении ребенка корректируется с учетом инфляции лишь в том случае, если чадо появилось на свет непосредственно 1 июля или позднее.

Пример 1

2 июля 2008 года у сотрудницы ООО «Брилл» К. Сергеевой родился сын, в связи с чем ей было выплачено пособие в размере 8680 руб. Однако с учетом индексации с 1 июля оно должно составлять 8840,58 руб. Следовательно, Сергеевой необходимо доплатить 160,58 руб. (8840,58 руб. – 8680 руб.)

Немного сложнее обстоит дело с пособием по уходу за ребенком. Дело в том, что, как отмечают сотрудники соцстраха в том же письме № 02-10/07-7293, применение коэффициента индексации к самой сумме ежемесячных выплат, рассчитываемой в процентном отношении (40%) от среднего заработка, законом не предусмотрено. В данном случае с учетом инфляции корректируются лишь минимальный и максимальный пределы такого пособия. Таким образом, подобные выплаты, перечисленные в июле, могут подлежать перерасчету лишь в двух случаях.

Так, пересчитать пособие придется, если его сумма не достигает проиндексированного с 1 июля минимального размера.

Пример 2

Средний заработок сотрудницы ООО «Горн» О. Копытинской составляет 4075 руб. За июль ей выплачено пособие по уходу за первенцем в размере 1630 руб. (4075 руб. х 0,4). Поскольку эта цифра меньше проиндексированного с 1 июля минимального размера пособия, то она подлежит перерасчету. С учетом индексации подобная «детская» выплата не может быть меньше, чем 1657,61 руб. Следовательно, теперь перечислять пособие Копытинской необходимо именно в этом размере, а за июль нужно доплатить 27,61 руб. (1657,61 руб. – 1630 руб.)

Второй случай, когда пособие по уходу за ребенком, выплаченное за июль, необходимо пересчитать – если выплата производилась по максимуму. Тогда пособие подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка, но не выше проиндексированного максимального размера.

Пример 3

Средний заработок сотрудницы ЗАО «Путь» П. Гуджиевой составляет 16 375 руб. За июль 2008 года ей было выплачено пособие по уходу за вторым ребенком по высшей ставке 6510 руб. Однако 40 процентов от ее среднего заработка на самом деле представляет собой большую сумму: 16 375 руб. х 0.4 = 6550 руб.

Таким образом, 40 процентов от среднего заработка Гуджиевой с 1 июля текущего года уже меньше максимального размера пособия (6630,44 руб.), а значит, теперь ей следует перечислять 6550 руб. ежемесячно и доплатить за июль 40 руб. (6550 руб. – 6510 руб.)

Во всех же остальных случаях производить перерасчет нет никакой нужды.

Пример 4

Средний заработок сотрудницы ООО «Гудспид» К. Степенко составляет 13 750 руб. За июль ей выплачено пособие по уходу за вторым ребенком в размере 5500 руб. (13 750 руб. х 0,4). Поскольку данная сумма больше проиндексированного минимального размера пособия (3315,22 руб.) и не превышает максимальный предел (6630,44 руб.), то перерасчет производить не следует.

Отметим, что конкретные сроки для перерасчета ранее выплаченных «детских» пособий законодательство не устанавливает. Тем не менее затягивать с решением данной проблемы не стоит: доплатить причитающееся работникам лучше как можно скорее. При этом в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Дебет 69-1 Кредит 70

– доначислено пособие, выплачиваемое за счет средств ФСС;

Дебет 70 Кредит 50

– выплачена доначисленная сумма пособия.

Если фирма применяет общий режим налогообложения, то на общую сумму доплат следует уменьшить авансовые платежи по ЕСН, перечисляемые в Фонд социального страхования, за период, в котором фактически произведен перерасчет. Фирмы же, применяющие какой-либо спецрежим, могут предъявить подобную сумму к возмещению из соцстраха.

Что же касается отчетности, то при условии перерасчета пособий до конца сентября текущего года никаких изменений в нее вносить не придется. Дело в том, что отчетный период по ЕСН равен кварталу (ст. 240 НК). Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования также представляется в ФСС ежеквартально. Соответственно, и расчет авансовых платежей, и форма № 4-ФСС будут подаваться работодателями по итогам III квартала. Следовательно, в ней будут отражены уже проиндексированные суммы пособий.