Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В связи с изменениями в экономике РФ в 2022 году, которые привели к определенным материальным затруднениям российских граждан, в первой половине указанного года власти неоднократно заявляли, что намерены повысить МРОТ, прожиточный минимум и величину пенсий. Это должно компенсировать часть материальных потерь наиболее нуждающимся группам граждан. В итоге принято Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 973.
В соответствии с данным документом с 01.06.2022 страховые пенсии неработающих пенсионеров, прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда увеличились на 10%.
Повышение минимального заработка
В частности, МРОТ увеличился до 15 279 руб. Это увеличение имеет целью именно поднять доход низкооплачиваемых работников. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Поэтому с 01.06.2022 до указанного уровня нужно повысить размер месячной заработной платы тем сотрудникам, у которых он был ниже, в том числе тем, у которых заработная плата составляла 13 890 руб. (МРОТ, установленный с 01.01.2022) или более. Если этого не сделать, то организация может получить штраф по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.).
Это может быть сделано в виде повышения оклада или доплаты к нему, которая должна быть предусмотрена системой оплаты труда, то есть, как и оклад, является обязательной к выплате.
Обратите внимание: при сравнении заработной платы с МРОТ не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с особыми климатическими условиями (Постановление КС РФ от 07.12.2017 № 38-П).
Кроме того, не учитываются разовые премии, оплата сверхурочной, ночной работы, а также работы в выходные и праздничные дни, плата за внутреннее совместительство и совмещение должностей.
Соответствующие изменения надо внести в штатное расписание и другие локальные нормативные акты организации, регулирующие оплату труда.
Проверьте расчет отпускных и командировочных
Согласно п. 18 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом МРОТ.
То есть в расчете на полный месяц отпускные или командировочные, относящиеся к июню 2022 года или более позднему периоду, не могут быть менее 15 279 руб.
При выплате больничных учитывается новый МРОТ
Повышение МРОТ работодатели также должны учитывать при начислении работникам пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нахождения на больничном (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).
Так, согласно ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов (кроме выплаты данного пособия в случае ухода за больным ребенком в возрасте до восьми лет, то есть в размере 100% среднего заработка (п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ)).
В таком же порядке выплачивается пособие по беременности и родам застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев (ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ).
В обоих случаях, если больничный закрывается в июне, за дни данного месяца выплата пособия производится из расчета нового МРОТ.
Также согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в ч. 1 этой статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов. В рассматриваемой ситуации данную норму с учетом нового МРОТ следует применить, если указанные основания возникли 01.06.2022 или позднее.
В части 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлены особые правила и для случая, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 этой статьи, не имело заработка (а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже МРОТ, определенного с учетом этих коэффициентов).
В такой ситуации средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов.
К сведению: если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Кроме того, с 01.01.2021 в ч. 6.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ прописан особый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности, если оно оказалось ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – ниже МРОТ, определенного с учетом этих коэффициентов.
В такой ситуации данное пособие определяется исходя из МРОТ в следующем порядке:
-
размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, МРОТ, определенного с учетом этих коэффициентов, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности;
-
размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия по временной нетрудоспособности, определенного в соответствии с п. 1 указанной части, на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.
При этом если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисляемый в соответствии с ч. 6.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ исходя из МРОТ, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (ч. 6.2 этой статьи).
Также, как разъяснил ФСС в своих интернет-каналах и сайтах, размер минимального стандартного (140 дней) пособия по беременности и родам по страховому случаю, наступившему после 01.06.2022 при полной ставке рабочего времени, будет равен 70 324,8 руб. (15 279 руб. х 24 дн. / 730 дн. х 140 дн.), при осложненных родах (156 дней) – 78 361,92 руб. (15 279 руб. х 24 дн. / 730 дн. х 156 дн.), а при многоплодной беременности (194 дня) – 97 450,08 руб. (15 279 руб. х 24 дн. / 730 дн. х 194 дн.).
Расчетное минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет при условии наступления отпуска по уходу за ребенком после 01.06.2022 составит 6 111,6 руб. в месяц (15 279 руб. х 40%). При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком в любом случае не может быть ниже установленного минимального размера этого пособия в твердой денежной сумме.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком (вне зависимости от того, первый ли это ребенок или второй и последующие дети) равен 7 677,81 руб. за полный календарный месяц.
Данный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком действует с 01.02.2022, не зависит от даты наступления соответствующего отпуска и не изменится в связи с новым МРОТ.
О прожиточном минимуме
В силу Постановления Правительства РФ № 973 выросший прожиточный минимум на душу населения составит 13 919 руб., для трудоспособного населения – 15 172 руб., для детей – 13 501 руб., для пенсионеров – 11 970 руб.
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ предписано также произвести увеличение с 01.06.2022 на 10% величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установленной в субъекте РФ на 2022 год, с округлением до целого числа, в соответствии с правилами математического округления.
Кроме того, в названном постановлении определено, что величина прожиточного минимума в целом по РФ на 2023 год устанавливается до 01.11.2022, величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ на 2023 год – до 01.12.2022.
Показатель прожиточного минимума используется для оценки нуждаемости граждан при предоставлении таких мер государственной поддержки, как пособие женщинам, которые встали на учет в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 3 лет, выплаты на детей от 3 до 17 лет из малообеспеченных семей, федеральных и региональных социальных доплат к пенсиям. В общей сложности выплаты, привязанные к прожиточному минимуму, получают около 15 млн человек.
В данном случае речь идет о региональных величинах прожиточного минимума, которые, повторим, тоже должны быть повышены.
Также прожиточный минимум используют в качестве критерия нуждаемости при назначении социальных выплат.
Кроме того, величина прожиточного минимума применяется при исполнительном производстве для определения минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
О пенсиях
С 01.06.2022 вырастут пенсии – правда, только для неработающих (напомним, что таковые не могут фигурировать в отчете по форме СЗВ-М) пенсионеров; предполагается, что в среднем они поднимутся до 19 360 руб. и коснется это около 35 млн человек.
Постановлением Правительства РФ № 973 решено утвердить с 01.06.2022 в размере 1,1:
-
коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии;
-
коэффициент дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента;
-
коэффициент дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абз. 4–6 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пенсионному фонду предписано пересмотреть с 01.06.2022 размеры социальных доплат к пенсии с учетом увеличения величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ и в соответствующем субъекте РФ.