Источник: ИА "Гарант"

Кто и каким образом выплачивает компенсацию за время сборов сотрудников, пребывающих в мобилизационном людском резерве? Кто и как возмещает эту компенсацию?

В соответствии с частью первой ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом компенсацию за время исполнения этих обязанностей выплачивает государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой ст. 170 ТК РФ (часть вторая ст. 170 ТК РФ).

Согласно п. 2 ст. 51.2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) под мобилизационным людским резервом понимаются граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве.

Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами (п. 3 ст. 57.1 Закона N 53-ФЗ). В силу п. 1 ст. 57.7 Закона N 53-ФЗ резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности. Эта обязанность предусмотрена также и п. 40 Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 N 933 (далее - Положение).

Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы (п. 1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ, п. 42 Положения).

Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв регламентировано ст. 6 Закона N 53-ФЗ. Так, согласно п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы*(1).

Таким образом, работодатель обязан освободить работника - резервиста на время прохождения им военных сборов и выплатить ему за пропущенные рабочие дни средний заработок*(2). Поскольку специальных сроков оплаты указанного периода закон не предусматривает, полагаем, что оплата должна производиться в сроки, установленные в организации для выплаты заработной платы за соответствующую часть (части) месяца, на которую (которые) попадает период сборов (смотрите также ответ специалистов Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").

В силу п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ. Такой порядок установлен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлен перечень расходов организаций, подлежащих компенсации. Для работающих граждан компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (подп. 5 п. 2 Правил), в частности, в случае прохождения военных сборов или вызова военным комиссариатом для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов.

Расходы работодателя компенсируются за счет средств федерального бюджета (п. 3 Правил).

Выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (п. 4 Правил).

Согласно п. 5 Правил выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.

Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации (при наличии печати).

Следует отметить, что Правила не предусматривают конкретного перечня документов, которые работодателю необходимо представить в целях получения компенсации.

На наш взгляд, в данном случае организации следует представить в военкомат следующие документы:

  • сопроводительное письмо на официальном бланке с подписью руководителя и основной печатью организации;

  • счет с указанием банковских реквизитов организации;

  • расчет среднего заработка;

  • копии повестки и справки военного комиссариата*(3);

  • копии табеля учета рабочего времени с соответствующей отметкой за период отсутствия*(4);

  • документ, подтверждающий выплату среднего заработка (копия платежной ведомости).

Косвенно правомерность применения подобного перечня документов подтверждается и судебной практикой. Так, в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 N 18АП-13985/13 перечислены следующие документы, представленные работодателем в военкомат: "...требование о компенсации суммы понесенных расходов по уплате страховых взносов, исчисленных и уплаченных с выплат работникам за период прохождения ими военных сборов с приложением счета на оплату, выписки из табеля учетного рабочего времени, расчета среднего заработка, копии приказа, копии извещений, расчета страховых взносов..." (смотрите также постановления ФАС Московского округа от 28.06.2012 N Ф05-6371/12 по делу N А40-28247/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 N 09АП-35806/11).

Отметим также, что Правила не устанавливают срок, в течение которого военный комиссариат должен компенсировать расходы работодателя, связанные с исполнением работником воинских обязанностей*(5).
В случае отказа военкоматом в возмещении таких расходов организация вправе обратиться в суд (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 N 02АП-126/13).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

27 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


*(1) Отметим также, что гражданам, проходящим военные сборы, и гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, помимо выплат, предусмотренных ст. 6 Закона N 53-ФЗ, предоставляются также иные денежные выплаты, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ст. 6 Закона N 53-ФЗ). Перечень таких выплат установлен ст. 13.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

*(2) Смотрите также Вопрос: Сотрудник организации с 27 августа по 06 сентября 2019 года был призван на военные сборы. Средний заработок нужно выплатить за все календарные дни этого периода или только за рабочие? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.)

*(3) Документом, свидетельствующим о призыве сотрудника на военные сборы, является повестка из военкомата по форме согласно приложению 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности". Документ включает три части: расписку в получении, саму повестку и извещение для работодателя. Достаточным основанием для освобождения сотрудника от работы с сохранением должности и средней заработной платы является последний раздел бланка повестки - извещение, предназначенное для информирования работодателя. В извещении указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане, то есть период, на который придется освободить работника от исполнения им трудовых обязанностей. Подтверждением периода прохождения сборов является справка военного комиссариата по форме согласно приложению N 2 к Постановлению N 333.

*(4) В случае если организация ведет табель учета рабочего времени по унифицированным формам N Т-12 и N Т-13, утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, то невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей отмечаются буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23".

*(5) Следует заметить, что ранее действующее (до принятия Правил) Положение о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 157, предусматривало компенсацию расходов военными комиссариатами в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов (п. 5).