Автор: Мария Стригалева, руководитель юридической и аудиторской практики BLCONS GROUP
Установление «нерабочих дней» с сохранением заработной платы Указом Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» от 25.03.2020 №206 для российского законодательства и практики стали новеллой в полном смысле этого слова.
Разнообразие ситуаций, которые могли иметь место в период с 30 марта по 8 мая 2020 года, а именно: продолжение работы в очном режиме, перевод на дистанционную работу, установление всем или конкретным сотрудникам «нерабочих дней», объявление простоя для всех или отдельных работников, повлекло множество вопросов, один из которых касается порядка выплаты пособия по нетрудоспособности.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон №255-ФЗ), обеспечение пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:
1) утраты застрахованным лицом трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма);
2) необходимости осуществления застрахованным лицом ухода за больным членом семьи;
3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном "порядке" недееспособным.
При наступлении вышеперечисленных случаев пособие выплачивается застрахованным лицам в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Работодатель обязан назначить сотруднику пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 дней с момента получения необходимых документов и выплатить его в ближайший установленный для выплаты зарплаты день (п. 1 ст. 15 Закон №255-ФЗ). При этом руководители организаций, на которые распространяется режим нерабочих дней, обязаны обеспечить на вверенных им объектах соблюдение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, промышленной, транспортной безопасности, а также иных обязательных требований, норм и правил (п. 8 Рекомендаций Минтруда от 26.03.2020). Следовательно, обязаны обеспечить соблюдение порядка начисления и выплаты пособий по нетрудоспособности.
По тем сотрудникам, которые работали очно или дистанционно вопросов ни у кого не возникает. В отношении работников, которые находились в простое и заболели, Закон №255-ФЗ предусматривает следующие варианты:
-
если нетрудоспособность наступила до простоя и длилась в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам;
-
если работник заболел в период простоя, в соответствии с п.5 статьи 9 Закона №255-ФЗ пособие по нетрудоспособности за период простоя не назначается.
Но в статье 9 Закона №255-ФЗ установлены и иные периоды, за которые пособие по нетрудоспособности не назначается, например, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска (п.п.1 п.1 ст.9 Закона № 255-ФЗ).
Но возникает вопрос, должно ли начисляться пособие сотруднику, в отношении которого действовал режим «нерабочих дней». Относится ли период «нерабочих дней» к периоду освобождения от работы, указанному в п.п.1 п.1 ст.9 Закона № 255-ФЗ. Вопрос этот остро обозначился в последнее время на фоне размещения на сайтах крупнейших компаний, предоставляющих программное обеспечение для сдачи отчетности по электронным каналам связи, информации о том, что «нерабочие дни» относятся к случаям освобождения от работы, за который пособие по нетрудоспособности не начисляется.
В Трудовом кодексе РФ понятие «освобождение от работы» отсутствует, но предусмотрены случаи, когда допускается освобождение от работы с сохранением заработной платы:
-
участие в коллективных переговорах, в подготовке проекта коллективного договора (ст. 39 ТК РФ);
-
участие в работе примирительной комиссии, когда работник выступает в роли трудового арбитра при разрешении коллективного трудового спора (ст. 405 ТК РФ);
-
когда работник является членом комиссии по трудовым спорам и участвует в ее работе (ст. 171 ТК РФ);
-
для прохождения обязательного медицинского осмотра (ст. 185, 212, 219 ТК РФ);
-
когда работник сдает кровь и ее компоненты (ст. 186 ТК РФ);
-
в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности по причине нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника (ст. 220 ТК РФ) и пр.
Следует признать, что приведенные в Трудовом кодексе РФ случаи освобождения от работы с сохранением заработной платы являются исключительными, фактически имеющими целью обеспечить гарантии сохранения заработной платы работникам в определенных ситуациях. Но данный перечень ситуаций, предусмотренный Трудовым кодексом, не является открытым.
Поэтому неправомерно признавать «нерабочие дни», установленные Указом Президента №206, к перечисленным в Трудовом кодексе РФ ситуациям освобождения от работы. Они были установлены императивно, и их введение не зависело от воли работодателя или работника. Поэтому если период болезни, приходящейся на период с 30 марта по 8 мая 2020 года, работник не находился в оплачиваемом отпуске, на него не распространялся режим простоя, пособие по нетрудоспособности должно быть назначено, выплачено работодателем, и возмещено Фондом социального страхования (далее – ФСС). В противном случае, работодатель будет лишен права на возмещение выплаченных болевшим сотрудникам сумм, что приводит к умалению предусмотренных Законом №255-ФЗ гарантий, ведь работодатели, как страхователи, будут, во-первых, лишены права на возмещения своих затрат из средств ФСС, формируемых за счет страховых взносов, выплачиваемых этими работодателями. Во-вторых, работодатели обязаны будут начислить страховые взносы на выплаченные сотрудникам суммы, не признаваемые пособием по нетрудоспособности.
Учитывая вышеизложенное, представляется незаконным лишение работодателей (страхователей) гарантии на возмещение выплаченных работникам (застрахованным лицам) сумм по оплате «больничных», приходящихся на период «нерабочих дней».
В настоящее время юристы BLCONS GROUP совместно с клиентом подготавливают запрос в ФСС с целью получения разъяснений по данному вопросу. После получения разъяснений мы доведем их до сведения читателей.