Компания ГАРАНТ

Неправильное указание кода ОКАТО в декларациях и при уплате налога имело место в течение длительного времени. Возможно ли применение штрафных санкций со стороны налоговых органов в связи с данной ошибкой?

Налоговые декларации

В общем случае п. 1 ст. 81 НК РФ предусматривает, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

В свою очередь, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Таким образом, если обнаруженная налогоплательщиком ошибка к занижению суммы налога не приводит, то подача уточненной декларации - это право, а не обязанность налогоплательщика.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

То есть указание ошибочного кода ОКАТО в налоговой декларации само по себе не влечет занижение суммы налога, подлежащей уплате, или ее уплату в несооответствующий бюджет и не влечет обязанности налогоплательщика представить уточненную декларацию.

Арбитражными судами при рассмотрении споров, связанных с неправильным указанием кода ОКАТО в налоговых декларациях, принимались следующие решения.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.04.2009 N А32-12440/2008-3/148 отмечено, что налоговое законодательство не содержит такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание кода ОКАТО в случае поступления подлежащих уплате сумм налога в соответствующий бюджет. Ошибочное указание кода ОКАТО в декларации не влечет неуплату налога либо иные негативные последствия для бюджета.

Подобные выводы сделаны также в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2007 N А19-19632/06-Ф02-1816/2007.

А в решении Арбитражного суда Московской области от 02.05.2007 по делу N А41-К2-22325/06 (ознакомиться с данным решением можно, перейдя по ссылке: http://www.resheniya-sudov.ru/2007/137121) судьи указали, что наличие ошибок при заполнении не лишает налоговую декларацию ее статуса, ответственность за представление этого документа неустановленного содержания действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Соответственно, налоговый орган в нарушение положений п. 4 ст. 80 НК РФ неправомерно отказал в принятии декларации в связи с отсутствием, в частности, кода ОКАТО.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.12.2005 N Ф08-6052/05-2392А говорится, в частности, что неверное указание в декларации кода ОКАТО не препятствует идентификации налогоплательщика.

С учетом изложенного полагаем, что организация вправе, но не обязана представлять в налоговый орган по месту учета уточненные налоговые декларации.

Уплата налогов

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Минфином России по согласованию с ЦБ РФ (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил в поле 105 платежного поручения указывается значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ.

Обязанность по уплате налога не может считаться исполненной, в частности, в случае, если плательщиком в платежном поручении неправильно указаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, повлекшие неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (п. 4 ст. 45 НК РФ).

Если же налогоплательщик в установленном порядке уплатил налог, правильно указав счет Федерального казначейства и наименование банка получателя, в результате чего этот налог подлежит перечислению в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то обязанность по уплате налога признается исполненной (письма Минфина России от 16.07.2012 N 03-02-07/1-176, от 13.09.2006 N 03-02-07/1-249).

В п. 42 постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении ст. 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В то же время в п. 7 ст. 45 НК РФ определен порядок действий налогоплательщика, если он обнаружил ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшую неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

В этом случае налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Также по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты плательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Приказом ФНС РФ от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@ утверждена форма решения об уточнении платежа и порядок ее заполнения.

Как показывает судебная практика, суды придерживаются той позиции, что при указании в платежном поручении неверного ОКАТО основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за несвоевременную уплату налога отсутствуют, если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет (постановления ФАС Уральского округа от 10.10.2012 N Ф09-9057/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 N Ф04-3123/2012 по делу N А45-15055/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.04.2009 N А32-12440/2008-3/148, от 20.12.2005 N Ф08-6052/05-2392А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 N А33-17476/2010, от 09.04.2007 N А19-19632/06-Ф02-1816/2007).

При этом в постановлении ФАС Уральского округа от 10.10.2012 N Ф09-9057/12 судьи пришли к выводу, что налогоплательщиком обязанность по уплате налога исполнена, несмотря на то, что суммы НДФЛ были уплачены в бюджет несоответствующего муниципального образования. Суд также указал, что Законодательство о налогах и сборах и, в частности, положения ст.ст. 44, 45 НК РФ не связывают факт уплаты налоговых платежей с правильностью указания налоговым агентом кода ОКАТО в соответствующем поле назначения платежа расчетных документов на перечисление налогов на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Таким образом, если налогоплательщик неверно указал ОКАТО, то ответственность по ст. 122 НК РФ, связанная с неуплатой налога, формально возникать не должна. Однако наличие обширной судебной практики по этому вопросу показывает, что вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов в этом случае исключить нельзя.


Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аксенов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

24 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.