Автор: Зарипова М. Р., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по страховым взносам (по форме 4-ФСС). Начиная с отчетности за девять месяцев 2017 года расчет подается по обновленной форме с учетом поправок, внесенных Приказом ФСС РФ от 07.06.2017 № 275 (Информация ФСС РФ от 30.06.2017). О том, что изменилось и на какие нюансы следует обратить внимание, расскажем ниже.
Состав отчетной формы
Расчет по страховым взносам на травматизм за девять месяцев 2017 года представляется по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381, с учетом изменений, внесенных Приказом ФСС РФ № 275.
В соответствии с Приказом ФСС РФ № 381 форма расчета содержит титульный лист и шесть таблиц.
Номер таблицы | Наименование таблицы |
1 | Расчет базы для начисления страховых взносов |
1.1 | Сведения, необходимые для исчисления страховых взносов страхователями, указанными в п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ |
2 | Расчет по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
3 | Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
4 | Численность пострадавших (застрахованных) в связи со страховыми случаями в отчетном периоде |
5 | Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года |
В соответствии с п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утвержденного Приказом ФСС РФ № 381 (далее – Порядок № 381), титульный лист, таблицы 1, 2 и 5 формы расчета являются обязательными для представления всеми страхователями.
В случае отсутствия показателей для заполнения таблиц 1.1, 3 и 4 они не заполняются и не представляются.
Сроки и порядок подачи отчета
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ расчет 4-ФСС представляется в территориальный орган ФСС по месту регистрации бюджетного учреждения в следующие сроки:
-
не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, – если отчетность направляется в электронном виде (25.10.2017);
-
не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, – если она сдается в бумажном виде (20.10.2017).
Технология приема расчетов страхователей по форме 4-ФСС утверждена Приказом ФСС РФ от 09.03.2017 № 83.
Напомним, что за непредставление расчета 4-ФСС в установленном порядке ст. 26.30 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена ответственность:
-
нарушение срока подачи расчета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.;
-
несоблюдение порядка направления расчета в электронной форме в установленных случаях приводит к наложению штрафа в размере 200 руб.
Заполнение титульного листа
Титульный лист заполняется в обычном порядке. Как и ранее, в нем отражается информация об организации, приводятся сведения о наименовании учреждения с указанием ИНН, КПП, ОГРН, кода вида деятельности по ОКВЭД, почтовом адресе (п. 5.7 – 5.11, 5.13 Порядка № 381). Одним из новшеств, на которые следует обратить внимание, является проставление в соответствующем поле признака страхователя в зависимости от источника финансирования. Так, федеральные бюджетные учреждения должны указать код «1» (финансирование из федерального бюджета), учреждения субъекта РФ – код «2» (финансирование из бюджета субъекта РФ). Муниципальные учреждения в данном поле проставляют код «3». Если бюджетные организации получают смешанное финансирование, в этом поле следует отразить код «4».
Кроме перечисленной информации на титульном листе фиксируются (п. 5.14 Порядка № 381):
-
численность работающих инвалидов;
-
численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Обратите внимание: среднесписочная численность работников рассчитывается в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498 (вступил в силу 01.01.2017).
Достоверность и полнота поданных сведений подтверждаются подписью страхователя или его представителя либо правопреемником, заверяются печатью с указанием даты подачи отчета. При направлении расчета по почте приводится дата отправки почтового отправления (п. 5.17 Порядка № 381).
Заполнение таблиц 1, 2 и 5
Далее обозначим основные нюансы заполнения обязательных таблиц расчета по страховым взносам на травматизм.
Номер таблицы | Отражаемые сведения |
1 | В данной таблице страхователь должен отразить следующую информацию о выплатах, произведенных в пользу работников, с указанием размера тарифа (п. 7.1 – 7.9 Порядка № 381): 1) сумма выплат и иных вознаграждений, осуществляемых в пользу работников организации (строка 1), с детализацией на выплаты, на которые страховые взносы не начисляются (строка 2), и выплаты, которые производятся в пользу работающих инвалидов (строка 4); 2) размер страхового тарифа, устанавливаемый в зависимости от класса профессионального риска, к которому относится плательщик страховых взносов (страхователь) (строка 5); 3) скидка к страховому тарифу (строка 6), надбавка к страховому тарифу (строки 7 и 8); 4) размер страхового тарифа с учетом скидки (надбавки) в процентах (строка 9) |
2 | В таблице 2 отражается состояние расчетов с ФСС по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с п. 11.9, 11.10 Порядка № 381 строки 9 и 12 таблицы 2 детализируют информацию по задолженности за территориальным органом ФСС. Так, по строке 9 отображаются суммы задолженности, образовавшейся за счет превышения произведенных расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний над суммой страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС. По строке 12 показываются суммы задолженности, образовавшейся за счет излишне уплаченных страхователем сумм страховых взносов. Заметим, что показатель строки 12 должен быть равен показателю строки 9 отчета за предыдущий расчетный период (п. 11.11 Порядка № 381). В строках 1 и 19 раскрывается информация о задолженности страхователя на начало и конец расчетного периода (п. 11.1, 11.16 Порядка № 381). Суммы не принятых к зачету расходов по актам выездных и камеральных проверок территориального органа ФСС за прошлые расчетные периоды отражаются по строке 4 (п. 11.4 Порядка № 381). По строке 5 приводится сумма страховых взносов, начисленная за прошлые расчетные периоды страхователем, подлежащая уплате в территориальный орган ФСС (п. 11.5 Порядка № 381). По строке 6 отражаются суммы, полученные от территориального органа фонда на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленных страховых взносов (п. 11.6 Порядка № 381). При заполнении таблицы 2 следует обратить внимание на новые строки (1.1 и 14.1), введенные Приказом ФСС РФ № 275.Их заполняют страхователи-правопреемники и организации, в состав которых входили такие обособленные подразделения. По данным строкам отражаются: – сумма задолженности реорганизованного страхователя и (или) снятого с учета обособленного подразделения перед территориальным органом ФСС (строка 1.1); |
5 | В данной таблице указываются сведения о проведении специальной оценки условий труда. По строке 1 в графе 3 отражаются данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих специальной оценке условий труда, вне зависимости от того, проводилась ли на них такая оценка (п. 14.1 Порядка № 381). По строке 1 в графах 4 – 6 показываются сведения о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, в том числе отнесенных к местам с вредными и опасными условиями труда, содержащиеся в отчете о проведении этой оценки. Если такая оценка страхователем не проводилась, в графах 4 – 6 ставится ноль («0»). По строке 2 в графах 7 – 8 указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры (п. 14.2 Порядка № 381). Данные графы заполняются в соответствии со сведениями, содержащимися в заключительных актах медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников, и сведениями, содержащимися в заключениях по результатам предварительного медицинского осмотра, выданных работникам, прошедшим указанные осмотры за предшествующий год |
Заполнение таблиц 3 и 4
Скажем несколько слов о заполнении таблиц 3 и 4. Необходимость отражения показателей в таблице 3 возникает, если у бюджетного учреждения есть расходы, осуществляемые за счет страховых взносов на травматизм (например, выплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, приобретены средства индивидуальной защиты для работников, аптечки для оказания первой помощи, проведена специальная оценка условий труда).
Для справки: порядок отражения операций по приобретению материальных запасов и оказанию услуг в рамках мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в счет начисляемых страховых взносов на травматизм представлен в письмах Минфина РФ от 29.12.2016 № 02-07-10/79030, от 23.12.2016 № 02-07-10/77807.
При заполнении таблицы 3 необходимо руководствоваться правилами, изложенными в п. 12.1 – 12.6 Порядка № 381.
Номер строки | Отражаемая информация |
1, 4, 7 | По данным строкам показываются расходы, произведенные страхователем в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, из них: – по строкам 2, 5 – расходы, произведенные страхователем пострадавшим, работающим по внешнему совместительству; |
9 | По этой строке приводятся расходы, произведенные страхователем на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Данные расходы осуществляются в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (п. 12.2 Порядка № 381) |
10 | Эта строка является контрольной. В ней показывается сумма показателей строк 1, 4, 7, 9 |
11 | По данной строке справочно отражается сумма начисленных и невыплаченных пособий, за исключением пособий, начисленных за последний месяц отчетного периода, в отношении которых не пропущен установленный законодательством РФ срок выплаты |
Таблица 4 тесно связана с таблицей 3. В данной таблице приводится численность пострадавших (застрахованных) в связи со страховыми случаями. При заполнении таблицы 4 (п. 13 Порядка № 381):
-
по строке 1 данные указываются на основании актов о несчастных случаях на производстве по форме Н-1 с выделением числа случаев со смертельным исходом (строка 2);
-
по строке 3 данные заполняются на основании актов о случаях профессиональных заболеваний;
-
по строке 4 отражается сумма значений строк 1, 3 с выделением по строке 5 числа пострадавших (застрахованных) по случаям, закончившимся только временной нетрудоспособностью. Данные по строке 5 заполняются на основании больничных листов.
При заполнении строк 1 – 3 на основании актов о несчастных случаях на производстве по форме Н-1 и актов о случаях профессиональных заболеваний следует учитывать страховые случаи за отчетный период по дате проведения экспертизы по проверке наступления страхового случая.
Рассмотрим пример заполнения таблиц 3 и 4.
Пример.
В бюджетном учреждении, не являющемся участником пилотного проекта, за девять месяцев 2017 года были начислены страховые взносы на травматизм в сумме 34 853 руб. Кроме того, были произведены следующие расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
– было выплачено пособие в связи с несчастным случаем на производстве в сумме 15 600 руб. (25 кал. дн.);
– был оплачен отпуск для санаторно-курортного лечения продолжительностью 14 дн. в размере 23 400 руб.;
– была проведена специальная оценка условий труда на сумму 16 300 руб.
По согласованию с ФСС был произведен зачет расходов на проведение специальной оценки условий труда в счет уплаты страховых взносов на травматизм.
Расходы были отражены по коду вида финансового обеспечения 2 «Приносящая доход деятельность».
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены страховые взносы на травматизм | 2 109 60 213 | 2 303 06 730 | 34 853 |
Начислено пособие по временной нетрудоспособности | 2 303 06 830 | 2 302 13 730 | 15 600 |
Удержан НДФЛ | 2 302 13 830 | 2 303 01 730 | 2 028 |
Выплачено пособие по временной нетрудоспособности из кассы организации | 2 302 13 830 | 2 201 34 610 | 13 572 |
Начислены отпускные в связи с санаторно-курортным лечением* | 2 303 13 830 | 2 302 13 730 | 23 400 |
Удержан НДФЛ | 2 302 13 830 | 2 303 01 730 | 3 042 |
Выплачены отпускные из кассы учреждения | 2 302 13 830 | 2 201 34 610 | 20 358 |
Проведена специальная оценка условий труда | 2 109 60 226 | 2 302 26 730 | 16 300 |
Оплачены расходы на проведение специальной оценки условий труда | 2 302 26 830 | 2 201 11 610 | 16 300 |
Начислена компенсация затрат по проведению специальной оценки условий труда | 2 209 30 560 | 2 401 10 130 | 16 300 |
Произведен зачет расходов в рамках производственного травматизма | 2 303 06 830 | 2 209 30 660 | 16 300 |
* Если работник имеет право на лечение в связи с произошедшим с ним несчастным случаем на производстве, согласно п. 10 ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ организация обязана предоставить сотруднику, нуждающемуся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно. При этом оплата отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного законодательством РФ) осуществляется в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ для оплаты отпусков. Кроме того, оплата такого отпуска производится страхователем и засчитывается в счет уплаты страховщику страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 и 32 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286).
Таблицы 3 и 4 будут заполнены следующим образом.
Таблицы 3 и 4 – СКАЧАТЬ
Заполнение расчета 4-ФСС участником пилотного проекта
01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1427, в соответствии с которым пилотный проект по выплате работникам пособий напрямую из ФСС продлен до 31.12.2019. С 01.07.2017 в пилотном проекте участвуют 59 субъектов РФ. Для участников пилотного проекта Приказом ФСС РФ от 28.03.2017 № 114 утверждены особенности заполнения формы 4-ФСС.
Страхователи, являющиеся участниками пилотного проекта на 01.01.2017:
-
не заполняют показатели строки 15 «Расходы по обязательному социальному страхованию» в таблице 2;
-
не заполняют и не представляют таблицу 3.
Страхователи, которые присоединились к пилотному проекту с 01.07.2017, при заполнении расчета 4-ФСС должны учесть следующие нюансы:
-
показатели строки 15 по графе 1 «За последние три месяца отчетного периода», по строкам «1 месяц», «2 месяц», «3 месяц» в таблице 2 не заполняются;
-
в таблице 3 данные по расходам, произведенным за счет средств ФСС, отражаются страхователями по состоянию на 1 июля года присоединения субъекта РФ к пилотному проекту. Начиная с I квартала 2018 года, следующего за годом подключения субъекта РФ к пилотному проекту, в подаваемом расчете по страховым взносам данная таблица не заполняется и не представляется;
-
суммы расходов на предупреждение травматизма, произведенных страхователем в 2017 году, не принятых к зачету ФСС на 01.07.2017, отражаются страхователями путем уменьшения ранее приведенных показателей по расходам по строке 15 в графе 1 «На начало отчетного периода» и графе 3 «Сумма» таблицы 2, а также по соответствующим строкам таблицы 3.
Представление уточненных расчетов
На основании п. 1.1 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ при обнаружении страхователем в поданном им расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, страхователь обязан внести необходимые изменения в расчет и представить его в территориальный орган ФСС.
Если обнаруженные ошибки не приводят к занижению суммы страховых взносов, страхователь вправе внести в расчет поправки и подать в территориальный орган ФСС уточненный расчет. При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока его подачи, не считается переданным с нарушением срока (п. 1.2 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ).
Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в территориальный орган ФСС до истечения срока подачи расчета, он считается переданным в день направления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (п. 1.3 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ).
В случае представления уточненного расчета после истечения срока подачи расчета и срока уплаты страховых взносов страхователь освобождается от ответственности (п. 1.4 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ):
1) при представлении уточненного расчета до момента, когда страхователь узнал об обнаружении территориальным органом ФСС факта неотражения или неполноты отражения сведений в расчете, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо назначении выездной проверки за данный период при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
2) при представлении уточненного расчета после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Заметим, что уточненный расчет подается по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.
* * *
Кратко сформулируем основные выводы:
1) расчет по форме 4-ФСС за девять месяцев должен быть представлен по обновленной форме в электронном виде 25.10.2017, а на бумаге – 20.10.2017;
2) на титульном листе отчета бюджетное учреждение должно указать вид получаемого финансирования;
3) если бюджетное учреждение является правопреемником реорганизованной организации, при заполнении таблицы 2 необходимо заполнить строки 1.1 и 14.1, указав в них:
-
сумму задолженности реорганизованного страхователя и (или) снятого с учета обособленного подразделения перед территориальным органом ФСС (строка 1.1);
-
сведения о задолженности территориального органа ФСС перед реорганизованным страхователем и (или) снятым с учета обособленным подразделением (строка 14.1).