Автор: Логинова Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Расчет по страховым взносам (форма которого утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) в 2017 году страхователи представляют в налоговую инспекцию. За предыдущие два отчетных периода (I квартал и полугодие) выявился ряд проблем, с которыми сталкивались работодатели при подготовке и представлении обозначенного расчета. Часть из возникших вопросов своевременно разъяснили официальные органы. Эти рекомендации, разумеется, следует учесть при подготовке отчета за 9 месяцев.
О проблемах, возникающих при оформлении и сдаче расчета по страховым взносам, и способах их решения (предложенных в том числе контролирующими органами) мы и поговорим в рамках данного материала.
Порядок представления расчета по страховым взносам
Напомним основные правила представления обозначенного расчета.
1. Лица, производящие выплаты в пользу физических лиц (то есть работодатели), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Соответственно, крайним сроком для подачи расчета за 9 месяцев 2017 года является 30 октября 2017 года.
Подача расчета с опозданием установленного срока для работодателя чревата штрафными санкциями, размер которых определен ст. 119 НК РФ (5% не уплаченных в установленный срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, за каждый месяц просрочки уплаты, но не более 30% суммы взносов и не менее 1 000 руб.).
Кроме того, для должностных лиц организации-работодателя за подобное правонарушение предусмотрена административная ответственность по ст. 15.5 КоАП РФ (предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 руб.).
Обратите внимание: в соответствии с действующими налоговыми нормами налоговые органы не вправе приостанавливать операции по расчетным счетам плательщика взносов в случае нарушения сроков сдачи расчета по страховым взносам. Такие разъяснения даны в письмах ФНС России от 10.05.2017 № АС-4-15/8659, Минфина России от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556.
2. Способ подачи расчета по страховым взносам зависит от среднесписочной численности работников за предыдущий отчетный (расчетный) период.
Если она составляет 25 человек и больше, то расчет страхователь обязан подать в электронной форме по каналам ТКС. Это касается и вновь созданных организаций, у которых названный показатель превышает указанный предел. Если штат не превышает 25 человек, то плательщики взносов могут подать расчет как на бумажном носителе, так и в электронной форме (п. 10 ст. 431 НК РФ)
За несоблюдение порядка представления расчета в электронной форме предусмотрен штраф в соответствии со ст. 119.1 НК РФ в размере 200 руб.
Обратите внимание. При уплате штрафов необходимо учесть рекомендации ФНС, сделанные в Письме от 30.06.2017 № БС-4-11/12623@. В нем сказано, что начисленный штраф следует уплачивать по каждому из видов страхования отдельно на соответствующий КБК:
– 18210202010063010160 – на ОПС;
– 18210202090073010160 – на ВНиМ;
– 18210202101083013160 – на ОМС.
К примеру, минимальный штраф в размере 1 000 руб. должен быть распределен исходя из нормативов расщепления основного тарифа 30% на отдельные виды обязательного социального страхования (22% – на ОПС, 5,1% – на ОМС, 2,9% – на ВНиМ):
– 22% / 30% х 1 000 руб. = 733,33 руб. – в ПФР;
– 5,1% / 30% х 1 000 руб. = 170 руб. – в ФФОМС;
– 2,9% / 30% х 1 000 руб. = 96,67 руб. – в ФСС.
Контрольные соотношения для проверки правильности расчета по страховым взносам приведены в Письме ФНС России от 30.06.2017 № БС-4-11/12678@. В нем есть и сами формулы контрольных соотношений, которые должны выполняться (с указанием строк и листов расчета), и описание возможной ошибки, если таковые не соблюдаются.
Причем это не первый вариант контрольных соотношений (и, возможно, не последний). Более ранняя версия соотношений была предложена ФНС в Письме от 13.03.2017 № БС-4-11/4371@.
В каких случаях расчет сочтут непредставленным?
В Письме от 19.01.2017 № БС-4-11/793@ ФНС назвала две ситуации, в которых расчет по страховым взносам считается непредставленным.
1. Если сведения о совокупной сумме страховых взносов на ОПС не соответствуют сведениям о сумме исчисленных взносов по каждому застрахованному лицу за указанный период (то есть строка 061 по графам 3 – 5 приложения 1 к разд. 1 расчета должна совпадать с суммами строк 240 разд. 3 за каждый месяц соответственно).
Причем о выявленных расхождениях инспекторы должны уведомить плательщика взносов (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ):
-
не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме;
-
в течение 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе.
В свою очередь, плательщик взносов должен подать уточненный расчет (абз. 3 п. 7 ст. 431 НК РФ):
-
при отправке расчета в электронной форме – в течение 5 дней, считая с даты направления уведомления в электронной форме;
-
при направлении расчета на бумажном носителе – в течение 10 дней с даты направления уведомления на бумажном носителе.
2. Если указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц: Ф. И. О., СНИЛС, ИНН (при наличии).
Если у организации есть обособленные подразделения
В силу п. 11 ст. 431 НК РФ страхователи должны платить взносы и сдавать по ним отчетность по месту их нахождения и по адресу обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
При этом согласно пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий) (см. также Письмо ФНС России от 07.07.2017 № БС-4-11/13281@). Формы для сообщения о наделении (лишении) обособленного подразделения полномочиями начислять выплаты физическим лицам утверждены Приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@.
Между тем данное правило действует лишь в отношении подразделений, которые наделяются обозначенными полномочиями после дня вступления в силу гл. 34 НК РФ, то есть после 1 января 2017 года. Это следует из п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (см. также Письмо ФНС России от 09.03.2017 № БС-4-11/4211@).
Поэтому если в организации, имеющей обособленные подразделения, до 1 января 2017 года начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, уплата страховых взносов, представление расчетов по взносам осуществлялись раздельно самой организацией и ее обособленными подразделениями по месту их нахождения и данный порядок не изменился после 1 января 2017 года, то уплата взносов и представление расчетов по ним с 1 января 2017 года производятся по-прежнему раздельно: в инспекцию по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений, наделенных соответствующими полномочиями. При этом обязанности, установленной пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ, у организации не возникает (Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03-15-06/27777).
Соответственно, в случае наделения организацией после 1 января 2017 года своего обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов в отношении работников как подразделения, так и самой организации, то уплата взносов и представление расчетов по ним производятся в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, наделенного вышеуказанными полномочиями. И у такой организации возникает обязанность, предусмотренная пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ.
Обратите внимание на Письмо ФНС России от 06.03.2017 № БС-4-11/4047@. Согласно нему, если организация, имеющая обособленные подразделения, которые до 1 января 2017 года исполняли обязанности по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, уплате страховых взносов, представлению расчетов по взносам в государственные внебюджетные фонды, переходит с 1 января 2017 года на централизованное исчисление и уплату взносов самой организацией, такая организация в соответствии с пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ обязана уведомить налоговый орган о лишении обособленных подразделений полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц. Соответственно, отчетность по страховым взносам такая организация представляет только в налоговый орган по месту своего нахождения.
Что касается крупнейших налогоплательщиков, для них в гл. 34 НК РФ не предусмотрено каких-либо особенностей по представлению расчетов по страховым взносам (см. Письмо Минфина России от 03.02.2017 № 03-15-06/5796). Поэтому такие организации сдают расчеты по страховым взносам в инспекцию по месту своего нахождения. А при наличии у них обособленных подразделений, наделенных полномочиями по начислению выплат работникам и уплате взносов, – еще и по месту их нахождения.
«Нулевой» расчет
И Минфин (см. Письмо от 24.03.2017 № 03-15-07/17273), и ФНС (см. Письмо от 12.04.2017 № БС-4-11/6940) отмечают, что Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности (в том числе в случае отсутствия выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода). В подобной ситуации страхователь обязан подать «нулевой» расчет. Непредставление нулевого расчета по страховым взносам обернется для плательщика взносов штрафом (согласно п. 1 ст. 119 НК РФ) в размере 1 000 руб. (см. Письмо Минфина России № 03-15-07/17273).
При заполнении такого расчета следует учесть рекомендации специалистов ФНС, приведенные в Письме № БС-4-11/6940@. В нем сказано, что вне зависимости от осуществляемой деятельности плательщики взносов должны включить в состав расчета в соответствии с порядком заполнения:
-
титульный лист;
-
разд. 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;
-
подразд. 1.1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» и 1.2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование» приложения 1 к разд. 1;
-
приложение 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» к разд. 1;
-
разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».
При этом если застрахованным лицам за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода не начислялись выплаты и иные вознаграждения, то подразд. 3.2 разд. 3 расчета не нужно заполнять (см. Письмо ФНС России от 17.03.2017 № БС-4-11/4859).
Как уточнить сведения о застрахованных лицах?
Ошибки в персональных данных застрахованных лиц, как правило, не приводят к возникновению недоимки по страховым взносам. Но все же подобные ошибки нужно исправлять, поскольку эти сведения контролирующий орган разносит по лицевым карточкам застрахованных лиц.
Порядок корректировки таких ошибок Порядком заполнения расчета не определен. Рекомендации на этот счет имеются в Письме ФНС России от 28.06.2017 № БС-4-11/12446@. В частности, персональные данные о таких лицах (отражаемые в разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета) в «уточненке» приводятся так:
-
по каждому застрахованному лицу, по которому выявлены несоответствия, в соответствующих строках подразд. 3.1 расчета указываются персональные данные, отраженные в первоначальном расчете, при этом в строках 190 – 300 подразд. 3.2 расчета во всех знакоместах указывается «0» (уточним: значением «0» заполняются суммовые показатели указанного подраздела, а в остальных знако-местах соответствующего поля проставляется прочерк);
-
одновременно по этим же лицам заполняются подразд. 3.1 расчета с указанием корректных (актуальных) персональных данных и строки 190 – 300 подразд. 3.2 расчета, если возникла необходимость корректировки отдельных показателей подразд. 3.2 расчета.
Для корректировки (уточнения) других сведений о застрахованных физических лицах (помимо персональных данных) уточненный расчет заполняется с учетом следующего:
-
если в первоначальный расчет были включены не все застрахованные лица, то в уточненный расчет включается разд. 3 с данными по отсутствующим лицам и одновременно производится корректировка показателей разд. 1 расчета;
-
если в первоначальном расчете допущены ошибки в сведениях о застрахованных лицах, то в «уточненку» нужно включить разд. 3 со сведениями в отношении таких лиц, в котором в строках 190 – 300 подразд. 3.2 расчета во всех знакоместах указывается «0», и одновременно произвести корректировку показателей разд. 1 расчета;
-
при необходимости изменения по отдельным застрахованным лицам показателей, отраженных в подразд. 3.2 расчета, в «уточненку» нужно включить разд. 3, содержащий сведения в отношении таких лиц с корректными показателями в подразд. 3.2, и при необходимости (в случае изменения общей суммы исчисленных страховых взносов) произвести корректировку показателей разд. 1 расчета.
Отражение в расчете расходов, возмещаемых ФСС
При отражении в расчете по страховым взносам сумм расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возмещенных ФСС, следует учесть рекомендации, приведенные в Письме ФНС России от 03.07.2017 № БС-4-11/12778@. На что обратили внимание контролеры?
Во-первых,суммы расходов, возмещенные ФСС за отчетные периоды до 2017 года, в расчете не отражаются.
Во-вторых, если возмещение сумм расходов происходит в одном отчетном периоде по расходам, произведенным в другом отчетном периоде, отражать данные суммы необходимо в расчете в месяце получения указанного возмещения из ФСС (в строке 080 приложения 2 к разд. 1).
Обратите внимание: контрольные соотношения для проверки суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отраженных в приложениях 3 и 4 к разд. 1 расчета, приведены в Письме ФСС России от 15.06.2017 № 02-09-11/04-03-13313.
В-третьих, в регионах, в которых согласно Постановлению Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 реализуется пилотный проект ФСС, пособия выплачиваются напрямую из фонда. Соответственно, в этих регионах плательщики взносов не несут расходов на выплату социальных пособий. В связи с этим приложения 3 и 4 к разд. 1 расчета по страховым взносам они не заполняют и в состав расчета не включают.
Исключение составляют плательщики взносов, которые:
-
в течение расчетного (отчетного) периода сменили адрес места нахождения (места жительства) с территории субъекта РФ, не участвующего в пилотном проекте, на территорию субъекта РФ – участника этого проекта;
-
находятся на территории субъектов РФ (например, на территории республик Алтай и Бурятии), вступивших в пилотный проект не с начала расчетного периода.
В указанных случаях заполнение приложений 3 и 4 к разд. 1 расчета осуществляется в соответствии с разд. XII – XIII Порядка заполнения расчета.
Обратите внимание: предметом регулирования ст. 78 НК РФ является зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа. И названная статья не определяет порядок зачета сумм превышения произведенных плательщиком расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет начисленных страховых взносов. Поэтому по данному вопросу необходимо руководствоваться положениями п. 9 ст. 431 НК РФ, из которого следует, что подобный зачет должны осуществить сами налоговики (см. Письмо ФНС России от 31.05.2017 № ГД-4-8/10264).
Отражение в расчете выплат, не облагаемых взносами
Порядок отражения в расчете выплат, не облагаемых страховыми взносами, зависит от того, признаются они объектом по взносам или нет (см. Письмо ФНС России от 08.08.2017 № ГД-4-11/15569@).
Суммы выплат и иных вознаграждений, поименованные в п. 4 – 7 ст. 420 НК РФ, не признаются объектом обложения страховыми взносами. Соответственно, они не отражаются в расчете. Например, сумма арендной платы, выплаченная физическому лицу за арендованное у него имущество, в силу п. 4 ст. 420 НК РФ не признается объектом обложения страховыми взносами. Поэтому в расчете такую выплату не нужно отражать.
Но если суммы выплат и иных вознаграждений не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 422 НК РФ, их нужно отразить в расчете. Примерами подобных выплат являются:
– в части взносов на ОПС – выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
– в части взносов в ФСС – любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, в расчете отражается база для исчисления страховых взносов, рассчитанная в соответствии со ст. 421 НК РФ как разность между начисленными суммами выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения взносами, и суммами, не подлежащими обложению взносами согласно ст. 422 НК РФ.