Прошедший отчетный период был одинаково сложен для всех: страхователей, сотрудников Пенсионного фонда и разработчиков программного обеспечения. Трудности были прогнозируемыми: апрель 2010 года показал, как приходится работать в условиях появления одной новой формы – РСВ-1. В июле их было уже четыре.

Мы продолжаем цикл статей, которые позволят бухгалтеру сориентироваться в условиях перемен и конструктивно взглянуть на ажиотаж вокруг новых форм отчетности в ПФР.

Итоги июля

Формы персонифицированного учета СЗВ-6 были зарегистрированы в Минюсте только 22 июля 2010 года и принимались Пенсионным фондом в первый раз, в связи с чем некоторые отделения Пенсионного фонда продлили срок отчетности. Отчеты у страхователей принимались с начала июля, и каждое территориальное Управление Пенсионного фонда организовывало этот процесс по-разному.

Наученные горьким опытом проблем с формой РСВ-1 в апреле, к июльской отчетности страхователи подготовились заранее, однако всех подводных камней, естественно, предусмотреть не могли. Больше всего не повезло начинающим бухгалтерам: тем, кто совсем не знает, как и где следует искать необходимую информацию.

Как и в предыдущий отчетный период, на форумах разгорались дискуссии о том, как трактовать то или иное нововведение. Горячо обсуждались вопросы о переплатах и задолженностях организаций, а также алгоритмы заполнения уплаченных взносов по каждому из сотрудников.

Постараемся дать ответы экспертов на наиболее часто обсуждаемые на профессиональных форумах вопросы.

В организации переплатили суммы страховых взносов. Как это отразить в отчете по персонифицированному учету?

В формах СЗВ-6 сумма уплаченных страховых взносов не должна превышать сумму начисленных взносов (при сдаче отчетности за первое полугодие 2010 года). В случае если у организации есть переплата, необходимо обратиться в ОПФР. По заявлению страхователя суммы, излишне уплаченные, могут быть зачтены в качестве уплаты в следующем отчетном периоде либо возвращены страхователю. Важно отметить, что «автоматически» суммы переплаты в счет будущих платежей не засчитываются.  

В организации есть задолженность по уплате страховых взносов. Как заполнить суммы уплаты по каждому человеку?

Регламентированного алгоритма заполнения уплаченных взносов по каждому из сотрудников на данный момент нет. В большинстве программ суммы уплаченных взносов заполняются пропорционально начисленным.

Сотрудник работал по основному тарифу и в течение отчетного периода получил инвалидность. Взносы стали рассчитываться по пониженному тарифу. Как на него подать сведения в ПФР?

На данного сотрудника необходимо будет представить сведения по двум категориям застрахованного лица. В период, когда сотрудник работал по основному тарифу, указывается код категории «НР», и за период инвалидности – код категории «ОЗОИ».

Организация отправила отчет и получила отрицательный протокол. Какие формы нужно отправить повторно: исходные или корректирующие?

Если организация получила отрицательный протокол, то отчет считается непринятым. Организации необходимо отправлять исходные формы. Корректирующие и отменяющие формы подаются только после успешного принятия исходных форм.  

Типичные проблемы

Помимо недостатка информации, типичными проблемами, с которыми столкнулись страхователи в прошлом отчетном периоде, стали:

1. Позднее утверждение форм. Это вызвало длительное состояние неопределенности, в котором оставалось только гадать, как будет проходить отчетность, какие правила будут установлены. Люди понимали, что сдать отчетность реально, но находились в ситуации постоянного стресса от различных опасений.

2. Сложность формулировок Порядка заполнения форм. Руководством по заполнению форм отчетности являются официальные документы, однако после их прочтения у страхователей часто возникает множество вопросов. Невозможность четкого понимания Порядка и необходимость разобраться с ним в сжатые сроки приводит к ошибкам заполнения форм.

3. Несовместимость программного обеспечения. Сейчас, когда основной инструмент бухгалтера – это персональный компьютер, многие сложности обмена информацией с другими пользователями (Пенсионным фондом, налоговой службой) заключаются в различных несовместимостях программного обеспечения. Так, одно приложение может не запускаться без наличия другого или, к примеру, программное обеспечение принимающей стороны может отличаться по версии от программного обеспечения стороны передающей.

Актуальная инфоподдержка

Однако, несмотря на все сложности, для пользователей многих программ июльская отчетность прошла легче, чем ожидалось: необходимый опыт и навыки были получены в апреле, при подготовке формы РСВ-1 . Кроме того, сотрудники многих территориальных отделений Пенсионного фонда стремились помочь страхователям вовремя сдать отчетность. К примеру, в Отделении по Ставропольскому краю был организован телефонный марафон «Вопрос дня». Отличная практика!

Общие трудности сплотили между собой специалистов из разных организаций и способствовали запуску процессов создания информационных ресурсов, где важные сведения можно найти в хорошо структурированном виде. Значимость того, что все четкие подсказки по заполнению новых форм находятся в одном месте, сложно переоценить. Создание такой площадки – одна из главных задач специализированного портала для бухгалтеров «Бухгалтерия Онлайн», на форуме которого появился специальный раздел для обсуждения проблем июльской отчетности.

Помощь разработчиков

Июль стал нелегким месяцем и для разработчиков бухгалтерского программного обеспечения. Весь месяц они соревновались между собой, кто качественнее и оперативнее сможет облегчить жизнь своим абонентам.

Основной заботой IT-специалистов на весь июль стало регулярное обновление программного обеспечения в соответствии с изменениями, регламентируемыми Пенсионным фондом. Кроме того, не теряло важности и постоянное повышение качества продуктов: прогресс не стоит на месте, и пользователи предъявляют к программам все более высокие требования. Так, в настоящее время особенно востребованными становятся экспертные системы – программы или сервисы, не только автоматизирующие и облегчающие работу бухгалтера, но и гарантирующие постоянную консультационную поддержку. Даже безошибочно работающий алгоритм мало чем может помочь без присутствия профессионала – человека, способного при необходимости объяснить любой нюанс предметной области.

Интересный опыт в рамках июльской отчетности был получен командой разработки сервиса «Контур-Отчет ПФ»: по каждой из новых форм специалистами был создан обучающий видеоролик, где на наглядных примерах были разобраны сложные случаи подготовки сведений в Пенсионный фонд. Данная практика имела определенный успех: число просмотров ролика, посвященного подготовке файлов персонифицированного учета по форме РСВ-1, превысило 50 тысяч. Помимо главной цели, заключающейся в ознакомлении с новыми формами, создатели ролика стремились достигнуть и другой: показать страхователям, что у них есть возможность готовить отчетность в Пенсионный фонд без лишних затрат времени и нервов, пользуясь новым видом программного обеспечения – веб-сервисом.

В связи с развитием экспертных систем появилась и новая профессия – инженерный психолог – человек, работающий с абонентами сервиса или системы, на этапе разработки консультирующийся с ними о том, как наиболее удобно расположить кнопки и блоки, а также организовывающий профессиональные маркетинговые исследования. Благодаря именно инженерным психологам, разработчикам сервиса для подготовки отчетности «Контур-Отчет ПФ» удалось уменьшить проблему, связанную с несовместимостью сервиса со старыми версиями браузера Internet Explorer.

Готовимся к октябрьской отчетности

Мы надеемся, что появления новых форм отчетности в октябре не предвидится, и отчетность, предшествующая годовой, пройдет для всех заинтересованных лиц легко и спокойно. Необходимо будет предоставить в Пенсионный фонд форму РСВ-1 за 9 месяцев. Все материалы по ее заполнению общедоступны: любой желающий может ознакомиться с описанием и видеоруководством по подготовке сведений по форме РСВ-1 в сервисе «Контур-Отчет ПФ».

ЗАО "ПФ "СКБ Контур"