Игорь Невский,ведущий аудитор
КГ «Михайлов и Партнеры», к. э. н.

Журнал «Документы и комментарии» № 16, август 2010 г.

Начало действия соглашения о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном повлекло изменение правил взимания НДС и акцизов при импорте и экспорте товаров между входящими в него странами. Первым документом, утвержденным Минфином России в рамках союза, стала налоговая декларация по косвенным налогам, которая представляется при ввозе товаров на территорию России с территории государств – членов союза. (Приказ Министерства Финансов РФ от 07.07.10 № 69н Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 26.07.10 № 17974 Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов Таможенного союза и порядка ее заполнения).

Приказ Министерства финансов РФ от 07.07.10 № 69н
Скачать приказ и порядок заполнения декларации
Скачать форму декларации

Новые правила импорта

С 1 июля 2010 года вступили в силу два документа, регулирующие правила уплаты косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном
союзе* 1.

*1 В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36 начали действовать Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.08, г. Москва (далее – Соглашение) и Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой от 11.12.09, г. Санкт-Петербург (далее – Протокол).

Статьей 3 Соглашения установлено, что при импорте товаров на территорию одного государства – участника таможенного союза с территории другого косвенные налоги (НДС и акцизы) взимаются налоговыми органами того государства, на территорию которого ввезены товары. Это обусловлено в том числе и тем, что по внутренним операциям в рамках союза в настоящее время отменены таможенный контроль и таможенное оформление товаров.

При ввозе в Российскую Федерацию товаров из Белоруссии или Казахстана организация-импортер самостоятельно исчисляет налоговую базу (порядок ее определения установлен п. 2–4 ст. 2 Протокола) и уплачивает НДС и акцизы. Указанные правила распространяются и на предприятия, применяющие специальные налоговые режимы.

Данные налоги уплачиваются в общем случае не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров к учету или срока лизингового платежа, предусмотренного договором (п. 7 ст. 2 Протокола). Исключение из этой нормы установлено только в отношении маркируемых подакцизных товаров, по которым сроки уплаты определяются национальным законодательством.

В этот же срок российский импортер должен представить в налоговый орган по месту своего учета специальную налоговую декларацию* 2. Ее форма и порядок заполнения утверждены комментируемым приказом. Если в отчетном месяце налогоплательщик не принимал на учет импортированные товары или у него не наступил срок платежа, предусмотренный договором лизинга, то декларация в налоговый орган не подается.

* 2Указанные правила в определенных случаях распространяются на комиссионеров, поверенных и агентов.

Состав декларации и комплект документов

Декларация состоит из титульного листа и двух разделов, посвященных соответственно НДС и акцизам, а также приложения. В последнем приводят расчет налоговой базы по каждому виду соответствующего подакцизного товара. Раздел 2 и приложение представляются только при осуществлении соответствующих операций.

Форма декларации имеет унифицированный вид, поэтому у налогоплательщиков не должно возникнуть трудностей с ее заполнением.

В разделе 1 помимо общей суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет, импортеры раскрывают данные о суммах налога по отдельным операциям (если они есть). Указываются сведения в отношении приобретенных товаров, продуктов переработки, товаров, являющихся результатом выполнения работ или полученных по договору товарного кредита (товарного займа), а также товаров (предметов лизинга), ввозимых по договору лизинга. Кроме того, отражается стоимость импортированных товаров, не подлежащих налогообложению НДС (освобождаемых от налогообложения). Для этого предназначена специальная строка 040.

Пример

ЗАО «Альфа» приобрело у поставщика, зарегистрированного на территории Казахстана, железную руду на сумму 1 000 000 руб.

Товар ввезен в Россию 22 июля 2010 года и в этот же день принят к учету.

Сумма налога по ввезенному товару составит 180 000 руб. (1 000 000 руб. х 18%).

 Скачать Пример заполнения титульного листа 

 Скачать Пример заполнения 1 декларации.

Одновременно с налоговой декларацией необходимо представить копии заверенных в установленном национальным законодательством порядке документов, перечень которых определен Протоколом. К таким документам отнесены:
– заявление* 3;

* 3 Форма заявления приведена в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.09, г. Санкт-Петербург.

– выписка банка, подтверждающая фактическую уплату налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства – члена таможенного союза;

– транспортные (товаросопроводительные) документы, установленные законодательством соответствующего государства, которые подтверждают перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого;

– счета-фактуры, оформленные в соответствии с национальным законодательством при отгрузке товаров, если их выставление (выписка) предусмотрено;

– договоры (контракты), на основании которых приобретены импортированные товары;

– информационное сообщение (в определенных Протоколом ситуациях);

– договоры комиссии, поручения или агентский договор (в случаях их заключения);

– договоры, на основании которых приобретены товары, если они импортированы по договорам комиссии, поручения или по агентскому договору. Данные договоры представляются в случаях, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 статьи 2 Протокола, за исключением ситуаций, когда косвенные налоги уплачиваются комиссионером, поверенным или агентом.

Отметим, что в отличие от порядка, применявшегося в отношениях с Белоруссией, заявление представляется в бумажной форме в четырех экземплярах (ранее – в трех) и в электронном виде (ранее в электронном виде не направлялась). Но, как и раньше, это заявление с отметкой налогового органа страны импортера является одним из основных документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС для экспортера.

Правила представления

Декларацию можно составлять на бумаге или в электронной форме. Однако право такого выбора есть только у части налогоплательщиков.

Организации, которые отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, а также те, у кого среднесписочная численность работников за предшествующий год превышает 100 человек, обязаны сдавать декларацию только в электронном виде.

Комментируемый приказ вступает в силу с отчетности за июль 2010 года. В то же время его официальная публикация состоялась только 4 августа 2010 года («Российская газета», № 171).  *4

*4 Пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Соответственно они не могут служить основанием для регулирования правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Поэтому если товары ввезены в июле 2010 года, но декларация подана 2 или 3 августа, то можно было использовать форму декларации, которую организации применяли при ввозе товаров из Белоруссии* 5.

* 5 Ее форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина России от 27.11.06 № 153н.

Если же декларация представлялась 4 августа и позднее, использование формы, утвержденной комментируемым приказом, обязательно. В случае когда налогоплательщик использует старую форму, налоговый орган имеет право не принять ее.