Гладышева Ю. П., налоговый консультант

Журнал «Учет в аптеках» № 4, апрель 2009 г.

За I квартал 2009 года аптеки, применяющие ЕНВД, должны отчитаться по новой форме декларации. Каких-то кардинальных изменений ни сама форма декларации, ни инструкция по ее заполнению не претерпели. Однако остались и неразрешенные вопросы, с которыми фирмы сталкивались при подаче декларации и ранее...

Суть проблемы

На практике часто возникает следующая ситуация. У аптеки есть дополнительный аптечный пункт. Объекты торговли находятся в разных муниципальных образованиях, имеющих разный ОКАТО, но подведомственных одной налоговой инспекции. Такие случаи довольно распространены в регионах, где после расформирования ряда межрегиональных налоговых инспекций налогоплательщики были переданы в инспекции соседних городов (в частности, такая ситуация сложилась в Московской области).

В каком порядке в данном случае надо подавать декларацию? Нужно ли сдавать одну декларацию с двумя разделами 2 и 3 по разным ОКАТО? Или же подать следует две разные декларации?

К сожалению, эти вопросы существовали и ранее и не были разрешены с появлением новой формы декларации и инструкции по ее заполнению. Налоговым кодексом РФ данная ситуация также не урегулирована.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ДЕКЛАРАЦИИ?

Отличий в содержании новой формы декларации от ее предшественницы немного. В частности, больше нет раздела 3.1, в котором указывалась сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период.

Кроме того, упростилось заполнение раздела 2 декларации.

В нем теперь не нужно рассчитывать налоговую базу отдельно по каждому месяцу налогового периода.

А в разделе 3 появилась новая строка 010. По ней показывается налоговая база, исчисленная по всем кодам ОКАТО. Раньше этот показатель был в разделе 3.1, но в связи с его упразднением перенесен в раздел 3.

Кроме того, теперь более подробно изложены требования по заполнению отчетности. А в приложениях к Порядку заполнения декларации появились новые коды, которые нужно будет проставлять на титульном листе в соответствующих ячейках. Например, при составлении отчета за I квартал фирма укажет код 21. Появились и совершенно новые коды, которых раньше не было. В частности, это коды места представления декларации, а также определяющие способы и виды представления декларации (на бумажном носителе, на дискете, по каналам телекоммуникационной связи и т. д.). Коды, необходимые для запол-нения декларации, приведены в рубрике «Для справки».

Комментариев финансистов пока нет

Минфин России (официальный вопрос по данной проблеме редакция журнала отправила в Минфин России) тоже до сих пор не высказал мнение о принципах, которыми нужно руководствоваться при решении вопроса о том, сколько налоговых деклараций должна сдать организация, которая ведет «вмененную» деятельность в двух городах, подведомственных одной инспекции, – две или одну. Налоговики разных регионов, увы, тоже пока не пришли к единодушному мнению по этому вопросу.

Некоторые инспекции требуют, чтобы деклараций было две – отдельно по каждому месту осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД.

А вот, например, УФНС России по Хабаровскому краю в письме от 24 апреля 2006 г. № 16-15/9312@ сообщило, что в подобном случае желает получить только одну декларацию, но с отдельным разделом 2 по каждому обособленному подразделению.

Как поступить на практике

С учетом отсутствия определенности, по мнению автора, следует исходить из принципа избегания налоговых рисков. Ведь если конкретная налоговая инспекция, где аптека состоит на учете, надеется получить две налоговые декларации по ЕНВД, а фирма представит только одну, пусть и с двойным комплектом разделов 2 и 3, то у налоговиков появляется формальный повод оштрафовать налогоплательщика за непредставление декларации. А в обратной ситуации (если вместо одной будет представлено две декларации) никаких штрафов точно не последует.

В крайнем случае налоговый инспектор попросит в дальнейшем сдавать одну декларацию.

Заметим, что отказаться принять две декларации на основании того, что, по мнению инспекции, следовало представлять одну, налоговики не вправе в силу прямой нормы пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ. При получении такого отказа налогоплательщику целесообразно сначала отправить декларации по почте с описью вложения в порядке, установленном тем же пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ. И только потом вступать в дискуссию относительно порядка формирования налоговой отчетности в данной ситуации.

Распределение пособий и взносов обязательно

В любом случае, подаст ли аптека две декларации или одну, фирме придется позаботиться о распределении пенсионных взносов и выплат пособий по временной нетрудоспособности административно-управленческого персонала между налоговыми базами по разным муниципальным образованиям. Именно такие требования к заполнению декларации выдвигал Минфин России в прошлом году (например, они приведены в письме от 9 июля 2008 г. № 03-11-04/3/324). И есть все основания полагать, что с утверждением новой формы декларации ничего в этом отношении в дальнейшем не изменится.

Во-первых, в этой части принципиальных новшеств в декларацию по ЕНВД не внесено. Во-вторых, и это самое главное, данное требование базируется на нормах Налогового кодекса РФ. Ведь суммы ЕНВД будут направляться в бюджеты разных муниципальных образований.

Следовательно, суммы налога должны быть полностью – точно и однозначно – сформированы. А для этого налогоплательщику в обязательном порядке надлежит определить, на какие именно суммы страховых взносов и выплат по больничным листам должны быть уменьшены суммы ЕНВД, уплачиваемые в бюджет по каждому ОКАТО.

Порядок распределения сумм

Таким образом, вопрос состоит только в том, какой показатель использовать при распределении указанных сумм между налоговыми базами. Минфин России не раз высказывался по этому поводу и разъяснял, что распределять суммы следует пропорционально доходам от реализации товаров по каждому муниципальному образованию.

В письме от 4 июля 2008 г. № 03-11-04/3/309 финансисты разъяснили, как документально оформить такое распределение. Для этого надо составить расчет (по произвольной форме) с приложением к нему копий документов, подтверждающих уплату общей суммы исчисленных за отчетный (налоговый) период страховых взносов, а также выплату больничных.

Напомним, что сумма ЕНВД может быть уменьшена только на страховые пенсионные взносы, фактически перечисленные в бюджет в этом же налоговом периоде (п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ).

Поскольку в данном случае место перечисления страховых взносов и место осуществления «вмененной» деятельности подведомственны одной налоговой инспекции, дополнительно заверять эти платежные документы (как это было рекомендовано в анализируемом письме) нет необходимости.

Рассмотрим такое распределение на конкретном примере.

ПРИМЕР

Аптека, расположенная в г. Люберцы, получила выручку за I квартал 2009 года – 2 000 000 руб. А аптечный пункт этой же аптеки в г. Лыткарино – 1 000 000 руб.

При этом сумма страховых взносов за тот же период с заработной платы генерального директора и главного бухгалтера составила 24 000 руб. Пособия по временной нетрудоспособности этим работникам в I квартале 2009 года не выплачивались.

Определяем процент выручки каждого подразделения в общей сумме выручки:

– аптека в г. Люберцы – 66,67 процента (2 000 000 руб. / (2 000 000 руб. + 1 000 000 руб.) х 100);

– аптечный пункт в г. Лыткарино – 33,33 процента (1 000 000 руб. / (2 000 000 руб. + 1 000 000 руб.) х 100).

Следовательно, в уменьшение суммы ЕНВД могут быть направлены следующие суммы общих страховых взносов:

– по муниципальному образованию в городе Люберцы – 16 000,80 руб. (24 000 руб. х 66,67%);

– по муниципальному образованию в городе Лыткарино – 7999,20 руб. (24 000 руб. х 33,33%).