Газета «Учет. Налоги. Право - Урал» № 46/2008

На вопросы отвечает Валерий Аникин, начальник отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Пермскому краю.

При смене гендиректора обязательно нужно заменить ключ ЭЦП

– Этим летом в нашей компании сменился генеральный директор. Мы внесли изменения в учредительные документы, а ключ ЭЦП не заменили. И теперь налоговая инспекция отказывает нам в вычете по налогу на добавленную стоимость на том основании, что подпись директора на декларации не соответствует той, что заявлена в государственном реестре (ЕГРЮЛ), и потому является недействительной. Права ли наша инспекция?

– Инспекция предъявляет вам претензии вполне обоснованно. Согласно пункту 5 статьи 80 Налогового кодекса, достоверность сведений в декларации подтверждает подпись налогоплательщика или его законного или уполномоченного представителя. В данном случае декларация была фактически подписана уволенным директором, так что она не может считаться действительной. Причем отчетность будет недействительна не только по НДС, но и по остальным налогам. Поэтому мероприятия по замене ключа для ЭЦП при смене директора советую проводить в числе первоочередных.

Электронная цифровая подпись равнозначна собственноручной подписи директора

– В ИФНС г. Добрянска отказались принять заявление о зачете переплаты пеней по земельному налогу, так как этот документ был направлен в ИФНС через интернет с применением электронно-цифровой подписи. Инспекция же требует бумагу с «живой» подписью и печатью.

– Оснований для отказа в рассмотрении вашего заявления нет – все инспекции региона должны принимать такие заявления. Я готов заняться этим вопросом лично и полагаю, что мы решим вашу проблему.

– Спасибо. И еще вопрос: можно ли в случае спора с налоговой инспекцией представить декларации, подписанные с помощью ЭЦП, в качестве доказательства в суд?

– Российское законодательство признает ЭЦП и собственноручную подпись равнозначными. Например, в пункте 3 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса сказано, что документы, полученные посредством факсимильной и электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью, допускаются в качестве письменных доказательств. Другое дело, что законодательством не определено, каким образом представлять документ, заверенный ЭЦП, в суд. Поэтому, чтобы предупредить возможные проблемы, в инспекциях края при необходимости всегда можно поставить на бумажную копию электронного документа, например декларации, необходимые подписи и печати. Без очереди.

Инспекторы обязаны давать распечатку лицевой карточки тем, кто сдает отчетность по «электронке»

– Я приходила на сверку в инспекцию по Ленинскому району, попросила распечатку из лицевой карточки. Мне отказали, сославшись на то, что я не сдаю отчетность в электронном виде. А моя знакомая, которая сдает баланс и прочее по интернету, такую распечатку получила. Почему?

– Обязанность налогового органа выдавать на руки налогоплательщику распечатку из карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) не предусмотрена ни Налоговым кодексом, ни Административным регламентом по информированию налогоплательщиков (утв. приказом Минфина России от 18.01.08 № 9н. – Примеч. ред.). По Единому стандарту обслуживания налогоплательщиков (утв. приказом ФНС России от 14.08.08 № ММ-3-4/362. – Примеч. ред.) мы выдаем акт сверки и справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Соответственно действия инспекции в рассматриваемом случае вполне корректны.

– А почему тогда моей знакомой распечатку дали?

– Дело в том, что еще действует Временный порядок обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками при представлении информационных услуг по каналам связи через интернет (утв. ФНС России 27.01.06. – Примеч. ред.) В нем определен перечень информационных услуг, предоставляемых налогоплательщику в электронном виде. Выписка из карточки расчетов с бюджетом в нем упомянута. Поэтому бухгалтеры компаний, сдающих отчетность через интернет, могут получить этот документ.

Электронную отчетность можно отправлять в инспекцию с домашнего компьютера

– Я веду учет сразу в нескольких компаниях на одном компьютере. Чтобы представлять по ним отчетность в электронном виде, мне нужна одна программа или своя для каждой организации?

– Отчетность нескольких налогоплательщиков, причем не обязательно только организаций, но и предпринимателей, можно представлять с помощью одной программы. Главное – правильно выбрать тариф при заключении договора с оператором.

– А я работаю иногда в офисе, а иногда дома. Теперь, чтобы сдать отчетность в электронном виде, мне придется всегда приезжать в офис?

– В вашем случае есть два варианта работы с электронной отчетностью. Вы можете сформировать файл отчета на домашнем компьютере, скопировать его на дискету или флэшку, а затем перенести информацию на офисный компьютер для передачи отчета в налоговую. Или же можно подключить домашний компьютер к интернету. Тогда у вас получится отправлять отчет и с работы, и из дома.

Если отключили интернет, отчетность можно сдать на дискете

– В нашей компании работает 114 человек, поэтому по Налоговому кодексу мы обязаны сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Не так давно из-за строительных работ рядом с офисом у нас был перебит кабель сети интернет. Опасаюсь, это может повториться в период сдачи отчетности. Как нам тогда сдавать баланс и декларации?

– Из норм Налогового кодекса следует, что представление отчетности в электронном виде – это представление документа в электронной форме на магнитном носителе (дискете) или по телекоммуникационным каналам связи. Косвенное подтверждение этому содержится и в письме Минфина России от 12.07.06 № 03-02-07/1-178.

– Значит, можно, если возникнут проблемы, принести дискету?

– Да. Но при этом в случае отключения интернета важно не пропустить сроки представления декларации, а также учесть, что отчетность должна быть составлена не в Word или Excel, а в соответствующей бухгалтерской программе «Баланс 2».

Налоговые декларации можно заполнять в режиме off-line

– Можно ли декларацию сначала заполнить, а потом готовый файл передавать через интернет?

– Да, можно.

– А что для этого необходимо?

– В своей бухгалтерской программе формируете файл отчета в формате ФНС России (практически все бухгалтерские программы умеют формировать данные файлы). Затем импортируете его в свою систему и отправляете. Так же можно использовать бесплатную программу для форматирования данных, которую можно получить у своего провайдера. В этом случае интернет используется только для приема файла, осуществления документооборота с инспекцией.