Фомичева Людмила Петровна,
налоговый консультант

"БУХ.1С" № 7/2008

Налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме): о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; о правах и обязанностях налогоплательщиков; полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Соответственно налоговые органы обязаны представлять соответствующую информацию (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Эта обязанность закреплена также в пункте 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

Также статья 32 НК РФ регламентирует выдачу справки о состоянии расчетов конкретного налогоплательщика (плательщика сборов или налогового агента) по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Новый регламент

Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2008 № 11521, опубликован в "Российской газете" от 13 мая 2008 года № 100, вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Новый регламент значительно превосходит объем аналогичного документа, который был утвержден приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@.

Цель, которую преследовали разработчики - повышение качества работы сотрудников налоговых инспекций и создание комфортных условий для налогоплательщиков, формализация процедур их общения.

Основные процедуры

Информирование налогоплательщиков может быть устным, письменным, публичным.

Исполнение налоговыми органами государственной функции по информированию включает в себя пять административных процедур. Это:

  • индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в устной форме;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме (в том числе переданных в электронном виде);
  • публичное информирование налогоплательщиков;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов;
  • прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций.

В новом регламенте детально описано, как и в какие сроки, в каком порядке должностные лица налоговых органов должны исполнять каждую из названных процедур, перечень оснований для отказа в предоставлении информации, порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц.

В приложениях к регламенту содержатся:

  • сведения о контактных телефонах;
  • интернет-адресах территориальных органов ФНС России, исполняющих государственную функцию;
  • блок-схемы административных процедур;
  • формы документов, применяемых при исполнении государственной функции по информированию налогоплательщиков.

Будьте взаимно вежливы

И в старом, и в новом регламенте содержится требования об обязательном расположении отделов работы с населением на первом этаже зданий, к их техническому и программному оснащению. Но теперь в пункте 20 документа внимание на себя обращают рекомендации для должностных лиц при исполнении ими государственной функции носить бейджи с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности. Впрочем, эта информация может быть в виде таблички на рабочем месте.

При устном общении, в т. ч. по телефону (п. 28 и 29 документа), представитель налогового органа и налогоплательщк обязан представиться друг другу.

Должностным лицам налоговых органов вменяется в обязанность (п. 13) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам (их представителям), не унижать их честь и достоинство, а также в вежливой форме информировать налогоплательщиков (их представителей) по существу обращений. Но обсуждать действия своих коллег, правовую оценку актов (решений) налоговых органов должностные лица не вправе (п. 14 документа).

В случае если заданный вопрос не входит в компетенцию сотрудника отдела работы с налогоплательщиками, он должен обратиться за помощью к коллеге из соответствующего структурного подразделения. При этом начальники структурных подразделений обязаны ежемесячно направлять в отдел работы с налогоплательщиками список дежурных должностных лиц и их контактные телефоны (п. 32).

В общении откажут, если обращение поступит не по месту налогового учета, если вопрос находится вне пределов компетенции налоговиков, в случае если будут запрошены конфиденциальные сведения или запрос налогоплательщика будет содержать нецензурные или оскорбительные выражения (п. 12 и 97 документа).

Прием посетителей без перерыва на обед

Прием налогоплательщиков должен осуществляться ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Этот порядок был предусмотрен и в старом регламенте. Новшеством является то, что прием посетителей теперь предписано осуществлять в течение всего рабочего дня без обеденного перерыва.

Сдача деклараций

Довольно подробно описана процедура приема налоговых деклараций (в разделе 18 и 3 блок-схемах в приложении).

Для сдачи деклараций рекомендуется выделить специальное окно в операционном зале (п. 131).

Теперь время общения сторон регламентируется. Максимальное время приема одной налоговой декларации (расчета) составляет десять минут (п. 130 документа). А максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди составляет 30 минут.

Однако в период сдачи отчетности (за пять дней до срока подачи деклараций) руководство инспекции может увеличить срок ожидания "с учетом имеющихся ресурсов", но не более двух часов. При этом должен быть обеспечен прием всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России не позднее, чем за сорок минут до окончания рабочего дня (п. 130). Кроме того, предусматривается возможность продления времени работы инспекции.

У сдающего отчетность проверят документы, удостоверяющие личность и полномочия (п. 132). Декларацию не примут, если:

  • эти документы не будут предъявлены;
  • декларация не соответствует установленной форме;
  • декларация не подписана.

В этом случае устно объясняются причины отказа, либо налогоплательщику отправляется уведомление почтовым заказным письмом (п. 134).

Если налогоплательщик подает декларацию, сведения из которой требуют уточнения, или возможно неоднозначное прочтение показателей, то инспектор обязан разъяснить недочеты и предложить их исправить немедленно (п. 137). А если внести необходимые изменения сразу невозможно или сдающий отказывается это сделать, то декларация все равно принимается, но с пометкой "Принята. Требует уточнения" на титульном листе (п. 138). Налогоплательщику направляется уведомление о необходимости уточнении декларации с перечислением недостатков и предложением внести уточнения в 5-дневный срок (п. 139).

Регламентирован порядок приема деклараций, которые поступили по почте и в электронном виде (раздел 20 и 21). Впервые закреплена обязанность принимать документы с электронной цифровой подписью налогоплательщика.

Устные запросы

По закрепленным в документе правилам граждане и предприниматели смогут обращаться в налоговые службы лично или по телефону, делать письменные запросы или отправлять их по электронной почте.

С устным запросом можно лично обратиться в инспекцию по месту постановки на учет, или по телефону справочной службы инспекции или вышестоящего органа.

Максимальное время представления налогоплательщику (его представителю) информации составляет 15 минут (п. 27). Для ответа может привлекаться дежурный специалист (п. 32).

Если поставленные в обращении вопросы не входят в компетенцию налогового органа и носят конфиденциальный характер, налогоплательщику (его представителю) предлагается составить письменное обращение в компетентный орган (п. 31).

Если для ответа требуется представление извлечений из нормативных правовых актов, разъяснений Минфина России и методических материалов, предлагают направить письменный запрос.

Представляется, что на практике всегда можно найти повод это сделать.

Письменные запросы

Чтобы получить письменный ответ на вопрос, налогоплательщику нужно составить специальный запрос, в нем должны содержаться указанные в документе реквизиты (полное наименование организации, ИНН, почтовый адрес, ФИО руководителя или уполномоченного представителя организации и др.).

Образцы письменного запроса даны в приложениях к документу.

Обращение может быть передано в инспекцию лично, направлено по обычной или электронной почте.

Ответы должны выдаваться в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения, рекомендации по переадресации вопросов в другие инстанции - в течение пяти дней.

В регламенте четко указано, в каких случаях может быть отказано в разъяснении (запрос сведений, которые составляют гос. тайну, обращения без указания реквизитов отправителя и др.). Кроме того, налоговики не проводят экспертизу договоров, не отвечают на повторные обращения, если по ним уже был дан ответ.

В случае если налоговый орган не компетентен в данном вопросе, то налогоплательщика поставят об этом в известность, порекомендуют письменно обратиться в вышестоящую инстанцию и выдадут ее реквизиты. Если же поставленный вопрос не урегулирован законодательством, об этом также обязаны сообщить.

Публичное информирование

Публичное информирование предполагает размещение нужных налогоплательщику сведений на сайтах, в СМИ, на стендах, проведение семинаров.

Регламентом определен перечень информации, которая должна содержаться на официальном Интернет-сайте управления ФНС России и информационных стендах (стойках) налоговых органов. В частности, размещаются: номер телефона "горячей линии"; порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов); образцы заполнения платежных поручений; образцы заявлений и обращений; календарь налогоплательщика; бесплатное программное обеспечение, разработанное ФНС России в помощь налогоплательщикам; типовые вопросы и ответы на них; график проведения семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий для налогоплательщиков.

В качестве докладчиков на семинарах выступают должностные лица структурных подразделений инспекций и управлений ФНС России.

Рекомендуется заранее обеспечить возможность налогоплательщикам (их представителям) задать вопросы по теме семинара через официальный Интернет-сайт управления ФНС России. При проведении семинаров рекомендуется использовать наглядные пособия, методическую литературу, проводить разбор наиболее типичных ошибок налогоплательщиков на конкретных примерах.

Ответственность налоговиков

Новым регламентом предусматривается, что ответственность должностных лиц налоговых органов за решения и действия (бездействие) наступает в соответствии с НК РФ и законодательством. Налогоплательщик может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (п. 171).