Юридический отдел УФНС России
по Курской области

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) на налогоплательщика возложена обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В случае неисполнения обязанности по представлению налоговой декларации, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности на основании статьи 119 НК РФ.

Так, пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. При этом непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Необходимо иметь в виду, что уплата суммы исчисленного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, предусмотренной статьей 119 НК РФ, и в случае уплаты налога санкция не определяется в минимальном размере, предусмотренном названной нормой ( т.е. 100 рублей), а исчисляется все равно из суммы налога, указанной в декларации как подлежащая уплате. Указанной позиции придерживаются федеральные арбитражные суды, что отражено в Постановлениях ФАС Центрального округа от 16.03.2007 по делу №А62-4852/06, ФАС Дальневосточного округа от 07.12.2006 по делу №Ф03-А73/06-2/4574.

При привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ в случае неверного указания в декларации налогоплательщиком суммы налога к уплате, штраф необходимо исчислять исходя из надлежащей, то есть действительно подлежащей уплате суммы налога, а не той, которая указана налогоплательщиком ошибочно (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 №543/07, Определение ВАС РФ от 23.03.2007 №543/07).

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что в случаях, когда по итогам налогового (отчетного) периода сумма налога, подлежащая уплате, равна нулю, обязанность представлять налоговую декларацию в налоговый орган сохраняется. В пункте 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ" указано, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Таким образом, налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.

На практике возникает вопрос, имеет ли право налоговый орган взыскать штраф в двойном размере в случае повторного нарушения срока подачи декларации налогоплательщиком.

При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 НК РФ размер штрафа в соответствии с пунктом 4 статьи 114 НК РФ увеличивается на 100 процентов.

В пункте 2 статьи 112 НК РФ установлено обстоятельство, отягчающее ответственность - совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Однако, согласно пункту 3 этой же нормы лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа.

Отягчающие, так же как и смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при применении санкций (п. 4 ст. 112НК РФ).

Учитывая изложенное, в данном случае налоговый орган вправе взыскать штраф с налогоплательщика в двойном размере. Данная позиция подтверждается Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2006 по делу № А44-498/2006-8.

На практике не редко возникают вопросы о правомерности привлечения налогоплательщиков к ответственности за несвоевременное представление не деклараций, а расчетов. Порядок и сроки представления расчетов, формы, порядок заполнения расчетов так же регламентированы статьей 80 «Налоговая декларация» НК РФ, однако, не смотря на это, понятия «налоговая декларация» и «расчет» различны.

Соответственно, налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации и ответственность за представление расчета также различаются. Если документ не обладает признаками налоговой декларации, например, как расчет, то привлечение лица к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ неправомерно. В данном случае необходимо применять положения статьи 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Президиум ВАС РФ в п. 15 Информационного письма от 17.03.2003 №71 указывает, что организация не может быть привлечена к ответственности по статье 119 НК РФ, если законодательство о конкретном налоге разграничивает понятия "налоговая декларация" и "расчет по налогу".

Так же, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.05.2005 №15356/04 указано на различие непредставления налоговой декларации и расчета. Суд указывает, что при оценке любого платежа по существу (независимо от того, какое название он носит) необходимо учитывать приведенные в законе понятия налогов и сборов. Например, в рассматриваемом судебном деле Общество не представило расчет (декларацию) налога на операции с ценными бумагами в налоговый орган. По своей правовой природе налог на операции с ценными бумагами является не налогом, а сбором, то есть взносом, уплата которого плательщиком является одним из условий совершения в отношении его государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (пункт 2 статьи 8 НК РФ). Таким образом, предусмотренный Законом Российской Федерации «О налоге на операции с ценными бумагами» платеж представляет собой по сути своей не налог, а особого рода сбор - эмиссионный сбор. Непредставление расчета (декларации) по уплате сбора, предусмотренного указанным Законом, не может служить основанием для привлечения к ответственности по статье 119 НК РФ. Указанная позиция отражена и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2004 №224-О.

В налоговое законодательство внесены изменения, согласно которым предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговую декларацию в электронном виде. В 2007г. такая обязанность возложена на налогоплательщиков, численность работников которых превышает 250 человек, а с 01.01.2008г. - 100 человек. Эту обязанность налогоплательщики исполняют путем передачи соответствующих данных через телекоммуникационные каналы связи. При этом, следует обратить внимание, что ответственность за непредставление декларации, предусмотренная ст. 119 НК РФ в данном случае так же применяется.

Минфин России в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 указывает, что представление налоговой декларации (расчета авансовых платежей) в ненадлежащем виде или неустановленным способом должно рассматриваться как неисполнение обязанности по ее представлению.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хотелось бы обратить внимание налогоплательщика на то, что налоговая ответственность, как разновидность юридической ответственности в гражданско-правовом смысле вообще и как вид юридической ответственности физических и юридических лиц, реализующих свои права и законные интересы в той или иной сфере деятельности (предпринимательской, трудовой) в частности, как важнейший институт государственности имеет своей целью в конечном итоге осуществление полномочий государства по неукоснительному соблюдению законных прав и интересов (экономических, социальных, стратегических) всех лиц, участвующих в данном процессе, посредством поддержания основ правопорядка в определённой сфере экономических и общественных отношений.

Следует отметить, что осуществление полномочий государства по установлению налоговой ответственности и поддержанию основ правопорядка в этой связи – есть его конституционная обязанность, реализация которой была бы невозможной, без обеспечения государством соблюдения норм регламентирующих и устанавливающих порядок общественных отношений в налоговой сфере, посредством обеспечения исполнения обязанностей иных лиц, участников данных правоотношений.

Соблюдение и исполнений законодательства о налогах и сборах не могло бы быть реализовано государством в полной мере, если бы одни нормы исполнялись, а соблюдение иных было бы чисто формальными, что в итоге приводило бы к полной или частичной утрате их ценности в правовом смысле. Поэтому соблюдение всех норм во взаимосвязи не только в структуре одного кодифицированного акта, но и в системе всего массива правовых актов, в том числе международных позволит государству создать выгодные условия для экономического роста и развития всех лиц, участников сферы налоговых правоотношений.

Поэтому говоря о налоговой ответственности, как об инструменте экономического и социального созидания, хотелось бы отметить в этой связи, что взаимное соблюдение и осознание всех вышеперечисленных прав позволит сформировать законное общество, устанавливающее для себя высокую планку основ правопорядка, при этом, налоговая ответственность как таковая вообще и та, о которой шла речь в данной статье в частности, станет для налогоплательщика не рутинной обязанностью за невыполнение, которой предусмотрены всего лишь те или иные санкции, а той необходимой в конституционно-правовом смысле реализацией своих законных прав и свобод, формирующей полноценное гражданское общество.