Автор: Магурина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств, составляют и представляют формы бюджетной отчетности по правилам, установленным Инструкцией № 191н. В связи с внесением Приказом Минфина РФ от 31.03.2018 № 65н изменений в Инструкцию № 162н и применением с 1 января 2018 года федеральных стандартов некоторые положения Инструкции № 191н требуют корректировки. На момент составления отчетности за шесть месяцев поправки в Инструкцию № 191н внесены не были. Поэтому Минфин и Федеральное казначейство разработали Письмо от 13.07.2018 № 02-06-07/49174, 07-04-05/02-14766 (далее – Письмо № 02-06-07/49174), в котором привели рекомендации по составлению отчетности в 2018 году. О положениях данного письма и пойдет речь в настоящей статье.
Бюджетная отчетность составляется (п. 7 Инструкции № 191н):
-
на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
-
на основе плановых (прогнозных) и (или) аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности.
В связи с внесением в Инструкцию № 162н в апреле 2018 года изменений, которые применяются к операциям, возникшим с 1 января 2018 года, а также ввиду использования с 1 января 2018 года федеральных стандартов переносятся исходящие остатки по соответствующим аналитическим счетам рабочего плана счетов 2017 года, которые сформированы по состоянию на указанную дату с учетом операций по завершению финансового года (2017 года), на входящие остатки на 1 января 2018 года по соответствующим аналитическим счетам уточненного рабочего плана счетов (после внесения поправок в инструкции № 162н и 157н). Приведение входящих остатков в соответствие с требованиями инструкций № 162н, 157н в редакции приказов Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, 65н производится в межотчетный период, который должен быть завершен до 1 октября 2018 года. В случае если учреждение не успело совершить такие мероприятия до 1 июля 2018 года и отчетность сдается с нескорректированными данными, оно указывает в пояснительной записке причины, которые не позволили привести показатели в соответствие с действующим законодательством РФ, и мероприятия, которые будут в связи с этим проведены.
Приводим показатели по счетам бухгалтерского учета в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ
Перенос остатков по счетам осуществляется в стоимостной величине показателей. Как разъясняется в Письме № 02-06-07/49174, он производится на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Образуемые при переносе остатков по счетам обороты не включаются в обороты по счетам 2018 года, отражаемые в регистрах бухгалтерского учета 2018 года.
Операции по формированию входящих остатков по рабочему плану счетов осуществляются с учетом реклассификации (то есть переноса) объектов учета по их экономическому содержанию. Приведем пример.
Показатель исходящего остатка (сформирован на 1 января 2018 года по правилам, действовавшим в 2017 году) |
Правила учета объекта в 2018 году |
Разъяснения в части переноса остатка |
Остаток на счете 120531000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» в части возврата дебиторской задолженности прошлых лет |
План счетов бюджетного учета дополнен счетом 120936000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» |
Расчеты по такой дебиторской задолженности, сформированной у получателя бюджетных средств в том числе на счете 120531000, переносятся на счет 120936000 (подстатья 136 КОСГУ) |
Доходы от уплаты штрафов за нарушение условий контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые предъявлены государственным заказчиком (учитывались на счете 120541000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия») |
План счетов бюджетного учета дополнен счетом 120941000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» |
Расчеты по таким доходам, которые в том числе учтены на счете 020541000, переносятся на счет 120941000 (подстатья 141 КОСГУ) |
Расчеты по доходам от внесения арендных платежей за пользование земельными участками (учитывались на счете 120521000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности») |
План счетов бюджетного учета дополнен счетом 120523000 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» |
Расчеты по таким доходам переносятся на счет 120523000 (подстатья 123 КОСГУ) |
Здесь же отметим, что расчеты по доходам от внесения арендных платежей в объеме заключенных договоров аренды, расчеты по арендным платежам в объеме обязательств по заключенным договорам аренды, право пользования объектами аренды, иные объекты бухгалтерского учета, возникшие по договорам, заключенным до 1 января 2018 года и действующим в 2018 году, принимаются к бухгалтерскому учету в межотчетный период в оценке, соответствующей требованиям ФСБУ «Аренда», на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Входящие остатки расчетов по доходам от аренды имущества, предоставленного арендодателю по договору, заключенному в 2017 году, уточняются в межотчетный период следующим образом:
а) в сумме арендных платежей, предусмотренных договором за период пользования имуществом с 1 января 2018 года до даты завершения срока аренды (по договорам с неопределенным сроком – за период формирования прогнозов по доходам), остатки отражаются:
-
по дебету счета 120521000 и кредиту счета 140130000;
-
по дебету счета 140130000 и кредиту счета 140140121;
б) в сумме задолженности по арендным платежам за период пользования имуществом до 1 января 2018 года, сформированной по состоянию на 1 января 2018 года, исходящие остатки по счету 120521000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности» уточнения не требуют (ввиду отражения расчетов по арендным платежам (арендной плате) в части объектов операционной аренды на счете 020521000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»).
Пример 1.
Между казенным учреждением и коммерческой организацией в марте 2017 года заключен договор аренды помещения сроком на 15 месяцев. По условиям договора сумма ежемесячной арендной платы равна 15 000руб. Передача помещения в аренду отражена на забалансовом счете 25 по стоимости, указанной в акте (1 250 000 руб.). Учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме.
В бюджетном учете в межотчетный период будут сформированы следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражены доходы по расчетам с пользователями имущества по арендным платежам за период с февраля по май 2018 года (договор аренды действует в 2018 году 5 месяцев, предполагаемый доход в виде арендной платы – 15 000 руб. х 5 мес.) |
1 205 21 560 |
1 401 30 000 |
75 000 |
Отражен объем ожидаемого дохода от арендных платежей |
1 401 30 000 |
1 401 40 121 |
75 000 |
Отражены доходы, поступившие от коммерческой организации в форме арендной платы за период с января по апрель 2018 года |
1 210 02 121 |
1 205 21 660 |
75 000 |
Наряду с формированием входящих остатков с учетом изменения планов счетов обороты по счетам бухгалтерского учета, сложившиеся с 1 января 2018 года до даты перехода на актуализированный рабочий план счетов с учетом организационно-технической готовности субъекта учета, подлежат уточнению в соответствии с изменением планов счетов. Бухгалтерские записи по актуализации оборотов по счетам бухгалтерского учета оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833).
Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций по соответствующим счетам актуализированного рабочего плана счетов. При этом обороты, требующие корректировки (в связи с изменением порядка отражения объектов бухгалтерского учета), отражаются методом «красное сторно».
Пример 2.
Казенное учреждение при исполнении договора аренды, заключенного в 2017 году, в январе 2018 года не руководствовалось разъяснениями, содержащимися в Письме Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83463, и отразило сумму начисленного дохода по арендным платежам следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Начислены доходы по расчетам с пользователями имущества по арендным платежам за январь 2018 года |
1 205 21 560 |
1 401 10 120 |
15 000 |
В межотчетный период учреждение должно скорректировать эту запись:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Скорректированы обороты по начисленным за январь 2018 года суммам доходов: |
|||
– исключена запись методом «красное сторно» |
1 205 21 560 |
1 401 10 120 |
(15 000) |
– отражены полученные учреждением доходы |
1 401 40 121 |
1 401 10 121 |
15 000 |
Обратите внимание: при отражении операций по корректировке оборотов по счетам бухгалтерского учета внесение исправлений в первичные учетные документы и регистры бюджетного учета, ранее сформированные, не требуется (см. Письмо № 02-06-07/49174).
Также подлежат переносу исходящие остатки, сформированные по состоянию на 1 января 2018 года, по следующим счетам.
Далее рассмотрим особенности заполнения отдельных форм бюджетной отчетности.
Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123)
Показатели отчета (ф. 0503123) на 1 июля 2018 года формируются в структуре данных, по которой за 2017 год составлялся такой отчет. При этом главные администраторы средств бюджета вправе предусмотреть для подведомственных им распорядителей (получателей) бюджетных средств дополнительную детализацию строк указанного отчета в части применяемой детализации по КОСГУ плановых (сметных) назначений.
Показатели отчета (ф. 0503123) на 1 октября 2018 года формируются с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
Вместе с тем отчет (ф. 0503123) размещается в подсистеме учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» Федерального казначейства без дополнительной детализации строк.
Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164)
Формирование и представление главными администраторами средств бюджетов (казенными учреждениями) сведений (ф. 0503164) осуществляются с учетом критериев определения показателей (суммы и (или) процента исполнения, иных критериев), подлежащих отражению в сведениях (далее – критерии раскрытия данных), установленных:
-
для получателей (распорядителей) бюджетных средств (администраторов доходов бюджета) – главным администратором средств бюджета с учетом критериев раскрытия данных, установленных для него финансовым органом соответствующего бюджета;
-
для главных администраторов средств бюджета – финансовым органом соответствующего бюджета с учетом критериев раскрытия данных, установленных финансовым органом, уполномоченным на формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы РФ.
В графе 1 разд. 1 «Доходы бюджета» указываются коды бюджетной классификации РФ, по которым в результате исполнения бюджета на отчетную дату имеются отклонения по установленным критериям раскрытия данных между плановыми (прогнозными) и фактически исполненными показателями. При этом показатели в графе 3 «Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели)» отражаются без формирования промежуточных итогов по группировочным кодам бюджетной классификации.
При отсутствии прогнозных данных по доходам в части непрогнозируемых администратором доходных поступлений разд. 1 «Доходы бюджета» заполняется по кодам доходов бюджетов согласно бюджетной классификации РФ в структуре соответствующих кодов, которые указаны в графе 3 «Код дохода по бюджетной классификации» отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127). При этом графа 3 «Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели)» сведений (ф. 0503164) не заполняется.
Показатели графы 6 разд. 1 «Доходы бюджета» не рассчитываются, если:
-
в графе 3 данного раздела формы администраторы доходов бюджета (главные администраторы доходов бюджета в части непрогнозируемых доходов) не отражают прогнозные показатели доходов;
-
показатели графы 3 или 5 этого раздела имеют отрицательное значение.
Отражение в графах 3, 5 разд. 2 «Расходы бюджета» отрицательных показателей не допускается.
По графе 7 разд. 1 «Доходы бюджета» приводится отклонение показателей исполнения от плановых (прогнозных) показателей (графа 5 - графа 3). При этом в случае превышения показателя графы 3 над показателем графы 5 показатель отклонения (графа 7) отражается со знаком минус.
При формировании сведений (ф. 0503164) на 1 июля 2018 года в графе 3 «Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели)» по соответствующим кодам доходов федерального бюджета проставляется сумма показателей граф 5 и 9 отчета «Распределение прогноза доходов федерального бюджета, учтенных в федеральном законе о федеральном бюджете на 20__ г.» (форма содержится в приложении 3.1 к Порядку составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденному Приказом Минфина РФ от 09.12.2013 № 117н) (далее – прогноз доходов).
При формировании сведений (ф. 0503164) на 1 октября 2018 года в графе 3 по соответствующим кодам доходов федерального бюджета отражается сумма показателей граф 5, 9, 13 прогноза доходов.
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
Номер соответствующего счета, отражаемый в графе 6 «Номер счета бюджетного учета» в части денежных расчетов, должен содержать в соответствующих разрядах коды бюджетной классификации, идентичные структуре кодов бюджетной классификации, указываемых в отчетах, для консолидации показателей которых формируется справка (ф. 0503125). Аналогичное положение применяется в части структуры кода корреспондирующего счета бюджетного учета, отражаемого в графе 9 справки (ф. 0503125).
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)
Сведения (ф. 0503169) в составе отчетности на 1 июля 2018 года представляются с учетом следующих особенностей.
В графе 1 «Номер (код) счета бюджетного учета» приводятся номера счетов бюджетного учета с учетом изменения требований к бухгалтерскому учету, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями государственного сектора согласно применяемым в 2018 году федеральным стандартам бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и поправкам к инструкциям № 157н, 162н.
Отражение в сведениях (ф. 0503169) начиная с отчетности на 1 июля 2018 года показателей по счетам 020691000, 030291000 недопустимо.
При отражении в сведениях (ф. 0503169) на 1 июля 2018 года показателей дебиторской (кредиторской) задолженности, не актуализированных в соответствии с нормами инструкций № 162н, 157н в редакции приказов Минфина РФ № 64н, 65н (в связи с завершением мероприятий по актуализации после отчетного периода), субъект учета (главный администратор средств бюджета) в текстовой части разд. 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160) раскрывает информацию о мероприятиях, направленных на обеспечение актуализации с изменением планов счетов входящих остатков рабочего плана счетов и соответствующих оборотов по счетам бухгалтерского учета до 1 октября 2018 года.
* * *
В завершение отметим, что в составе бюджетной отчетности на 1 июля 2018 года в графе 1 справочной таблицы по неисполненным решениям судов сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296) (далее – справочная таблица (ф. 0503296)) допускается применение КОСГУ без учета изменений, внесенных в нее Приказом Минфина РФ № 255н. В отчетности на 1 октября 2018 года графа 1 справочной таблицы (ф. 0503296) формируется с учетом поправок, внесенных данным приказом.
Кроме того, как отмечено в Письме № 02-06-07/49174, в комплект бюджетной отчетности за первое полугодие 2018 года, в частности, должны быть включены следующие формы.
Наименование формы |
Особенности составления |
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) |
Форма выверяется на сопоставимость показателей по принятым и неисполненным обязательствам (денежным обязательствам) с учетом положений федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (ФСБУ), применяемых в 2018 году |
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) |
Сведения составляются и представляются учреждениями с учетом положений ФСБУ, применяемых в 2018 году |
Сведения об имуществе, полученном в пользование |
Формы приведены в приложении к Письму № 02-06-07/49174. Они составляются и представляются учреждениями, у которых по состоянию на 1 января 2018 года согласно бюджетной отчетности 2017 года на соответствующих забалансовых счетах числится информация о полученном (переданном) имуществе (01 «Имущество, полученное в пользование», 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование») |
Сведения об имуществе, переданном в пользование |
|
Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191) |
Формы составляются и представляются учреждениями, у которых дебиторская задолженность по контракту, соглашению на 1 января 2018 года (1 апреля 2018 года) составляла значительный объем ко всей дебиторской задолженности бюджета (список главных администраторов средств федерального бюджета прилагается) |
Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192) |
|
Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193) |
В составе бюджетной отчетности за девять месяцев 2018 года должна быть представлена нижеприведенная форма с учетом следующих особенностей заполнения.
Наименование формы |
Особенности составления |
Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) |
Таблица составляется и представляется учреждениями с учетом изменения показателей бюджетного учета (балансовых, забалансовых) на 1 января 2018 года в связи с первым применением в 2018 году положений ФСБУ и изменения Плана счетов бюджетного учета согласно уточненной на 2018 год КОСГУ* |
* Напомним, что в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ Приказом Минфина РФ № 255н были внесены изменения в части применения КОСГУ. В результате дополнительной детализации подстатей КОСГУ План счетов бюджетного учета был дополнен новыми счетами.