Автор: Данченко С. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации – это итог работы бухгалтерии. По общему правилу бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Данная информация необходима пользователям названной отчетности (как правило, это руководители и учредители экономического субъекта) для принятия экономических решений.
Соответственно, встает вопрос о том, как часто надо составлять такую отчетность. Как урегулирован озвученный вопрос действующими правовыми актами? Какие изменения нас ждут в ближайшем будущем?
Правовые акты о составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности
Вопросы составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе частоты ее составления, урегулированы рядом документов (см. таблицу). В целом вся рассматриваемая отчетность делится на годовую и промежуточную. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть как месячной, так и квартальной. В любом случае она составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
К сведению: по общему правилу годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Документ |
Нормы о периодичности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) |
Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года (п. 2, 3, 4, 5 ст. 13) |
ПБУ 4/99«Бухгалтерская отчетность организации» |
Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 48, 51) |
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации(утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) |
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной (п. 29) |
Решение Верховного суда
29 января 2018 года Верховный суд принял Решение № АКПИ17-1010, которым признал недействующими п. 48 ПБУ 4/99 и п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее – Положение). Это означает, что положения по бухгалтерскому учету, обязывающие все без исключения организации составлять промежуточную отчетность, признаны недействующими.
Административное исковое заявление было подано ООО, которое посчитало, что по смыслу п. 4 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ составление организациями промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является исключением из общего правила (составление годовой отчетности) и применяется только в определенных случаях. При этом данная норма ограничивает круг лиц и разновидность нормативных и локальных актов, которыми может вводиться обязанность по ведению подобной отчетности. Пункт 48 ПБУ 4/99 и п. 29 Положения, устанавливающие обязанность по ведению промежуточной отчетности для всех организаций без указания конкретных случаев и ситуаций, в которых действует это правило, по своему содержанию оказываются шире, чем п. 4 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.
По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения создают неопределенность для правоприменителя, затрагивают права и законные интересы общества, так как от квалификации понятия «отчетный период» в том числе, например, зависит размер действительной стоимости доли, подлежащей выплате участнику, вышедшему из общества.
Отметим, что Минфин и Минюст были против и не признали административный иск.
Верховный суд согласился с истцом: оспариваемые нормативные положения нельзя рассматривать как частный случай применения п. 4 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ, поскольку при таком ошибочном (расширительном) толковании все организации без исключения должны составлять промежуточную отчетность, что лишает норму закона всякого смысла. Кроме того, внесенные в Федеральный закон № 402-ФЗ изменения свидетельствуют о том, что законодатель не рассматривает применение промежуточной отчетности в качестве обязательного условия для всех экономических субъектов.
Проанализировав нормы действующего законодательства (приведены выше), суд сделал следующие выводы:
-
составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности не является обязанностью каждого экономического субъекта;
-
промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться экономическим субъектом только в том случае, когда обязанность ее представления установлена законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта.
Однако п. 29 Положения и п. 48 ПБУ 4/99, используя для обозначения субъектов, на которых распространяется действие нормативного правового акта, термин «организация», предусматривают для таких лиц в качестве общего правила обязанность составления организацией промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, в том числе независимо от наличия или отсутствия у такого лица обязанности ее представления. Соответственно, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Последствия принятого решения
Итак, решение принято, что дальше?
Во-первых, Минфин должен выпустить соответствующий ведомственный приказ. Проект такого приказа 1 марта 2018 года опубликован на официальном сайте ведомства, его обсуждение идет на портале www.regulation.gov.ru (ID проекта: 01/02/03-18/00078756, «О признании утратившим силу пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н»). Планируемый срок вступления проекта нормативного правового акта в силу – июнь 2018 года.
Изменения в ПБУ 4/99, вероятно, будут внесены в рамках разработки нового стандарта ФСБУ «Бухгалтерская отчетность», который должен быть внесен в Совет по стандартам бухгалтерского учета во II квартале 2018 года. Планируется применение нового документа с 2020 года (Приказ Минфина России от 07.06.2017 № 85н).
Во-вторых, отметим, что вынесенное решение не устанавливает запрета на составление бухгалтерской отчетности за месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. Ее можно формировать хоть ежедневно, хоть еженедельно при наличии соответствующего решения собственника хозяйствующего субъекта или указания на это в учредительных документах либо при наличии соответствующего пункта договора. Но при этом составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности не является безусловной обязанностью каждого экономического субъекта.