Автор: Заболонкова О., редактор журнала

Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" № 3/2018

Приказом Минфина РФ от 21.12.2017 № 247н утверждена дополнительная форма годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, и Инструкция о порядке ее составления и представления (далее – Приказ № 247н, Инструкция). Кроме того, в документ, устанавливающий дополнительную бюджетную отчетность, внесены изменения Приказом Минфина РФ от 23.11.2017 № 200н. Рассмотрим основные положения данных нормативных актов для дополнительной бухгалтерской и бюджетной отчетности.

Бухгалтерская отчетность.

Какая форма утверждена новым приказом?

В первую очередь следует сказать о том, что Приказ Минфина РФ от 12.05.2016 № 60н признан утратившим силу (п. 3 Приказа № 247н). Напомним, он содержал две формы дополнительной отчетности для бюджетных и автономных учреждений:

  • форму 0503790 «Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения» (далее – ф. 0503790). Теперь ее включили в Инструкцию № 33н Приказом Минфина РФ от 14.11.2017 № 189н;

  • форму 0503793 «Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793) (далее – форма 0503793), именно этот отчет и утвержден Приказом № 247н.

Какие учреждения государственного сектора должны ее составлять?

Дополнительную форму составляют и представляют федеральные государственные учреждения бюджетного и автономного типов (п. 2 Инструкции).

За какие периоды необходимо составлять данную форму?

Форма 0503793 составляется учреждениями на следующие даты (п. 3 Инструкции):

1) квартальная – на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года. Является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года;

2) годовая – на 1 января года, следующего за отчетным. Отчетным годом является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом считается:

  • для учреждения, вновь созданного, – период с даты регистрации в установленном законодательством РФ порядке по 31 декабря года его создания;

  • для учреждения, созданного в течение финансового года путем изменения типа федерального государственного казенного учреждения, – период с момента изменения типа по 31 декабря года его создания.

Куда представляют дополнительную отчетность?

Учреждение представляет дополнительную бухгалтерскую отчетность в федеральный орган государственной власти, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), либо по решению финансового органа в финансовый орган в установленные учредителем сроки.

В свою очередь, учредитель составляет сводную дополнительную бухгалтерскую отчетность и представляет ее в составе бюджетной отчетности финансовому органу в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности.

В каком виде (электронном или бумажном) нужно представлять форму 0503793?

Пунктом 4 Инструкции предусмотрено, что дополнительная бухгалтерская отчетность представляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном для сдачи бухгалтерской отчетности.

В чем особенности заполнения формы 0503793?

Форма 0503793 составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой (п. 3 Инструкции). Данная форма подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения, а если в ней содержатся аналитические показатели, то ее необходимо подписать и ответственному исполнителю (п. 5 Инструкции).

Форма 0503793 составляется учреждениями в части остатков дебиторской задолженности по предоставленным им субсидиям (грантам), раздельно по их видам:

  • субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания; субсидии, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ;

  • субсидии на осуществление капитальных вложений.

Порядок заполнения граф формы приведем в таблице.

Номер графы

Содержание

1

Наименование кода счета бухгалтерского учета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», по которому на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской задолженности

2

Номер соглашения (договора) о предоставлении субсидии (гранта)

3

Наименование контрагента

4

ИНН контрагента (получателя субсидии, гранта)

5

Сумма субсидии (гранта), предусмотренная соглашением

6

Соответствующий номер счета бухгалтерского учета счета 0 206 000 00 «Расчеты по выданным авансам»

7

Остатки дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам), образовавшиеся на начало года

8

Остатки дебиторской задолженности по субсидии (гранту) на начало года, в том числе в сумме средств, подлежащих возврату учреждению (в федеральный бюджет)

9

Остатки дебиторской задолженности по субсидии (гранту), образовавшиеся на конец отчетного периода

10

Остатки дебиторской задолженности по субсидии (гранту), по которым подтверждена потребность в использовании средств в следующем финансовом периоде

11

Остатки просроченной дебиторской задолженности по возврату предоставленных субсидий (грантов), образовавшиеся на конец отчетного периода

12

Остаток дебиторской задолженности по субсидии (гранту), подлежащий возврату учреждению (в федеральный бюджет) в следующем отчетном периоде

13

Дата возникновения дебиторской задолженности, отраженной в графе 10 (дата списания средств с лицевого счета, открытого учреждению в органе, осуществляющем кассовое обслуживание)

14

Предельная дата завершения расчетов по дебиторской задолженности, отраженной в графе 10, предусмотренная соглашением

15

Плановые объемы задолженности на конец следующего отчетного периода (в соответствии с условиями соглашения)

16 – 17

Код и пояснения причин образования дебиторской задолженности*

18 – 19

Коды** и пояснения принимаемых мер во взаимоувязке с причинами образования задолженности

    * Коды и причины следующие:

  • 1 – предоставление авансов в соответствии с условиями соглашения, договора;

  • 2 – несвоевременность представления получателем субсидии (гранта) документов, подтверждающих расходование средств;

  • 3 – нецелевое использование средств;

  • 4 – банкротство получателя субсидии (гранта);

  • 5 – иные причины.

  ** Коды приведены в п. 7 Инструкции, например:

  • 1.1 – завершение расчетов и принятие отчета о расходовании средств;

  • 3.1 – обеспечение выполнения получателем субсидии (гранта) условий, преду­смотренных соглашением, и представления документов о расходовании средств;

  • 5.1 – информация о комплексе мер, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности.

Как видим, сама форма и порядок ее заполнения остались прежними.

Надо ли отражать в форме 0503793 не использованные по целевому назначению получателями остатки грантов?

Данную ситуацию рассмотрел Минфин в Письме от 02.08.2016 № 02-07-10/51326 и привел следующие рекомендации.

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать в составе рабочего плана счетов, в том числе по счету 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», дополнительную группировку расчетов по авансовым перечислениям в разрезе вида расходов (выбытий) – дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета (п. 204 Инструкции № 157н). В частности, расчеты по целевым средствам, предоставленным на условиях их целевого использования, не подтвержденные отчетами получателей средств, отражаются на счете 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» в соответствующем разрезе по видам выплат, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, и по аналитическим группам синтетического счета объекта учета (0 206 41 000, 0 206 42 000).

Отражение расчетов по предоставленным грантам в объеме остатков средств грантов, не использованных их получателями по целевому назначению, в форме 0503793 является обязательным.

Бюджетная отчетность.

Напомним, что для учреждений казенного типа дополнительные формы годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкция о порядке их составления и представления утверждены Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 15н. В этот документ внесены изменения, согласно которым утрачивает силу форма «Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф. 0503190)» (Приказ Минфина РФ от 23.11.2017 № 200н). Эта форма, а также правила ее заполнения теперь установлены в Инструкции № 191н Приказом Минфина РФ от 02.11.2017 № 176н.

Как и прежде, в состав дополнительной бюджетной отчетности включаются следующие формы:

  • расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191) (далее – форма 0503191);

  • расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192) (далее – форма 0503192);

  • расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193) (далее – форма 0503193).

Не изменился и порядок ее представления. Дополнительная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой на следующие даты:

  • квартальная – на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;

  • годовая – на 1 января года, следующего за отчетным. Отчетный год – это календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Напомним основные моменты заполнения вышеуказанных форм.

Форма 0503192.

Этот отчет составляется получателями (главными распорядителями) бюджетных средств, если бюджетное обязательство возникло из государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и остаток дебиторской задолженности по указанному обязательству составляет на отчетную дату более 300 млн руб.

Казначейство напоминает о том, что указание в форме 0503192 остатка дебиторской задолженности по бюджетному обязательству (на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд) на сумму менее 300 млн руб. является ошибкой (Письмо от 20.10.2017 № 07-04-05/08-807).

Форма 0503191.

Показатели данного отчета формируются главным распорядителем бюджетных средств по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности по расходам подведомственными получателями бюджетных средств на основании данных бюджетного и аналитического учета, а также бюджетной и аналитической отчетности подведомственных получателей бюджетных средств. В частности, берутся данные о дебиторской задолженности на соответствующих аналитических счетах счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (0 206 11 000 – 0 206 91 000). Форма состоит из двух разделов: раздела 1 «Задолженность по выданным авансам» и раздела 2 «Сроки погашения дебиторской задолженности».

Казначейство в Письме от 20.10.2017 № 07-04-05/08-807 «О разъяснении методических вопросов по формированию бюджетной (бухгалтерской) отчетности» привело следующие разъяснения по заполнению данного отчета, а также по взаимосвязи его с другими формами бюджетной отчетности:

Ошибка (вопрос)

Ответ

В приложении (ф. 0503169) сумма дебиторской задолженности по счету 0 206 00 000 не соответствует данным формы 0503191

По счету 0 206 00 000 производится учет расчетов по выданным авансам. В приложении (ф. 0503169) отражаются в том числе обороты по увеличению (уменьшению) дебиторской задолженности в отчетном периоде по счету 0 206 00 000.

В форме 0503191 приводятся показатели задолженности по выданным авансам, учитываемые также на счете 0 206 00 000.

Таким образом, показатели дебиторской задолженности по выданным авансам, отраженные в приложении (ф. 0503169), должны быть идентичны (равны) показателям из формы 0503191

Несоответствие сумм задолженности по соответствующим счетам аналитического учета между разделами 1 и 2 формы 0503191

Раздел 1 формы 0503191 отражает детализацию объема выявленной по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на отчетную дату. Раздел 2 формы 0503191 отражает детализацию выявленной в результате проведенной инвентаризации дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам в разрезе сроков ее погашения. В этой связи показатели раздела 1 должны соответствовать показателям раздела 2

Форма 0503193.

Составляется главными распорядителями бюджетных средств в части остатков дебиторской задолженности раздельно по видам субсидий, предоставляемых в соответствии со ст. 78, 78.1, 78.2 БК РФ:

  • по субсидиям, предоставляемым федеральным бюджетным и автономным учреждениям, размер которых на отчетную дату составляет более 300 млн руб.;

  • по субсидиям, предоставляемым федеральным государственным унитарным предприятиям, вне зависимости от размера задолженности;

  • по субсидиям юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям и государственной компании, вне зависимости от размера задолженности.

Еще раз напомним, что Минфин и Казначейство в совместном Письме от 04.07.2016№ 02-07-07/39110/07-04-05/02-493 обращали внимание на обеспечение корректного формирования граф 13 – 19 формы 0503193 и граф 12 – 18 формы 0503192 в части указания:

  • дат возникновения задолженности;

  • предельных дат завершения расчетов;

  • аналитической информации о плановой задолженности на конец следующего отчетного периода;

  • причин возникновения задолженности и принимаемых мер по ее сокращению.

* * *

Таким образом, проанализировав положения новых нормативно-правовых актов, регулирующих представление форм дополнительной отчетности в 2018 году, можно сделать следующие выводы:

  1. Бюджетные и автономные учреждения должны составлять форму 0503790, но уже в соответствии с нормами Инструкции № 33н, а рассмотренную в статье форму 0503793 – согласно Приказу № 247н. Сама форма, а также порядок ее заполнения остались прежними.

Таким образом, форма 0503793 представляется в составе дополнительной отчетности, а форма 0503790 – в составе основной.

  1. Дополнительная отчетность для казенных учреждений также не претерпела кардинальных изменений в 2018 году: в ее составе нужно сдавать формы 0503191, 0503192, 0503193. Форма 0503190 с 2018 года включена в основную отчетность.