Автор: А. Гусев
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера" № 7/2016
Комментарий к Приказу Минфина РФ от 12.05.2016 № 60н.
Комментируемым Приказом Минфина РФ от 12.05.2016 № 60н (далее – Приказ № 60н) утверждены дополнительные формы годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями.
Введение новых форм отчетности вызвано совершенствованием нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной деятельности, а также обеспечением исполнения п. 2 разд. III плана-графика реализации мероприятий, предусматривающих завершение инвентаризации объектов незавершенного строительства, создание и совершенствование нормативной правовой базы и методического обеспечения учета объектов незавершенного строительства, доведенного Поручением Правительства РФ от 25.02.2016 № ИШ-П13-1016.
Напомним, что государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых на основании положений ч. 15 и 16 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ органами государственной власти (государственными органами), местного самоуправления принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета исходя из п. 1 ст. 78.1 БК РФ, составляют и представляют годовую, квартальную бухгалтерскую отчетность в порядке и по формам, установленным Инструкцией № 33н[1].
Состав дополнительных форм отчетности.
В состав дополнительных форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, включены следующие формы отчетов:
- сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790);
- расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793).
Напомним, что в силу п. 10 Инструкции № 33н в случае, если все показатели, предусмотренные дополнительными формами бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется. Когда показатель по бухучету имеет отрицательное значение, он отражается в бухгалтерской отчетности учреждения в отрицательном значении – со знаком минус.
Порядок формирования и представления дополнительных отчетных форм.
Федеральные государственные бюджетные учреждения составляют и представляют дополнительные формы отчетности в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности. Напомним, что в нее помимо вновь введенных дополнительных форм включаются (п. 12 Инструкции № 157н):
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
- справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
- отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
- отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
- пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760);
- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
Согласно п. 3 приложения 2 к Приказу № 60н дополнительная бухгалтерская отчетность составляется учреждениями на конкретные даты: квартальная – на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая – на 1 января года, следующего за отчетным.
Обратите внимание
Представлять дополнительные формы отчетности необходимо, начиная с бухгалтерской отчетности за 2016 год (п. 3 Приказа № 60н). Заметим, что аналогичные формы отчетности утверждены для получателей бюджетных средств Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 15н «Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкции о порядке их составления и представления». При этом получатели бюджетных средств начали представлять дополнительные формы бюджетной отчетности при составлении квартальной отчетности по итогам I квартала 2016 года.
В соответствии с требованиями Приказа № 60н отчетным для дополнительных форм бухгалтерской отчетности является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ порядке по 31 декабря года их создания. Для учреждения, созданного в течение финансового года путем изменения типа федерального государственного казенного учреждения, первым отчетным годом, за который формируется дополнительная бухгалтерская отчетность, считается период с момента изменения типа по 31 декабря года его создания.
Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
Дополнительная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Представлять дополнительные формы бюджетной отчетности необходимо в федеральный орган государственной власти, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо по решению финансового органа в финансовый орган в установленные учредителем сроки.
При этом сам учредитель, составляет сводную дополнительную бухгалтерскую отчетность и представляет ее финансовому органу в составе бюджетной отчетности в сроки, установленные для представления последней.
Дополнительная бухгалтерская отчетность представляется:
- на бумажных носителях;
- в виде электронного документа на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном для представления бухгалтерской отчетности.
Сформированная дополнительная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером, а в случае отражения в ней аналитических показателей – ответственным исполнителем.
Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790) (далее – Сведения (ф. 0503790)) формируются учреждением по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в составе разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) дополнительно к информации, раскрываемой в сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503768).
Данная отчетная форма состоит из двух страниц: на первой указываются сведения об инвестиционном проекте (объекте строительства), а на второй – расходы на его реализацию (кассовые и фактические).
Ниже приведем информацию, отражаемую в указанной форме.
Графа |
Показатель |
---|---|
1 |
Наименование, месторасположение (полный адрес) объекта капитального строительства (приобретаемого объекта), указанные в документе – основании для выделения средств из федерального бюджета, соглашении о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность (для начала строительства) |
2 |
Код строки |
3 |
Код объекта в федеральной адресной инвестиционной программе, присвоенный Минэкономразвития (при наличии) |
4 |
Документ, являющийся основанием для выделения средств федерального бюджета и (или) для начала строительства |
5 |
Информация о состоянии объекта (по соответствующему коду статуса объекта): – «1» – строительство (приобретение) ведется; – «2» – объект законсервирован; – «3» – строительство объекта приостановлено (без консервации); – «4» – строительство объекта не начиналось; – «5» – объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы направлены на государственную регистрацию права; – «6» – объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы не направлены на государственную регистрацию права; – «7» – иной статус, раскрываемый пояснениями |
6, 7 |
Информация о причинах приостановления (прекращения) строительства: – «1» – строительство (реконструкция) объекта приостановлена по решению Правительства РФ (или уполномоченного федерального органа исполнительной власти); – «2» – приостановлено финансовое обеспечение; – «3» – низкий уровень подготовки и реализации проектных решений; – «4» – отсутствие оформленных в установленном порядке прав собственности, в том числе на земельные участки; – «5» – неудовлетворительная работа подрядных организаций (например, нарушение сроков исполнения и иных условий контрактов, несвоевременность представления документов на оплату по выполненным работам); – «6» – отсутствие претендентов – подрядчиков (исполнителей, поставщиков) для реализации проекта в результате конкурсных процедур на право заключить договор на выполнение строительных, проектных и изыскательных и других работ, услуг; – «7» – увеличение сроков процедур размещения заказов, заключения договоров; – «8» – иные причины, раскрываемые пояснениями. Отметим, что если в графе 5 указан статус объекта «1», «4», «5» или «6», то данные графы не заполняются |
8 |
Год начала осуществления вложений |
9 |
Планируемый год окончания строительства (реконструкции), указанный в договоре |
10 |
Сметная стоимость строительства на дату начала строительства согласно проектно-сметной документации |
11 |
Сметная стоимость строительства на начало отчетного периода согласно проектно-сметной документации |
12 |
Сметная стоимость строительства на конец отчетного периода (отчетную дату) согласно проектно-сметной документации |
13 |
Сумма показателей граф 14, 15, 16 |
14 |
Сумма средств, предоставленная на строительство (реконструкцию) объекта из федерального бюджета (субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность) |
15 |
Сумма средств, предоставленная на строительство (реконструкцию) объекта из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета |
16 |
Сумма привлеченных средств (собственных доходов) на строительство (реконструкцию объекта) |
17 |
Сумма показателей граф 18, 19, 20 |
18 |
Сумма средств, предоставленная на строительство (реконструкцию) объекта из федерального бюджета (субсидии из федерального бюджета) нарастающим итогом с начала осуществления вложений |
19 |
Сумма средств, предоставленная на строительство (реконструкцию) объекта из бюджета субъекта РФ, местного бюджета нарастающим итогом с начала осуществления вложений |
20 |
Сумма привлеченных средств (собственные доходы учреждения) на строительство (реконструкцию) объекта нарастающим итогом с начала осуществления вложений |
21 |
Сумма показателей граф 22, 23, 24 |
22 |
Сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных за счет субсидий из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) объекта, нарастающим итогом с начала осуществления вложений |
23 |
Сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных за счет средств, предоставленных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета, на строительство (реконструкцию) объекта, нарастающим итогом с начала осуществления вложений |
24 |
Сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств (собственных доходов) на строительство (реконструкцию) объекта нарастающим итогом с начала осуществления вложений |
25 |
Сумма показателей граф 26, 27, 28 |
26 |
Стоимость работ, выполненных за счет субсидий из федерального бюджета, и принятых к учету по счету бухгалтерского учета 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства (реконструкции) на начало отчетного периода |
27 |
Стоимость работ, выполненных за счет средств, предоставленных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета, и принятых к учету по счету 0 106 11 000 по объекту строительства (реконструкции) на начало отчетного периода |
28 |
Стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств (собственных доходов), и принятых к учету по счету бухгалтерского учета 2 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства (реконструкции) на начало отчетного периода |
29 |
Сумма показателей граф 30, 31, 32 |
30 |
Сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных за счет субсидий из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) объекта, нарастающим итогом с начала осуществления вложений |
31 |
Сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета на строительство (реконструкцию) объекта, нарастающим итогом с начала осуществления вложений |
32 |
Сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств на строительство (реконструкцию) объекта, нарастающим итогом с начала осуществления вложений |
33 |
Сумма показателей граф 34, 35, 36 |
34 |
Стоимость работ, выполненных за счет субсидий из федерального бюджета, и принятых к учету по счету 0 106 11 000 по объекту строительства (реконструкции) на конец отчетного периода |
35 |
Стоимость работ, выполненных за счет средств, предоставленных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета, и принятых к учету по счету 0 106 11 000 по объекту строительства (реконструкции) на конец отчетного периода |
36 |
Стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств (собственных доходов), и принятых к учету по счету 0 106 11 000 по объекту строительства (реконструкции) на конец отчетного периода |
Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793) (далее – расшифровка (ф. 0503793)) формируется учреждениями в части остатков дебиторской задолженности по предоставленным бюджетным учреждениям субсидий (грантов). Дословно п. 9 приложения 2 к Приказу № 60н звучит так: формируется учреждениями в части остатков дебиторской задолженности по предоставленным ими субсидиям (грантам). То есть из данного пункта следует, что расшифровка (ф. 0503793) должна формироваться в части остатков дебиторской задолженности по предоставленным бюджетным учреждением другим организациям субсидиям и грантам. Однако, по нашему мнению, в тексте допущена опечатка, и заполнять расшифровку (ф. 0503793) нужно по остаткам субсидий и грантов, предоставленных бюджетному учреждению. Некоторые ляпы и странности встречаются и далее по тексту Приказа № 60н. Например, в качестве причин образования дебиторской задолженности можно указать банкротство получателя субсидии (гранта). А читая приложение 2 к Приказу № 60н, можно сделать вывод, что контрагент бюджетного учреждения (поставщик, подрядчик) является получателем средств субсидии.
Расшифровка (ф. 0503793) формируется раздельно по видам предоставленных субсидий (грантов):
- на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
- на иные цели (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
- на осуществление капитальных вложений.
Периодичность формирования и представления расшифровки (ф. 0503793) – квартальная, годовая.
Ниже приведем информацию, отражаемую в указанной форме.
Графа |
Показатель |
1 |
Наименование кода счета бухгалтерского учета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской задолженности |
2 |
Номер соглашения (договора) о предоставлении субсидии (гранта) (далее – соглашение) |
3 |
Наименование контрагента |
4 |
ИНН контрагента |
5 |
Сумма субсидии (гранта), предусмотренная соглашением |
6 |
Соответствующий номер счета 0 206 00 000 |
7 |
Остатки дебиторской задолженности за счет средств субсидии (гранта) |
8 |
Остатки дебиторской задолженности по субсидии (гранту) на начало года, в том числе в сумме средств, подлежащих возврату учреждению (в федеральный бюджет) |
9 |
Остатки дебиторской задолженности по субсидии (гранту), образовавшиеся на конец отчетного периода |
10 |
Остатки дебиторской задолженности по субсидии (гранту), по которым подтверждена потребность в использовании средств в следующем финансовом периоде |
11 |
Остатки просроченной дебиторской задолженности по возврату предоставленных субсидий (грантов), образовавшихся на конец отчетного периода |
12 |
Остаток дебиторской задолженности по субсидии (гранту), подлежащий возврату учреждению (в федеральный бюджет) в следующем отчетном периоде |
13 |
Дата возникновения дебиторской задолженности, отраженной в графе 10 (дата списания средств с лицевого счета, открытого учреждению в органе, осуществляющем кассовое обслуживание) |
14 |
Предельная дата завершения расчетов по дебиторской задолженности, отраженной в графе 10, предусмотренная соглашением |
15 |
Плановые объемы задолженности на конец следующего отчетного периода (в соответствии с условиями соглашения) |
16, 17 |
Код и пояснения причин образования дебиторской задолженности: – «1» – предоставление авансов в соответствии с условиями соглашения, договора; – «2» – несвоевременность представления контрагентом документов, подтверждающих расходование средств; – «3» – нецелевое использование средств; – «4» – банкротство контрагента; – «5» – иные причины |
18, 19 |
Указываются следующие коды и раскрываются пояснения принимаемых мер во взаимоувязке с причинами образования задолженности: – «1.1» – завершение расчетов и принятие отчета о расходовании средств; – «1.2» – предоставление следующей части выплат, предусмотренных соглашением, под фактическую потребность; – «1.3» – пересмотр потребности в предоставлении следующей части выплат и внесение изменений в соглашение; – «1.4» – перевод субсидии (гранта) на казначейское сопровождение по согласованию с ее получателем; – «1.5» – переход на заявительный порядок возмещения затрат, осуществленных за счет собственных средств; – «1.6» – информация об иных мерах, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности; – «2.1» – завершение расчетов и принятие отчета о расходовании средств; – «2.2» – обеспечение выполнения получателем субсидии (гранта) сроков представления документов о расходовании средств, предусмотренных соглашением; – «2.3» – расторжение соглашения и направление требования о возврате субсидии (гранта); – «2.4» – пересмотр потребности в представлении субсидии (гранта) и внесение изменений в соглашение; – «2.5» – переход на представление субсидии (гранта) под фактическую потребность; – «2.6» – перевод субсидии (гранта) на казначейское сопровождение по согласованию с ее получателем; – «2.7» – перевод субсидии (гранта) на заявительный порядок возмещения затрат, осуществленных за счет собственных средств; – «2.8» – применение штрафных санкций за нарушение сроков представления документов о расходовании средств; – «2.9» – информация об иных мерах, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности; – «3.1» – обеспечение выполнения получателем субсидии (гранта) условий, предусмотренных соглашением, и представления документов о расходовании средств; – «3.2» – расторжение соглашения и направление требования о возврате субсидии (гранта); – «3.3» – пересмотр потребности в предоставлении субсидии (гранта) и внесение изменений в соглашение; – «3.4» – переход на предоставление субсидии (гранта) под фактическую потребность; – «3.5» – перевод субсидии (гранта) на казначейское сопровождение по согласованию с ее получателем; – «3.6» – перевод субсидии (гранта) на заявительный порядок возмещения затрат, осуществленных за счет собственных средств; – «3.7» – применение штрафных санкций за нарушение условий расходования субсидии (гранта); – «3.8» – информация об иных мерах, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности; – «4.1» – обеспечение взыскания предоставленной субсидии (гранта); – «4.2» – рассмотрение вопроса о списании безнадежной к взысканию задолженности; – «4.3» – информация об иных мерах, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности; – «5.1» – информация о комплексе мер, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности; – «5.2» – информация об иных мерах, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности |
[1] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.