Автор: А. Гусев

Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера" № 7/2016

Комментарий к Приказу Минфина РФ от 12.05.2016 № 60н.

Комментируемым Приказом Минфина РФ от 12.05.2016 № 60н (далее – Приказ № 60н) утверждены дополнительные формы годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями.

Введение новых форм отчетности вызвано совершенствованием нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной деятельности, а также обеспечением исполнения п. 2 разд. III плана-графика реализации мероприятий, предусматривающих завершение инвентаризации объектов незавершенного строительства, создание и совершенствование нормативной правовой базы и методического обеспечения учета объектов незавершенного строительства, доведенного Поручением Правительства РФ от 25.02.2016 №  ИШ-П13-1016.

Напомним, что государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых на основании положений ч. 15 и 16 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ органами государственной власти (государственными органами), местного самоуправления принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета исходя из п. 1 ст. 78.1 БК РФ, составляют и представляют годовую, квартальную бухгалтерскую отчетность в порядке и по формам, установленным Инструкцией № 33н[1].

Состав дополнительных форм отчетности.

В состав дополнительных форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, включены следующие формы отчетов:

  • сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790);
  • расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793).

Напомним, что в силу п. 10 Инструкции № 33н в случае, если все показатели, предусмотренные дополнительными формами бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется. Когда показатель по бухучету имеет отрицательное значение, он отражается в бухгалтерской отчетности учреждения в отрицательном значении – со знаком минус.

Порядок формирования и представления  дополнительных отчетных форм.

Федеральные государственные бюджетные учреждения составляют и представляют дополнительные формы отчетности в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности. Напомним, что в нее помимо вновь введенных дополнительных форм  включаются (п. 12 Инструкции № 157н):

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760);
  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).

Согласно п. 3 приложения 2 к Приказу № 60н дополнительная бухгалтерская отчетность составляется учреждениями на конкретные даты: квартальная – на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая – на 1 января года, следующего за отчетным.

Обратите внимание

Представлять дополнительные формы отчетности необходимо, начиная с бухгалтерской отчетности за 2016 год (п. 3 Приказа № 60н). Заметим, что аналогичные формы отчетности утверждены для получателей бюджетных средств Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 15н «Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкции о порядке их составления и представления». При этом получатели бюджетных средств начали  представлять дополнительные формы бюджетной отчетности при составлении квартальной отчетности по итогам I квартала 2016 года.

В соответствии с требованиями Приказа № 60н отчетным для дополнительных форм бухгалтерской отчетности является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ порядке по 31 декабря года их создания. Для учреждения, созданного в течение финансового года путем изменения типа федерального государственного казенного учреждения, первым отчетным годом, за который формируется дополнительная бухгалтерская отчетность, считается период с момента изменения типа по 31 декабря года его создания.

Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Дополнительная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Представлять дополнительные формы бюджетной отчетности необходимо в федеральный орган государственной власти, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо по решению финансового органа в финансовый орган в установленные учредителем сроки.

При этом сам учредитель, составляет сводную дополнительную бухгалтерскую отчетность и представляет ее финансовому органу в составе бюджетной отчетности в сроки, установленные для представления последней.

Дополнительная бухгалтерская отчетность представляется:

  • на бумажных носителях;
  • в виде электронного документа на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном для представления бухгалтерской отчетности.

Сформированная дополнительная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером, а в случае отражения в ней аналитических показателей – ответственным исполнителем.

Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790) (далее – Сведения (ф. 0503790)) формируются учреждением по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в составе разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) дополнительно к информации, раскрываемой в сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503768).

Данная отчетная форма состоит из двух страниц: на первой указываются сведения об инвестиционном проекте (объекте строительства), а на второй – расходы на его реализацию (кассовые и фактические).

Ниже приведем информацию, отражаемую в указанной форме.

Графа

Показатель

1

Наименование, месторасположение (полный адрес) объекта капитального строительства (приобретаемого объекта), указанные в документе – основании для выделения средств из федерального бюджета, соглашении о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность (для начала строительства)

2

Код строки

3

Код объекта в федеральной адресной инвестиционной программе, присвоенный Минэкономразвития (при наличии)

4

Документ, являющийся основанием для выделения средств федерального бюджета и (или) для начала строительства

5

Информация о состоянии объекта (по соответствующему коду статуса объекта):

– «1» – строительство (приобретение) ведется;

– «2» – объект законсервирован;

– «3» – строительство объекта приостановлено (без консервации);

– «4» – строительство объекта не начиналось;

– «5» – объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы направлены на государственную регистрацию права;

– «6» – объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы не направлены на государственную регистрацию права;

– «7» – иной статус, раскрываемый пояснениями

6, 7

Информация о причинах приостановления (прекращения) строительства:

– «1» – строительство (реконструкция) объекта приостановлена по решению Правительства РФ (или уполномоченного федерального органа исполнительной власти);

– «2» – приостановлено финансовое обеспечение;

– «3» – низкий уровень подготовки и реализации проектных решений;

– «4» – отсутствие оформленных в установленном порядке прав собственности, в том числе на земельные участки;

– «5» – неудовлетворительная работа подрядных организаций (например, нарушение сроков исполнения и иных условий контрактов, несвоевременность представления документов на оплату по выполненным работам);

– «6» – отсутствие претендентов – подрядчиков (исполнителей, поставщиков) для реализации проекта в результате конкурсных процедур на право заключить договор на выполнение строительных, проектных и изыскательных и других работ, услуг;

– «7» – увеличение сроков процедур размещения заказов, заключения договоров;

– «8» – иные причины, раскрываемые пояснениями.

Отметим, что если в графе 5 указан статус объекта «1», «4», «5» или «6», то данные графы не заполняются

8

Год начала осуществления вложений

9

Планируемый год окончания строительства (реконструкции), указанный в договоре

10

Сметная стоимость строительства на дату начала строительства согласно проектно-сметной документации

11

Сметная стоимость строительства на начало отчетного периода согласно проектно-сметной документации

12

Сметная стоимость строительства на конец отчетного периода (отчетную дату) согласно проектно-сметной документации

13

Сумма показателей граф 14, 15, 16

14

Сумма средств, предоставленная на строительство (реконструкцию) объекта из федерального бюджета (субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность)

15

Сумма средств, предоставленная на строительство (реконструкцию) объекта из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета

16

Сумма привлеченных средств (собственных доходов) на строительство (реконструкцию объекта)

17

Сумма показателей граф 18, 19, 20

18

Сумма средств, предоставленная на строительство (реконструкцию) объекта из федерального бюджета (субсидии из федерального бюджета) нарастающим итогом с начала осуществления вложений

19

Сумма средств, предоставленная на строительство (реконструкцию) объекта из бюджета субъекта РФ, местного бюджета нарастающим итогом с начала осуществления вложений

20

Сумма привлеченных средств (собственные доходы учреждения) на строительство (реконструкцию) объекта нарастающим итогом с начала осуществления вложений

21

Сумма показателей граф 22, 23, 24

22

Сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных за счет субсидий из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) объекта, нарастающим итогом с начала осуществления вложений

23

Сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных за счет средств, предоставленных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета, на строительство (реконструкцию) объекта, нарастающим итогом с начала осуществления вложений

24

Сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств (собственных доходов) на строительство (реконструкцию) объекта нарастающим итогом с начала осуществления вложений

25

Сумма показателей граф 26, 27, 28

26

Стоимость работ, выполненных за счет субсидий из федерального бюджета, и принятых к учету по счету бухгалтерского учета 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства (реконструкции) на начало отчетного периода

27

Стоимость работ, выполненных за счет средств, предоставленных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета, и принятых к учету по счету 0 106 11 000 по объекту строительства (реконструкции) на начало отчетного периода

28

Стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств (собственных доходов), и принятых к учету по счету бухгалтерского учета 2 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства (реконструкции) на начало отчетного периода

29

Сумма показателей граф 30, 31, 32

30

Сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных за счет субсидий из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) объекта, нарастающим итогом с начала осуществления вложений

31

Сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета на строительство (реконструкцию) объекта, нарастающим итогом с начала осуществления вложений

32

Сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств на строительство (реконструкцию) объекта, нарастающим итогом с начала осуществления вложений

33

Сумма показателей граф 34, 35, 36

34

Стоимость работ, выполненных за счет субсидий из федерального бюджета, и принятых к учету по счету 0 106 11 000  по объекту строительства (реконструкции) на конец отчетного периода

35

Стоимость работ, выполненных за счет средств, предоставленных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета, и принятых к учету по счету 0 106 11 000 по объекту строительства (реконструкции) на конец отчетного периода

36

Стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств (собственных доходов), и принятых к учету по счету 0 106 11 000 по объекту строительства (реконструкции) на конец отчетного периода

Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793)  (далее – расшифровка (ф. 0503793)) формируется учреждениями в части остатков дебиторской задолженности по предоставленным бюджетным учреждениям субсидий (грантов). Дословно п. 9 приложения 2 к Приказу № 60н звучит так: формируется учреждениями в части остатков дебиторской задолженности по предоставленным ими субсидиям (грантам). То есть из данного пункта следует, что расшифровка (ф. 0503793) должна формироваться в части остатков дебиторской задолженности по предоставленным бюджетным учреждением другим организациям субсидиям и грантам. Однако, по нашему мнению, в тексте допущена опечатка, и заполнять расшифровку (ф. 0503793) нужно по остаткам субсидий и грантов, предоставленных бюджетному учреждению.  Некоторые ляпы и странности встречаются и далее по тексту Приказа № 60н. Например, в качестве причин образования дебиторской задолженности можно указать  банкротство получателя субсидии (гранта). А читая приложение 2 к Приказу № 60н, можно сделать вывод, что контрагент бюджетного учреждения (поставщик, подрядчик) является получателем средств субсидии.

Расшифровка (ф. 0503793) формируется раздельно по видам предоставленных субсидий (грантов):

  • на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
  • на иные цели (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • на осуществление капитальных вложений.

Периодичность формирования и представления расшифровки (ф. 0503793) – квартальная, годовая.

Ниже приведем информацию, отражаемую в указанной форме.

Графа

Показатель

1

Наименование кода счета бухгалтерского учета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской задолженности

2

Номер соглашения (договора) о предоставлении субсидии (гранта) (далее – соглашение)

3

Наименование контрагента

4

ИНН контрагента

5

Сумма субсидии (гранта), предусмотренная соглашением

6

Соответствующий номер счета 0 206 00 000

7

Остатки дебиторской задолженности за счет средств субсидии (гранта)

8

Остатки дебиторской задолженности по субсидии (гранту) на начало года, в том числе в сумме средств, подлежащих возврату учреждению (в федеральный бюджет)

9

Остатки дебиторской задолженности по субсидии (гранту), образовавшиеся на конец отчетного периода

10

Остатки дебиторской задолженности по субсидии (гранту), по которым подтверждена потребность в использовании средств в следующем финансовом периоде

11

Остатки просроченной дебиторской задолженности по возврату предоставленных субсидий (грантов), образовавшихся на конец отчетного периода

12

Остаток дебиторской задолженности по субсидии (гранту), подлежащий возврату учреждению (в федеральный бюджет) в следующем отчетном периоде

13

Дата возникновения дебиторской задолженности, отраженной в графе 10 (дата списания средств с лицевого счета, открытого учреждению в органе, осуществляющем кассовое обслуживание)

14

Предельная дата завершения расчетов по дебиторской задолженности, отраженной в графе 10, предусмотренная соглашением

15

Плановые объемы задолженности на конец следующего отчетного периода (в соответствии с условиями соглашения)

16, 17

Код и пояснения причин образования дебиторской задолженности:

– «1» – предоставление авансов в соответствии с условиями соглашения, договора;

– «2» – несвоевременность представления контрагентом документов, подтверждающих расходование средств;

– «3» – нецелевое использование средств;

– «4» – банкротство контрагента;

– «5» – иные причины

18, 19

Указываются следующие коды и раскрываются пояснения принимаемых мер во взаимоувязке с причинами образования задолженности:

– «1.1» – завершение расчетов и принятие отчета о расходовании средств;

– «1.2» – предоставление следующей части выплат, предусмотренных соглашением, под фактическую потребность;

– «1.3» – пересмотр потребности в предоставлении следующей части выплат и внесение изменений в соглашение;

– «1.4» – перевод субсидии (гранта) на казначейское сопровождение по согласованию с ее получателем;

– «1.5» – переход на заявительный порядок возмещения затрат, осуществленных за счет собственных средств;

– «1.6» – информация об иных мерах, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности;

– «2.1» – завершение расчетов и принятие отчета о расходовании средств;

– «2.2» – обеспечение выполнения получателем субсидии (гранта) сроков представления документов о расходовании средств, предусмотренных соглашением;

– «2.3» – расторжение соглашения и направление требования о возврате субсидии (гранта);

– «2.4» – пересмотр потребности в представлении субсидии (гранта) и внесение изменений в соглашение;

– «2.5» – переход на представление субсидии (гранта) под фактическую потребность;

– «2.6» – перевод субсидии (гранта) на казначейское сопровождение по согласованию с ее получателем;

– «2.7» – перевод субсидии (гранта) на заявительный порядок возмещения затрат, осуществленных за счет собственных средств;

– «2.8» – применение штрафных санкций за нарушение сроков представления документов о расходовании средств;

– «2.9» – информация об иных мерах, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности;

– «3.1» – обеспечение выполнения получателем субсидии (гранта) условий, предусмотренных соглашением, и представления документов о расходовании средств;

– «3.2» – расторжение соглашения и направление требования о возврате субсидии (гранта);

– «3.3» – пересмотр потребности в предоставлении субсидии (гранта) и внесение изменений в соглашение;

– «3.4» – переход на предоставление субсидии (гранта) под фактическую потребность;

– «3.5» – перевод субсидии (гранта) на казначейское сопровождение по согласованию с ее получателем;

– «3.6» – перевод субсидии (гранта) на заявительный порядок возмещения затрат, осуществленных за счет собственных средств;

– «3.7» – применение штрафных санкций за нарушение условий расходования субсидии (гранта);

– «3.8» – информация об иных мерах, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности;

– «4.1» – обеспечение взыскания предоставленной субсидии (гранта);

– «4.2» – рассмотрение вопроса о списании безнадежной к взысканию задолженности;

– «4.3» – информация об иных мерах, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности;

– «5.1» – информация о комплексе мер, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности;

– «5.2» – информация об иных мерах, принимаемых с целью сокращения дебиторской задолженности


[1] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.