Верников Виталий Александрович, кандидат экономических наук, аудитор, практикующий бухгалтер,
преподаватель финансовых и бухгалтерских программ ИППК РУДН

Российский бухгалтерский учет в настоящее время сталкивается с большими сложностями вызванные значительными изменениями в экономических отношениях и нормативной правовой базе. Деятельность организации независимо от ёё формы собственности и видов деятельности в обязательном порядке должна отражаться в бухгалтерском учете, где конечная цель всех бухгалтерских операций - составление  и сдача финансовой  отчетности.

В Российской Федерации контроль за деятельностью организаций ведется  со стороны  налоговой службы, внебюджетных фондов, органов статистики, прежде всего, на основании обязательной отчетности, представляемой этим органам. Известно, что исполнение требований полноты и достоверности отчетных данных, а также своевременности их представления являются задачами первоочередной важности для любой коммерческой организации. Нарушение организацией любого из перечисленных требований может повлечь за собой штрафные санкции.

Как правило, ведения бухгалтерского учета, заполнения и сдачи налоговой и статистической отчетности, возлагается на бухгалтерию и главного бухгалтера. Большинство  предприятие не может позволить себе увеличивать персонал среднего звена (третьего бухгалтера, секретарь, курьер и т.п.). Кроме того, на малых предприятиях отсутствуют такие должности, как финансовый директор или финансовый аналитик. Все эти функции и обязанности также возлагаются  на главного бухгалтера. Однако большой объем трудозатрат на чисто технические работы по оформлению и сдаче отчетности (поездка в соответствующий орган или поход на почту) отвлекают персонал высшего звена от участия в управлении производственным процессом. Процесс заполнения и представления форм отчетности в соответствующие органы очень громоздкий и дорогостоящий, практически минимум один месяц в каждом квартале главный бухгалтер занимается только этим, не успевая заниматься ни финансовым планированием, ни анализом деятельности, ни прогнозированием.

Действующее в России налоговое законодательство вынуждает крупные, малые предприятия, вести двойной учет: одна бухгалтерия – для налоговых и иных проверяющих органов; другая – для собственных нужд. В ущерб функциям финансового менеджера (управление денежными потоками, финансовый и экономический анализ деятельности хозяйствующего субъекта, финансовое и экономическое планирование, финансовый контроль), цель которых – выживание хозяйствующего субъекта в конкурентной среде, а главный бухгалтер занят налоговыми расчетами и техническим процессом заполнения и представления налоговой, статистической и иной отчетности. В течение месяца, следующего за отчетным периодом, административный персонал должен сделать минимум четыре поездки или почтовых отправления во внебюджетные фонды, 2 поездки или почтовых отправления в налоговую инспекцию, поездку в территориальное статистическое управление. Это требует потери 7 рабочих дней такого высокооплачиваемого работника как главный бухгалтер или дополнительное содержания курьера: ожидание в очереди к инспектору соответствующего органа также является достаточно распространенным явлением.

Одним из способов сокращения затрат рабочего времени, а, соответственно средств, является использование возможности, предоставляемой Налоговым Кодексом – отправка отчетности по почте заказным письмом. Однако налоговые инспекции по неписанному нигде правилу не принимают квартальную отчетность, если на Форме №1 нет штампа управления статистики. Некоторые налоговые инспекции г. Москвы просят также предъявлять формы отчетности во внебюджетные фонды с отметкой о сдаче отчетности. В помещениях налоговых органов и внебюджетных фондов, регулярно вывешивается уникальная информация, либо выдаются уведомления в бумажном виде, о весьма существенных изменениях (например, – изменение платежных реквизитов для уплаты налогов),  есть и другая возможность сдавать отчётность    в электронном виде по каналам связи может любая организация, состоящая на учете в одной из налоговых инспекций, подключенных к системе представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. 

Юридическим лицам, заинтересованным в переходе на новые технологии, необходимо обратиться в свою налоговую инспекцию и узнать, подключена ли она к системе.  В случае получения от налоговой инспекции положительного ответа следует решить некоторые внутренние и внешние организационные вопросы. С рабочего места должен быть обеспечен доступ к сети Интернет с помощью модема или по выделенной линии. Далее следует заключить договор со специализированным оператором связи на оказание услуг по сдаче отчетности и приобрести у него программное обеспечение, позволяющее формировать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде для отправления ее по каналам связи. У него же необходимо получить средства криптографической защиты информации, используемые для подписания файлов отчетности электронной цифровой подписью и их шифрования перед отправкой в налоговую инспекцию.


Стоимость работ  по подключению юридического лица к системе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, отчётности во внебюджетные фонды и органы статистики в электронном виде стоит не малых денег, а большинство организаций себе этого позволить не могут. Все эти “моменты” делают невозможным широкое распространение практики отправления отчетности по почте или в электронном виде. Сроки сдачи отчетности и уплаты налоговых платежей абсолютно бессистемны. Целый ряд форм отчетности представляется в различные даты в течение года. Даты уплаты налогов также весьма различны и имеют различную привязку к дате представления отчета: уплата налога на прибыль за 1-ый квартал, полугодие и 9 месяцев производится в течение 5 дней, а за год – в течение 10 дней со дня представления отчета. Уплата налога на добавленную стоимость – не позднее даты представления отчета. Отчетность в фонд социального страхования представляется не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным (отчетность поквартальная). Отчетность в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования – не позднее 30 числа месяца следующего за отчетным (отчетность поквартальная). Перечисление платежей во внебюджетные фонды – ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы. Расчет налога на доходы, полученные по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, исчисляемого и уплачиваемого их владельцами ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Это только некоторые примеры. По ряду налогов сроки уплаты платежей зависят от сроков сдачи расчета или декларации, по другим налогам, наоборот, сроки сдачи отчетности зависят от сроков налоговых платежей. Из сказанного следует, что действующий в настоящее время налоговая система приёма отчётности и “налоговый календарь” весьма запутан и нечеток.

Организации заинтересованы сократить документооборот до минимально необходимого и представлять в единую службу. Большое количество налогов и, соответственно, форм отчетности требует проработки большого количества инструкций, а постоянно вносимые дополнения и изменения, изменения к дополнениям и дополнения к изменениям - постоянная головная боль главного бухгалтера. Отслеживание такой информации по печатным изданиям, в т.ч. налоговым вестникам, - дополнительные и весьма существенные трудозатраты, а приобретение готовой информации базы данных ГАРАНТ, КОНСУЛЬТАНТ– их постоянное обновление требует дополнительные вложения.

В целях уменьшения трудоёмкости, сокращения затрат, штрафных санкций за несвоевременное представление отчётности, необходимо ввести единую систему обязательной отчетности для  предприятий и представлять ее в единый адрес, определенный государством. То есть требуется установить единый формат отчётности объединив налоговою отчётность, отчётность  во внебюджетные фонды, статистическую отчётность в единую форму по объему и по составу бухгалтерской отчетности предприятий  и определить, что отчетность в этом формате должны единообразно представляться в единый государственный адрес налоговой службы. Все эти документы должны быть взаимосвязаны, образуя единое целое, систему, и не могут применяться по отдельности.  Все остальные государственные ведомства и учреждения лишаются права затребовать любые сведения и отчеты непосредственно от предприятия и должны получать всю необходимую им информацию от оператора единого адреса от налоговой службы.

Внедрение новых форматов отчетов и применение единой системы позволит унифицировать информацию, поступающую от предприятий в налоговые органы, повысить достоверность финансовых данных, улучшиться контроль,  уменьшить трудоёмкость, штрафные санкции и нарушения их  предоставление в налоговую службу так как, прозрачность процесса формирования отчётности и её качество играют важную роль для государственных органов, акционеров, инвесторов, аудиторов.

В заключении хотелось бы сказать, что создание единого формата бухгалтерской отчётности, единого государственного ведомства должно стать первоочередной задачей для государства, которая в дальнейшем сократить затраты и увеличит доходы в бюджет.