Журнал "Семинар для бухгалтера" № 1/2013

С 1 января 2013 года вступил в силу. Теперь вести бухучет и сдавать отчетность в госорганы должны все компании. Даже те, кто применяет упрощенную систему налогообложения. Бухгалтер, который работает в компании на УСН, интересовался, нужно ли в этом случае восстанавливать учет. И что делать, если показатели предыдущих периодов получить невозможно. На ее вопросы отвечали госсоветник и опытный лектор.

Владимир Раудис, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Светлана Хвостова, лектор, заместитель директора ООО АКФ «Экспертный центр “Партнёры”»

Марина Смирнова, бухгалтер «Начальная школа» 

 

Марина Смирнова

– Наша компания никогда не вела бухучет в полном объеме. Это может как-то усложнить заполнение отчетности за 2013 год, которую мы в первый раз будем представлять в инспекцию и органы статистики?

Светлана Хвостова

– Смотрите, в балансе вы должны будете показать остатки по активам и пассивам на три предыдущие отчетные даты: 31 декабря соответственно 2012, 2011 и 2010 годов. В отчете о прибылях и убытках также отражаются доходы и расходы за текущий период и два предшествующих года (2012 и 2011 годы.). Но для этого понадобятся невходящие остатки показателей. Сложность в том, что Закон № 402-ФЗ обратной силы не имеет. А значит, обязанности восстанавливать бухгалтерский учет за предыдущие годы у компаний на УСН нет. Поэтому ситуация здесь неоднозначная.

Владимир Раудис

– На мой взгляд, ситуация вполне однозначная. У компаний на упрощенке, чтобы нормально функционировать сейчас и дальше, есть единственный выход – восстановить бухгалтерский учет за прошлые годы. Вопрос только в том, как это сделать. Чтобы долго не возиться, я бы сразу предложил обратиться за помощью в специализированную компанию. Там вам и восстановят учет.

Марина Смирнова

– По моим представлениям, это очень дорогая услуга. У меня, например, выбора нет – все придется делать самой. Я правильно понимаю, что восстановить остатки баланса можно инвентаризационным методом? Расскажите подробнее, в чем он заключается?

Светлана Хвостова

– Да, без проведения инвентаризации по состоянию на 31 декабря 2012 года не обойтись. Для этого посчитайте общее количество материалов, товаров, незавершенки и готовой продукции. Полученные остатки нужно оценить в стоимостном выражении. Для сырья и товаров проще всего взять цены из последних приходных накладных от поставщиков.

Учет основных средств и нематериальных активов упрощенщики вели всегда. Поэтому сальдо по соответствующим счетам можно взять из регистров и инвентарных карточек. Также упрощенщики не освобождались и от ведения кассовой книги. Поэтому остаток наличных денег берите из нее. А данные о денежных средствах на расчетных счетах – из банковских выписок. Что еще. С поставщиками и покупателями нужно будет подписать акты сверок. Задолженность по зарплате можно определить по расчетно-платежной ведомости, а подотчетные суммы – из данных кассовых ордеров и авансовых отчетов. В формах 4 ФСС и РСВ-1 есть остаток задолженности перед фондами. А чтобы сверить расчеты с инспекцией, можно запросить у нее акт сверки. Размер уставного капитала – в уставе общества. Сформировав таким образом начальные остатки по счетам, их следует ввести в программу, используя вспомогательный счет 00 . Если компания приходует актив, то записи формируются по кредиту счета 00 . А обязательства – по дебету. К примеру, по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 00 компания запишет стоимость остатков товаров. А по дебету счета 00 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – долг перед поставщиками. В итоге если остаток на счете 00 кредитовый, то компания получила прибыль. Если дебетовый – то убыток. Полученный результат надо перенести в дебет или кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» .

Марина Смирнова

– Понятно. А не могли бы вы посоветовать, что делать моим коллегам, которым неоткуда взять сравнительные показатели за 2010 и 2011 годы?

Светлана Хвостова

– Если у упрощенщика отсутствуют данные для заполнения показателей бухгалтерской отчетности за предыдущие периоды, то он может заполнить отчетность, как это сделала бы вновь созданная организация. То есть активы и пассивы в балансе показать только на 31 декабря 2012 года и 31 декабря 2013 года.

Марина Смирнова

– А что будет, если мы не станем восстанавливать бухучет за прошлые годы? Это как-то повлияет на работу в следующем году?

Светлана Хвостова

– Это повлияет на вашу работу уже в этом году. Потому что нормально вести бухучет в 2013 году не получится без формирования сальдовых показателей по счетам на 31 декабря 2012 года. Компания просто не сможет сформировать отчетность за этот год и представить ее в налоговую инспекцию.

Владимир Раудис

– Здесь я добавлю, что за отсутствие у компании бухгалтерских регистров применяется ответственность по статье 120 НК РФ в размере от 10 000 до 30 000 руб. А за непредставление бухгалтерской отчетности за 2013 год инспекторы оштрафуют компанию на 200 руб. за каждый непредставленный документ ( ст. 126 НК РФ ).

И еще: законодатель разрешил субъектам малого предпринимательства формировать отчетность по упрощенной форме (приказ Минфина России от 17 августа 2012 г. № 113н). От них не требуется детализировать показатели по статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Кроме того, финансовое ведомство в информации № П3-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» дает ряд рекомендаций, которыми вправе воспользоваться компании, которые применяют спецрежим при организации бухгалтерского учета, вплоть до укрупнения синтетических счетов.

Светлана Хвостова

– Я, конечно, согласна с тем, что работу бухгалтера это упростит. Но уверена, что такие «льготы» для упрощенщиков могут отрицательно сказаться на достоверности бухгалтерской отчетности.

Марина Смирнова

– Я слышала, что бухучет для упрощенщиков, возможно, скоро снова будет отменен. Есть реальные перспективы, что правительство пойдет на попятную?

Светлана Хвостова

– Депутаты внесли в Госдуму предложение отменить обязанность для малых организаций сдавать отчетность в налоговую инспекцию ( законопроект № 174312-6 ). Ведь теперь они тоже обязаны отчитываться по полной.

Владимир Раудис

– Минфин России настороженно отнесся к этому предложению. И никаких изменений в этой части для малых компаний на упрощенной системе в ближайшее время не предвидится. Чиновники ведомства продолжают настаивать на том, что освобождение от бухучета сохраняется только для ИП на упрощенке.

Итоги

Упрощенщик должен восстановить бухгалтерский учет за последние три года. Для этого в компании нужно провести инвентаризацию показателей по счетам. За отсутствие бухгалтерских регистров инспекторы оштрафуют налогоплательщика на сумму от 10 000 до 30 000 руб. Ответственность предусмотрена в статье 120 НК РФ. Хотя возможно, что обязательный бухучет для упрощенщиков отменят. Соответствующий законопроект уже в Госдуме.