Журнал «Семинар для бухгалтера» № 10/2011

Налогоплательщики получили возможность отправлять отчетность в инспекцию в электронном виде без участия спецоператоров через портал ФНС России. Сервис базируется на сайте www.nalog.ru в разделе "Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в ЭВ". Новый сервис обсудили в нашей редакции налоговый чиновник, лектор и главный бухгалтер.

Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Евгений Филатов, лектор, руководитель управления технической поддержки СКБ Контур

Александр Лаврушичев, главный бухгалтер ОАО «Орловская инвестиционно-земельная компания»

 

Александр Лаврушичев:

– До 15 сентября сервис по отправке отчетности через сайт ФНС России работал бесплатно в пилотном режиме. У меня, кстати, уже получилось им воспользоваться. Правда, пришлось месяц потратить на то, чтобы все наладить и организовать. Отчетность была передана и принята инспекцией бесплатно. В дальнейшем за отправку отчетности через сайт ФНС надо будет платить?

Сергей Тараканов:

– Нет, платы за сервис вводить не планируется. Сейчас, после завершения пилотного проекта будет небольшой перерыв для того, чтобы подвести результаты эксплуатации программного обеспечения, определить необходимость и сроки его доработки, осуществить саму доработку ПО. Только после этого сервис заработает в обычном штатном режиме.

Александр Лаврушичев:

– Меня интересует, каким образом система фиксирует время отправки отчетности? При работе со спецоператорами компания была спокойна за то, что время зафиксировано. И при необходимости было, что предъявить налоговикам как доказательство соблюдения компанией сроков.

Евгений Филатов:

– При пользовании новым сервисом время будет фиксировать портал ФНС. Однако пока отсутствует нормативная база, где определялось бы, когда отчет при отправке через портал считается сданным, когда — принятым, и сколько времени отчет может обрабатываться на стороне налоговой инспекции. Также пока неясно, как будут разрешаться споры о времени отправки отчета. При отправке через спецоператора все эти вопросы урегулированы.

Александр Лаврушичев:

– Получается, пока главное отличие между услугами спецоператоров и прямой отправкой через портал ФНС - отсутствие нормативной базы?

Евгений Филатов:

– Я бы так не сказал. Основное отличие в том, что даже в будущем при наличии специального регламента в отношениях налогоплательщика и инспекции не будет третьей стороны, которая сейчас в конфликтных ситуациях выполняет функции независимого арбитра. Кроме того, есть множество других отличий. Это связано и с качеством техподдержки, и с другими дополнительными сервисами вроде отправки отчетности в Росстат или ФСС, которые многие спецоператоры предоставляют клиентам без дополнительной оплаты.

Александр Лаврушичев:

– А передаваемые сведения одинаково защищены при пользовании порталом ФНС и услугами спецоператоров?

Евгений Филатов:

– Да. Технология защиты одна и та же, поэтому и степень защиты передаваемой информации одинакова. И при отправке через портал, и при отправке через спецоператора для шифрования и расшифровки отчетов используются одни и те же инструменты — средства криптографической защиты информации (сокращенно СКЗИ - Примеч. ред.) и ЭЦП. Давайте для читателей журнала я расскажу по порядку, как проходит сдача отчетности через новый сервис ФНС. Сначала необходимо приобрести сертификат электронной подписи и СКЗИ. Затем удостоверяющий центр, где приобретается сертификат, должен присвоить налогоплательщику специальный идентификационный номер и зарегистрировать его на портале ФНС. Используя сертификат и идентификатор, налогоплательщик входит на портал и загружает туда отчет, подготовленный по установленному формату либо в платной бухгалтерской программе, либо в бесплатной программе «Налогоплательщик ЮЛ». Далее сервер отправляет отчет налогоплательщика в инспекцию, там отчет проходит проверку, и инспекция через сервер ФНС высылает документы, фиксирующие результаты обработки отчета.

Александр Лаврушичев:

– Когда мы отправляли отчетность через портал, у нас уже была ЭЦП, которая ранее использовалась для работы со спецоператорами. Но нам заявили, что не получится просто взять и воспользоваться этой электронной подписью. Это было правомерно со стороны налоговой службы?

Евгений Филатов:

– Да, нельзя просто взять выданный ранее удостоверяющим центром сертификат ЭЦП и сдать отчет на портал ФНС. Сначала сертификату налогоплательщика должен быть присвоен уникальный идентификатор. Сразу оговорюсь, что наш удостоверяющий центр во время стадии пилотного выдавал такие идентификаторы очень узкому кругу налогоплательщиков. Всего мы зарегистрировали менее 200 налогоплательщиков, но ведь для проведения данного эксперимента массовость и не нужна.

Сергей Тараканов:

– Этот сервис особенно интересен тем налогоплательщикам, которые в силу масштабов бизнеса не ведут бухгалтерский и налоговый учет с помощью компьютерных программ и хотели бы представлять отчетность в электронном виде, но услуги специализированных операторов для них относительно дороги. В первую очередь это небольшие организации. Они могут избавиться от необходимости отчитываться на "бумаге". Сервис заменяет представление декларации на бумажном носителе в полном объеме.

Александр Лаврушичев:

– Хотелось бы обсудить следующий вопрос. В пилотной вариации сервис не позволял отправлять отчетность по доверенности. Планируется ли, что такая возможность появится?

Сергей Тараканов:

– Со временем этот вопрос решится. Для этого необходимо обеспечить наличие у налоговой службы достоверной информации о выданных налогоплательщиками доверенностях на представление их интересов.

Евгений Филатов:

– В завершение нашей встречи хочу сказать: я рад, что появился альтернативный способ сдачи отчетности. Иногда приходится слышать мнение, что ФНС России и спецоператоры якобы в сговоре — дескать, они к их взаимной выгоде «обирают» налогоплательщиков. Появление сервиса, о котором мы сегодня говорили, прекратит все подобные разговоры. Любой налогоплательщик сможет самостоятельно сделать выбор. Либо он обеспечивает на случай споров с налоговой инспекцией участие в них третьей стороны, получает круглосуточную техподдержку и много дополнительных сервисов от спецоператора, либо экономит на всем перечисленном и покупает только СКЗИ и сертификат ЭЦП для сдачи отчетности через портал ФНС.

Итоги

Компании могут отправлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в свои инспекции в электронном виде без участия спецоператоров. Такую возможность теперь представляет сайт www.nalog.ru. Это бесплатно. Но надо обязательно приобрести новую ЭЦП и специальные средства криптографическое защиты.