Тимур Унароков, ведущий консультант BKR-Интерком-Аудит

Опубликовано в журнале "В курсе правового дела" №5, 2008  

В течение 30 дней по окончании первого полугодия 2008 года организации обязаны предоставить квартальную отчетность. Такая отчетность в рамках Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» относится к промежуточной. Промежуточная и годовая отчетности имеют рад отличий, сводящихся к тому, что промежуточная отчетность составляется в упрощенном порядке. Однако это не означает, что процесс подготовки промежуточной отчетности менее важен и требует меньше внимания и трудозатрат. Выделим следующие основные различия годовой и промежуточной отчетности.

1. Сокращенный состав промежуточной отчетности. Промежуточная отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (Форма №1) и Отчета о прибылях и убытках (Форма №2). В отличии от годовой отчетности в составе промежуточной отчетности не готовятся Отчет об изменениях капитала (Форма №3), Отчет о движении денежных средств (Форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (Форма №5), Отчет о целевом использовании полученных средств (Форма №6). Данное правило верно в том случае, если иного требования не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

2. Отсутствие реформации баланса в промежуточной отчетности. Реформация баланса – это списание прибыли (убытка), полученной организацией за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете будет отражена последняя хозяйственная операция фирмы. В промежуточной отчетности реформацию не проводят, так как по итогам квартала или полугодия прибыль (убыток) остается на счете «Прибыли и убытки» и списывается в счет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» только по окончании отчетного года.

3. Отсутствие обязательной инвентаризации. Одним из обязательных случаев проведения инвентаризации по Федеральному закону №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является ее проведение перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Проведение такой инвентаризации позволяет составить годовую бухгалтерскую отчетность на основе достоверных данных об имуществе и обязательствах организации. Обязательность проведения инвентаризации перед составлением промежуточной отчетности законодательством не предусмотрена.

В основном этапы составления годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности одинаковы. Выделим основные шаги, на которых следует сосредоточить свое внимание бухгалтерам, при составлении ближайшей бухгалтерской отчетности.

Соберите все данные из первичных документов. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются первичными документами. Первичные документы являются главным источником информации для бухгалтерской отчетности, поэтому основной задачей на начальном этапе подготовки отчетности является полный сбор всех первичных документов. На данном этапе возможны определенные действия, позволяющие сэкономить время и оптимизировать затраты по составлению отчетности. Не следует забывать, что подготовка отчетности – это лишь составление отчетных форм. Этот процесс не требует обязательного наличия оригиналов всех первичных документов – актов, накладных, счетов-фактур от контрагентов организации. Процесс получения этих документов можно перенести на поздние периоды. На данном этапе достаточно лишь заручится подтверждением ваших партнеров, о том, что они такой документ подписали или даже готовы подписать соответствующей датой. То в какой форме вам будет достаточно такого подтверждения – факс, электронная почта или устная беседа по телефону – зависит от экстренности ситуации и степени доверия контрагенту.

Используйте максимально возможности своей бухгалтерской программы. На сегодняшний день практически не осталось организаций, которые не используют в своем учете какую либо автоматизированную систему бухгалтерского учета. Любая такая программа построена таким образом, чтобы единожды введя хозяйственную операцию, пользователь получал возможность выводить данные в виде стандартизованных регистров или отчетов. В таких программах всегда предусмотрена возможность автоматически составлять бухгалтерскую отчетность по формам, предусмотренным законодательством.

Как показывает практика применения таких программ, достаточно часто бухгалтеры не используют данную возможность программ, ограничиваясь составлением оборотно-сальдовых или шахматных ведомостей, после чего данные из этих регистров переносятся бухгалтером в формы отчетности вручную. Причин такого неоптимального использования программ несколько. Иногда отчетность формируется программой неверно из-за того, что бухгалтера для удобства применяют не те синтетические счета учета, которые требуется применять для данных хозяйственных операций. Часто бухгалтеры просто не доверяют программе сведение данных в бухгалтерский баланс или просто не знают о такой возможности системы. Все это влечет потерю времени и неоптимальное использование ресурсов бухгалтерии на подготовку отчетности.

Правильно вносите исправления. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных (Пункт 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н). Данное правило на практике означает, что в бухгалтерском учете, в отличии от налогообложения, не существует понятия уточненная или исправленная отчетность. Формы отчетности, которые организация уже предоставила своим пользователям, не меняются. Организация должна учесть все исправления, которые обнаружила в текущем отчетном периоде, в отчетности за этот текущий период.

Главное на что тут нужно обратить внимание, это на то, каким образом отражать такое исправление на счетах учета. В соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации» к прочим доходам и расходам организации относятся прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном году. Это означает, что если ошибочная операция в прошлых периодах не привела к формированию прибыли или убытка, то такие записи сторнируются. В случае же когда в результате неверной записи на счетах, произошло искажение в формировании прибыли или убытка прошлых периодов, то выявление таких ошибок в текущем периоде относится к прочим доходам и расхода и учитывается на счете 92.

Подумайте о добровольной инвентаризации. Как уже было сказано выше, проведение обязательной инвентаризации связано, прежде всего, с годовой бухгалтерской отчетностью. Ежегодная инвентаризация является мощным инструментом, позволяющим контролировать имущество и обязательства организации, а также иметь достоверные и полные данные для составления отчетности. Однако обязанность ежегодной инвентаризации перед годовым отчетом не лишает организацию возможности проводить инвентаризацию в иные сроки. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, поэтому, никто не мешает назначить проведение внеочередной инвентаризации. В данном случае следует, конечно же, оценить целесообразность такой добровольной процедуры. Само по себе процедура инвентаризации может занимать достаточно много времени и ресурсов бухгалтерии, поэтому имеет смысл проводить ее в ситуации, когда в организации на каком-либо участке действительно происходят значительные потери из-за хищений или недостатков в организации системы учета.

Оцените резервы. Результатом проведенной инвентаризации дебиторской задолженности может быть, в том числе, выявление сомнительной задолженности. В случае если учетной политикой организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, то организации следует определить величину резерва отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Кроме создания резерва по сомнительным долгам, организация может создавать иные резервы (на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и другие цели) однако на момент составления промежуточной отчетности в середине года организации следует проверить правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву и в случае необходимости в соответствии с правилами формирования резервов провести корректировку.

Переоцените в рубли активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Устойчивый рост рубля на протяжении последнего времени ведет к тому, что организации все чаще отказываются от расчетов в иностранной валюте или в условных единицах. Однако такая форма расчетов все еще остается достаточно распространенной. Поэтому организации следует отследить все свои договоры, заключенные в иностранной валюте или в у.е., так как дебиторская и кредиторская задолженность по таким договорам подлежит пересчету в рубли по соответствующему курсу на отчетную дату.

Кроме средств в расчетах пересчету подлежат денежные знаки в кассе организации, средства на банковских счетах (банковских вкладах), денежные и платежные документы, финансовые вложения, средства в расчетах, включая по заемным обязательствам, с юридическими и физическими лицами, вложения во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, др.), материально-производственные запасы, а также другие активы и обязательства организации, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах.

Своевременно подготовьте расчеты по налогам и налоговые декларации. Предоставление налоговой отчетности в виде декларации регулируются Налоговым кодексом РФ. Не случайно сроки уплаты и подачи деклараций по основным налогом для организации (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, зарплатные налоги) установлены раньше, чем срок предоставления бухгалтерской отчетности. Можно говорить о том, что исчисление данных налогов влияет на бухгалтерскую отчетность, а вот бухгалтерская отчетность не влияет на исчисление налогов. Поэтому основной задачей организации является как можно заранее правильно исчислить налоги, чтоб в бухгалтерской отчетности были достоверно отражены расчеты с бюджетом.

Отразите разницы в бухгалтерском и налоговом учете. Своевременная подготовка декларации по налогу на прибыль позволит организации выявить ситуации, по которым в отчетном периоде возникают временные или постоянные разницы доходов и расходов в бухгалтерском учете и налогообложении. Большинство организаций использует метод, при котором по итогам отчетного периода сопоставляют расходы и доходы по бухгалтерскому учету с расходами и доходами в налогообложении. Исходя из данного сопоставления формируется разница, которая и отражается в бухгалтерском учете в виде отложенного или постоянного налога. Следует сказать, что данная методика не совсем корректна и не позволяет достичь одной из основных целей применения ПБУ 18/02 – контроля за правильностью отражения доходов и расходов в бухгалтерском учете. Поэтому для организаций наиболее верно будет разработать такую систему отслеживания разниц, которая бы позволила делать это постоянно. То есть непосредственно в момент, когда в учете возникает разница, отражать соответствующий отложенный или постоянный налог. Такая постановка учета расчетов по налогу на прибыль позволит по завершении отчетного периода просто сравнить для контроля значение текущего налога по декларации и текущего налога, исчисленного по данным бухгалтерского учета.

Отразите в бухгалтерской отчетности события, произошедшие после отчетной даты за время подготовки отчета. Обязанность организации отражать события после отчетной даты предусмотрена Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». В положении приведен перечень таких событий, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, результаты деятельности организации и на движение денежных средств. Данные события следует отражать в текущей бухгалтерской отчетности, если они произошли между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности. Обращаем внимание, что субъекты малого предпринимательства имеют право не применять последние упомянутые ПБУ и могут не отражать в своем учете расчеты по налогу на прибыль, а также условные факты хозяйственной деятельности.