Автор: Мухин С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

По итогам текущего финансового года учреждения составляют и представляют учредителю формы бухгалтерской отчетности. При составлении годовых отчетных форм автономные учреждения руководствуются Инструкцией № 33н, а также разъяснениями Минфина и Федерального казначейства. В преддверии отчетной кампании 2022 года такие рекомендации были изложены в письмах от 12.12.2022 № 02-06-07/121653 / 07-04-05/02-31103, № 02-06-07/121658 / 07-04-05/02-21108. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Общие рекомендации по раскрытию информации в отчетности

За 2022 год данные в бухгалтерской отчетности раскрываются по действующей бюджетной классификации РФ с учетом:

  • порядков № 85н, 209н;

  • кодов (перечней кодов) бюджетной классификации РФ на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов), утвержденных Приказом Минфина России от 08.06.2021 № 75н.

Также необходимо руководствоваться:

  • таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2022 году;

  • таблицей соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов РФ, начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

  • сопоставительной таблицей кодов бюджетной классификации, применяемых в 2021 году, к кодам бюджетной классификации, применяемым в 2022 году (далее – сопоставительная таблица);

  • таблицей соответствия аналитической группы подвида доходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2022 году в целях бухгалтерского (бюджетного) учета при безвозмездных неденежных передачах;

  • таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2022 году в целях бухгалтерского (бюджетного) учета при безвозмездных неденежных передачах;

  • таблицей соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов (СГФ-2014), применяемой с 01.01.2022.

К сведению: перечисленные таблицы размещены на официальном сайте Минфина в разделах:

  • «Бюджет / Бюджетная классификация Российской Федерации / Методический кабинет»;

  • «Деятельность / Бюджет / Учет, отчетность и статистика государственных финансов / Методология статистики государственных финансов / Методические материалы для формирования информации по статистике государственных финансов / 2022 год».

Рассмотрим общие рекомендации, которые необходимо учесть при составлении бюджетной отчетности за 2022 год, подробнее.

Инвентаризация

Ее проведение перед составлением годовой отчетности обязательно. В Письме № 02-06-07/121653 / 07-04-05/02-31103 чиновники Минфина и Федерального казначейства обращают внимание, что инвентаризация активов и обязательств проводится в сроки и в порядке, установленные субъектом отчетности в его учетной политике.

В рамках инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской отчетности за 2022 год необходимо в том числе обеспечить синхронизацию показателей с данными государственных реестров и (или) информационных систем (например, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестр федерального имущества).

Событие после отчетной даты

Данные об активах, обязательствах, финансовых результатах, иных объектах бухгалтерского учета, в том числе отражаемых на забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета, рабочего плана счетов при централизации учета, раскрываются в годовой отчетности с учетом существенных событий после отчетной даты (п. 2 СГС «События после отчетной даты»). К ним, в частности, относятся (см. Письмо № 02-06-07/121653 / 07-04-05/02-31103):

  • завершение после отчетной даты процесса оформления государственной регистрации права собственности (права оперативного управления), который был инициирован в отчетном периоде;

  • изменение кадастровых оценок стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2023, отраженной в документах, полученных после отчетной даты.

Дополнительно к событиям после отчетной даты, указанным в п. 7 СГС «События после отчетной даты», к раскрытию в бухгалтерской отчетности за 2022 год подлежит информация о результатах инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год, оформленных актами о результатах инвентаризации (ф. 0504835), подписанными в 2023 году.

В случае если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов (например, документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документов, подтверждающих необходимость корректировки данных бюджетного учета о финансовых вложениях (акциях, долях участия), документов, подтверждающих изменение кадастровой стоимости земельного участка) информация о событии после отчетной даты не используется при формировании балансовых показателей отчетности, информация о названном событии подлежит раскрытию в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).

Формирование исходящих остатков

Исходящие остатки по счетам бухгалтерского учета (по состоянию на 01.01.2022), по которым уточнялся номер счета рабочего плана счетов на 2022 год вследствие изменений бюджетной классификации РФ (в соответствии с Приказом Минфина России № 75н), должны быть перенесены (п. 1.2 Письма Минфина России от 30.12.2021 № 02-06-07/108267) на соответствующие счета учета, содержащие код (составные части кода) бюджетной классификации, применяемый начиная с 2022 года. Эта операция отражается операциями межотчетного периода (при формировании входящих остатков на 2022 год), в том числе на основании сопоставительной таблицы.

При этом в случае, если коду классификации расходов бюджетов, действовавшему в 2021 году, сопоставительной таблицей не предусмотрено его соответствие коду классификации расходов бюджетов, применяемому в 2022 году, рекомендовано предоставить предложения по уточнению сопоставительной таблицы на тот код, по которому планируется исполнение обязательства в текущем финансовом году.

Лицевые счета

При формировании годовой бухгалтерской отчетности автономные учреждения должны учитывать движение и остатки денежных средств по всем открытым им счетам (лицевым и расчетным). Также подлежит раскрытию информация об операциях по лицевому счету для учета операций неучастников бюджетного процесса (коды лицевого счета 41, 71), в том числе о лицевых, расчетных счетах с нулевыми показателями на отчетную дату.

Рекомендации по составлению отдельных годовых отчетных форм

В соответствии с п. 12 Инструкции № 33н в годовую бухгалтерскую отчетность включаются следующие формы:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

  • отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

  • отчет, содержащий данные о принятии и исполнении учреждением обязательств в ходе реализации национальных проектов, комплексного плана модернизации и расширения инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (ф. 0503738-НП);

  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

  • отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);

  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).

Ниже акцентируем внимание на рекомендациях по заполнению отдельных форм, которые необходимо учесть при составлении годовой отчетности.

Баланс (ф. 0503730)

В пункте 9 приложения 1 к Письму № 02-06-07/121653 / 07-04-05/02-31103 приведены следующие разъяснения по заполнению данной формы.

Информация о завершении расчетов по временному привлечению денежных средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемых в пределах остатка средств на лицевом счете (в кассе) учреждения, сформировавшихся на отчетную дату, является существенной и подлежит раскрытию пояснениями в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки (ф. 0503760).

В случае, когда до представления отчетности учреждением указанные расчеты не завершены, в пояснениях раскрывается информация о планируемых мероприятиях (сроках и суммах) по завершении расчетов.

Показатель по счету 0 210 06 000 отражается в положительном значении в строке 480 разд. 3 баланса (ф. 0503730) в размере балансовой стоимости особо ценного имущества (недвижимого, в том числе земельных участков, и ОЦДИ, в отношении которого законодательством установлены ограничения по распоряжению им автономными учреждениями), соответствующего критериям актива, отраженного на балансовых счетах бухгалтерского учета.

Учредитель обеспечивает сверку (сопоставимость) данных, отраженных подведомственными учреждениями на счете 0 210 06 000, с показателем счета 1 204 33 000.

Отчет (ф. 0503737)

Показатели сводного отчета (ф. 0503737) (по КВФО 4, 5, 6) в части полученных субсидий из федерального бюджета сверяются учредителем с показателями консолидированного отчета (ф. 0503127) по соответствующим кодам видов расходов.

Допустимыми расхождениями являются (п. 10 приложения 1 к Письму № 02-06-07/121653 / 07-04-05/02-31103):

1) средства, предоставляемые из бюджета ФОМС на выполнение государственного задания (на иную цель) федеральным автономным учреждениям;

2) возмещение ФСС расходов автономных учреждений на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, произведенных по КВФО 4 и отражаемых в отчете (ф. 0503737) по коду аналитики 130, а также иные поступления в порядке возмещения затрат (расходов), отражаемые по КВФО 4 и по коду аналитики 130. Дополнительные пояснения указываются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).

Показатель неиспользованных остатков субсидий на иные цели и субсидий на цели осуществления капитальных вложений, возвращенных в доход федерального бюджета, сводного отчета (ф. 0503737) (строка 592 разд. 3 с одновременным отражением в строке 910 разд. 4) выверяется учредителем на соответствие показателям поступления доходов бюджета по КБК 2 18 01010 01 0000 150, 2 18 01020 01 0000 150 консолидированного отчета (ф. 0503127) учредителя.

Показатель остатка субсидии на выполнение государственного задания, возвращенный в связи с его невыполнением в доход федерального бюджета, сводного отчета (ф. 0503737) выверяется учредителем на соответствие показателю поступлений доходов бюджета по КБК 1 13 02991 01 0400 130 консолидированного отчета (ф. 0503127) учредителя.

К сведению: допустимыми расхождениями являются перечисления возвратов субсидий отдельными учреждениями науки, культуры и образования, являющимися главными распорядителями средств федерального бюджета, но не являющимися главными администраторами доходов федерального бюджета. Дополнительные пояснения указываются в текстовой части пояснительной записки.

Операции по перечислению в доход бюджета бюджетными (автономными) учреждениями средств государственного задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля (п. 3.1 Письма № 02-06-07/121653 / 07-04-05/02-31103) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей», подстатье 241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления» КОСГУ.

Справка (ф. 0503710)

При отражении в справке (ф. 0503710) информации о финансовом результате, сформированном в ходе реализации национальных проектов, в 1–17-м разрядах номера счета отражаются КБК, содержащие в соответствующих разрядах коды разделов, подразделов, коды основных мероприятий и направлений расходов целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), коды видов расходов классификации расходов бюджетов РФ в структуре XX XX 000 XX XXXXX XXX.

Справка (ф. 0503725)

В пункте 13 приложения 1 к Письму № 02-06-07/121653 / 07-04-05/02-31103 приведены следующие разъяснения по заполнению формы.

Эти справки необходимо представить только при изменении состава получателей бюджетных средств по счетам 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (2 304 06 000, 4 304 06 000, 5 304 06 000, 6 304 06 000, 7 304 06 000) в части бухгалтерских операций по изменению в течение финансового года типа казенного учреждения на автономное или при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное учреждение.

Перед представлением сводных справок (ф. 0503725) по коду счета 0 304 06 000 показатели выверяются с показателями сводных справок (ф. 0503125) по коду счета 1 304 06 000.

Пояснительная записка (ф. 0503760)

Представление пояснительной записки (ф. 0503760) осуществляется в составе установленных Инструкцией № 33н форм, таблиц с учетом следующих особенностей (см. п. 14 приложения 1 к Письму № 02-06-07/121653 / 07-04-05/02-31103).

Название формы

Рекомендации по заполнению

Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503766)

При формировании графы 4 сведений (ф. 0503766) федеральные автономные учреждения указывают коды целей согласно Перечню кодов целевых субсидий, предоставляемых в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ, приведенному в приложении 2 к Порядку санкционирования расходов, утвержденному Приказом Минфина России 13.12.2017 № 226н.

В разделе 1 «Доходы учреждения» и разд. 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» сведений (ф. 0503766) отражаются детализированные показатели, по которым исполнение плановых назначений составило менее 95 % от годовых показателей отчетного финансового года плана финансово-хозяйственной деятельности. При этом показатели графы 8 разд. 1 и 3 не заполняются, при необходимости пояснения указываются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760)

Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768)

При формировании данного приложения следует обратить внимание, что правилами осуществления учреждениями вложений в нефинансовые активы не предусматривается формирование показателей по счетам 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)

При отражении в сведениях (ф. 0503769) информации о дебиторской и кредиторской задолженности, образовавшейся в ходе реализации национальных проектов, в 1–17-м разрядах номера счета отражаются коды бюджетной классификации, содержащие в соответствующих разрядах коды разделов, подразделов, коды основных мероприятий и направлений расходов целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), коды видов расходов классификации расходов бюджетов РФ в структуре XX XX 000 XX XXXXX XXX.

В течение финансового года задолженность, подлежащая урегулированию (дебетовый остаток по возврату ранее предоставленного авансового платежа), отраженная по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», в случае, если поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг не предполагаются, инициировано расторжение контракта (договора), переносится на соответствующие счета:

  • XXXX 0000000000 510 0 209 34 00X (в части авансовых выплат, произведенных до 2022 года);

  • XXXX0000000000 КВ 0 209 34 00X (в части авансов 2022 года).

При этом не исполненная на конец финансового года задолженность по возврату авансов 2022 года подлежит переносу на счет XXXX 0000000000 510 0 209 34 00X, с отражением в сведениях (ф. 0503769) в составе просроченной задолженности.

В случае, если возмещение произведенных в 2022 году расходов в части пособий на погребение и оплаты дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами не поступило от ФСС в 2022 году, указанная дебиторская задолженность, образованная на 01.01.2023 по счету КРБ 0 209 34 001 «Расчеты по доходам от компенсации затрат», подлежит отражению последним рабочим днем отчетного года по счету XXXX 0000000000 510 0 209 34 001 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» как подлежащая возмещению в 2023 году и последующему зачислению на счет учреждения по виду деятельности, в рамках которого осуществлялись расходы.

Расчеты по возмещению ФСС расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, доходы от которых отражаются по подстатье 139 КОСГУ, подлежат раскрытию в сведениях (ф. 0503769) по счету XXXX 0000000000 130 0 209 34000 по виду деятельности, в рамках которого осуществлялись расходы.

В случае, если по результатам инвентаризации на 01.01.2022 на счетах аналитического учета счета 0 208 00 000 выявлена задолженность (дебетовый остаток) физического лица, с которым отношения учреждением прекращены (не является сотрудником субъекта учета), такая задолженность, соответствующая критериям актива (подлежащая урегулированию), переносится на счет XXXX 0000000000 510 0 209 34 000 и отражается в сведениях (ф. 0503769) в составе просроченной задолженности.

Раздел 2 «Сведения о просроченной задолженности» сведений (ф. 0503769) заполняется в разрезе кодов счетов бухгалтерского учета и годов образования задолженности по показателям в размере 10 млн руб. и более.

При этом информация в разрезе дебиторов/кредиторов (показатели граф 5–8) при представлении сведений (ф. 0503769) в отчетности за 2022 год не раскрывается.

При составлении учредителем сводных сведений (ф. 0503769) в графе 1 разд. 2 указывается код счета бухгалтерского учета; показатели граф 5–8 разд. 2 не заполняются

Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773)

Указанные сведения формируются и представляются по деятельности с целевыми средствами (КВФО 5, 6), деятельности по государственному заданию (КВФО 4), приносящей доход деятельности (КВФО 2, 3, 7) с учетом положений п. 7.5 приложения 1 к Письму № 02-06-07/121653 / 07-04-05/02-31103.

В графе 1 разд. 2 сведений (ф. 0503773) показатели отражаются в разрезе счетов 0 401 30 000, 0 401 40 000, 0 401 50 000, 0 401 60 000

Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775)

Формирование показателей разд. 1, 2 сведений (ф. 0503775) осуществляется с учетом положений п. 7.7 приложения 1 к Письму № 02-06-07/121653 / 07-04-05/02-31103.

Сводные сведения (ф. 0503775) формируются без разделения по видам финансового обеспечения.

В разделах 1–4 сводных сведений (ф. 0503775) показатели формируются по номеру счета с отражением в 1–14-м разрядах номера счета нулей

Сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)

При формировании данного приложения показатель по счетам 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» отражается в структуре «00000000000000000000».

Представление сведений (ф. 0503779) осуществляется по всем видам финансового обеспечения деятельности, по которым сформированы сведения одновременно (в формате единого файла).

В текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) следует указать факторы, оказавшие влияние на размер остатков денежных средств на счетах учреждений, раздельно по каждому виду деятельности