Автор: Соколова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В июне бюджетные и автономные учреждения спорта начинают подготовку к составлению бухгалтерской отчетности за полугодие. О дополнительных требованиях к бухгалтерской отчетности, установленных Минфином и Федеральным казначейством и обязательных к применению начиная с отчетности за полугодие 2022 года, расскажем в материале.
Порядок представления бухгалтерской отчетности за полугодие 2022 года
Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений определен Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н).
Начиная с отчетности за полугодие 2022 года при составлении бухгалтерской отчетности бюджетным (автономным) учреждениям спорта также следует руководствоваться критериями раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, предусмотренными приложениями к совместным письмам Минфина и Федерального казначейства:
1) Письмом Минфина России № 02-06-07/29936, Федерального казначейства № 07-04-05/02-8204 от 06.04.2022 (далее – Письмо Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936);
2) Письмом Минфина России № 02-06-07/29938 и Федерального казначейства России № 07-04-05/02-8205 от 06.04.2022 (далее – Письмо Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29938).
Кроме того, при составлении бухгалтерской отчетности за полугодие 2022 года необходимо учесть требование Минфина, установленное Письмом от 25.03.2022 № 02-06-09/24142 (далее – Письмо Минфина России № 02-06-09/24142), относительно размера резерва, формируемого бюджетными (автономными) учреждениями спорта на оплату отпусков.
По нормам, установленным Письмом Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29938, в бухгалтерской отчетности осуществляется раскрытие данных по действующей бюджетной классификации с учетом порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, а также структуры и принципов их назначения. При этом бюджетная классификация применяется согласно:
-
Порядку № 85н;
-
Порядку № 209н;
-
Приказу № 75н;
-
Таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2022 году, опубликованной на сайте Минфина (https://minfin.gov.ru) 15.04.2022 в разделе «Бюджет/Бюджетная классификация Российской Федерации/Методический кабинет»;
-
Сопоставительной таблице целевых статей расходов и кодов видов доходов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, опубликованной на сайте Минфина (https://minfin.gov.ru) 15.02.2022 в разделе «Бюджет/Бюджетная классификация Российской Федерации/Методический кабинет»;
-
Таблице соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, опубликованной на сайте Минфина (https://minfin.gov.ru) 07.04.2022 в разделе «Бюджет/Бюджетная классификация Российской Федерации/Методический кабинет»;
-
Таблице соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов (СГФ-2014), применяемой с 1 января 2021 года, опубликованной на сайте Минфина (https://minfin.gov.ru) 23.04.2022 в разделе «Бюджет/Бюджетная классификация Российской Федерации/Методический кабинет».
Формирование входящих остатков на 1 января 2022 года в связи с изменением бюджетной классификации
Остатки по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2022 года, по которым согласно Приказу № 75н вследствие изменений бюджетной классификации РФ уточняется номер счета бухгалтерского учета, переносятся на соответствующие счета учета, содержащие код (составные части кода) бюджетной классификации, применяемый начиная с 2022 года. Перенос остатков осуществляется операциями межотчетного периода (при формировании входящих остатков на 2022 год), в том числе на основании Сопоставительной таблицы кодов бюджетной классификации, применяемых в 2021 году, к кодам бюджетной классификации, применяемым в 2022 году, опубликованной на сайте Минфина (https://minfin.gov.ru) 13.04.2022 в разделе «Бюджет/Бюджетная классификация Российской Федерации/Методический кабинет» (Письмо Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936).
Обратите внимание: как указано в Письме Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936, если код классификации расходов бюджетов, действовавший в 2021 году, не соответствует коду, применяющемуся в 2022 году, необходимо представить предложения по уточнению Сопоставительной таблицы в части замены кода классификации расходов бюджетов, по которому планируется исполнение обязательства в текущем финансовом году.
В данном случае учреждению спорта следует направить соответствующие предложения в адрес Минфина на бумажном носителе с одновременным направлением в электронном виде (в формате Microsoft Excel) по адресу электронной почты: 0752@minfin.ru.
Формирование показателей отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)
В соответствии с п. 1 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936 показатели разделов «Доходы», «Расходы», «Источники финансирования дефицита средств» (в том числе плановые назначения) приводятся в отчете формы 0503737 по действующей бюджетной классификации РФ, установленной согласно Порядку № 85н и Приказу № 75н.
Представление отчета по не действующим на отчетную дату кодам бюджетной классификации РФ недопустимо.
Обратите внимание: в случае наличия в отчете формы 0503737 сведений о некассовых операциях информация о них подлежит раскрытию в разд. 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).
Формирование показателей сведений об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503766)
В силу п. 3 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936 показатели разд. 1 «Доходы учреждения», 2 «Расходы учреждения», 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (в том числе плановые назначения) отражаются в сведениях формы 0503766 по действующей бюджетной классификации согласно Порядку № 85н и Приказу № 75н.
Представление сведений формы 0503766 по не действующим на отчетную дату кодам бюджетной классификации недопустимо.
В разделах 1 «Доходы учреждения» и 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» сведений по форме 0503766 приводятся детализированные показатели, по которым исполнение плановых назначений по состоянию на 1 июля 2022 года не превышает 45 % от утвержденных годовых показателей отчетного финансового года плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения спорта (п. 3 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936). При этом показатели графы 8 разд. 1 и 3 сведений (ф. 0503766) не отражаются, при необходимости пояснения приводятся в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).
Федеральными и автономными учреждениями спорта при формировании графы 4 сведений формы 0503766 указываются коды целей согласно Перечню кодов целевых субсидий (Приказ Минфина России от 13.12.2017 № 226н) в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ.
Формирование показателей сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)
В графе 1 сведений формы 0503769 указываются номера соответствующих аналитических счетов, содержащие:
-
в 1–17 разрядах действующие коды классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов согласно Порядку № 85н, Приказу № 75н;
-
в 24–26 разрядах – действующие коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) в соответствии с Порядком № 209н.
Представление сведений формы 0503769 с указанием не действующих на отчетную дату кодов бюджетной классификации недопустимо (п. 2.1.5 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936).
При формировании номера счета в графе 1 разд. 1 сведений формы 0503769 в 5–14 разрядах номера счета проставляются нули. Исключение составляют объекты бухгалтерского учета, возникающие при осуществлении:
-
деятельности с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных проектов (программ);
-
комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов).
Показатель в графе 1 разд. 1 сведений формы 0503769 формируется следующим образом (п. 4 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29938):
-
для счетов 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000 – в структуре «0000 0000000000 000 x xxx xx 00x».
-
для счетов 0 401 40 000, 0 401 60 000 – в структуре «0000 0000000000 000 x xxx xx xxx».
Раздел 2 «Сведения о просроченной задолженности» сведений формы 0503769 заполняется по показателям просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности в размере 10 млн руб. и более. Детализация информации осуществляется:
1) по кодам счетов бюджетного учета;
2) по годам образования просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности.
Обратите внимание: информация в разрезе организаций-дебиторов (кредиторов) (показатели граф 5–8) при представлении сводных сведений формы 0503769 в отчетности на 1 июля 2022 года не раскрывается (п. 4 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936).
Формирование показателей отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)
В соответствии с п. 5 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29938 раскрытие информации в сводном отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) осуществляется без дополнительной детализации по аналитическим кодам выбытий по графе 6 разд. 4 «Аналитическая информация по выбытиям».
Формирование показателей сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)
При формировании показателей сведений формы 0503779 следует учитывать, что при наличии остатков на банковских счетах, открытых учреждению спорта в кредитной организации, в отношении которой ЦБ РФ было принято решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, информация о наименовании кредитной организации и сумме денежных средств, отнесенной на счет 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств», в сведениях по форме 0503779 не раскрывается (п. 5 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936).
Указанная информация подлежит раскрытию в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки (ф. 0503760).
Показатель по счетам 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» и 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» отражается в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений формы 0503779 в структуре «00000000000000000000».
Отражение в бухгалтерской отчетности резервов на оплату отпусков
Порядок отражения бюджетными (автономными) учреждениями спорта в бухгалтерском учете резервов на оплату отпусков регулируется СГС «Выплаты персоналу» и Инструкцией № 157н.
В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н резервы на оплату отпусков в бухгалтерском (бюджетном) учете обязаны создавать органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения.
Пунктом 12 СГС «Выплаты персоналу» установлена обязанность учреждения спорта по пересмотру стоимостной оценки отложенных обязательств, сформированных для оплаты отпусков, и при необходимости ее корректировки до актуальных оценок, определенных в соответствии с п. 10 СГС «Выплаты персоналу».
Обратите внимание: пересмотр стоимостной оценки резерва на оплату отпусков следует производить не реже чем на годовую отчетную дату (п. 12 СГС «Выплаты персоналу»).
Нулевое значение показателя резерва предстоящих расходов по отложенным выплатам персоналу (предстоящей оплате отпусков) на годовую отчетную дату (на 1 января года, следующего за отчетным) допускается лишь при условии, если все работники учреждения спорта находятся в отпуске, продолжительность которого составляет не менее объема за отработанное до 01.01.20XX время не использованных работниками отпусков (Письмо Минфина России № 02-06-09/24142). Во всех остальных случаях показатели бухгалтерской отчетности учреждения спорта в обязательном порядке должны содержать данные об отложенных обязательствах на выплату отпусков.
Напомним, что информация об отложенных обязательствах учреждения спорта на оплату отпусков при представлении отчетности за полугодие 2022 года раскрывается в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (п. 69 Инструкции № 33н):
Номер графы |
Отражаемый показатель |
2, 9 |
Общая сумма резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, учитываемых на соответствующем счете бухгалтерского учета 0 401 6х 000 по состоянию на начало года и конец отчетного периода соответственно |
5, 7 |
Общая сумма увеличения (показатель кредитового оборота) и уменьшения (показатель дебетового оборота) значений соответствующего счета бухгалтерского учета 0 401 6х 000 |
12 |
Резервы предстоящих расходов, учитываемые по соответствующему коду аналитического счета бухгалтерского учета 0 401 6х 000 по состоянию на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года |
Обратите внимание: Письмом Минфина России № 02-06-09/24142 направлено распоряжение об осуществлении в рамках камеральной проверки бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений контроля показателя резерва на оплату отпусков, который на отчетную дату должен иметь приоритетное значение больше нуля.
Кроме того, Минфин распорядился установить предупреждающий контроль на нулевое значение показателя резерва на оплату отпусков на годовую отчетную дату (требует обоснования, раскрываемого в текстовой части пояснительной записки) и блокирующий контроль на отсутствие показателя резерва на оплату отпусков в бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений на годовую отчетную дату.
* * *
В завершение отметим, что в соответствии с Письмом Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936 главным администраторам средств федерального бюджета указано на то, что при установлении сроков представления бухгалтерской отчетности подведомственными бюджетными (автономными) учреждениями следует учитывать сроки предоставления контрагентами первичных учетных документов, являющихся основанием для отражения в учете операций по принятым денежным обязательствам и кредиторской задолженности, сложившиеся в рамках обычаев делового оборота.