Автор: Заболонкова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Минфин и Федеральное казначейство в совместном Письме от 23.03.2021 № 02-06-07/21091/07-04-05/02-6050 (далее – Письмо) обозначили дополнительные критерии по раскрытию информации при составлении и представлении в 2021 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета и сроки подачи такой отчетности. Приведем основные положения данного документа в части, касающейся бюджетной отчетности.

В Письме специалисты Минфина и Федерального казначейства напомнили, что консолидированная бюджетная (бухгалтерская) отчетность представляется главными администраторами средств федерального бюджета не позднее сроков, установленных Приказом Федерального казначейства от 30.11.2020 № 36н.

Главным администраторам средств федерального бюджета рекомендовано учитывать при установлении сроков подачи отчетности подведомственными получателями бюджетных средств сроки представления контрагентами первичных учетных документов, являющихся основанием для отражения в учете операций по принятым денежным обязательствам и кредиторской задолженности, сложившиеся в рамках обычаев делового оборота.

Раскрытие данных в бюджетной отчетности осуществляется согласно действующей бюджетной классификации с учетом:

  • Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н;

  • кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), утвержденных Приказом Минфина РФ от 08.06.2020 № 99н;

  • Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы сводной отчетности по сведениям, содержащим государственную тайну, представляют отдельную пояснительную записку, в которой указывают только ту информацию, которая непосредственно касается сведений, содержащих государственную тайну.

Месячная бюджетная отчетность

Отчет (ф. 0503127)

Напомним, этот отчет составляется на основании данных по исполнению бюджета получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, администраторов доходов бюджета в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности, в том числе по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами РФ (п. 52 Инструкции № 191н).

В названном отчете отражаются показатели в следующей структуре:

1. Доходы бюджета.

2. Расходы бюджета.

3. Источники финансирования дефицита бюджета.

Согласно п. 1.1 Письма раскрытие информации в указанном отчете в составе месячной отчетности осуществляется без отражения показателей в графах 4 «Утвержденные бюджетные назначения», 9 «Неисполненные назначения» разд. 1 «Доходы бюджета» и 3 «Источники финансирования дефицита бюджета».

Пояснительная записка

В случае наличия расхождений по показателям консолидируемых расчетов, которые связаны с зачислением платежей в состав невыясненных поступлений, а также с некорректным применением кода бюджетной классификации, к пояснительной записке (ф. 0503160) в обязательном порядке прилагается копия уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) или копия иного документа, подтверждающего уточнение платежа (п. 1.2.2 Письма).

В пункте 1.2.1 Письма указано, что главные администраторы средств федерального бюджета представляют сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178), за исключением сведений об остатках по средствам во временном распоряжении.

Напомним, согласно п. 173 Инструкции № 191н сведения (ф. 0503178) формируются получателем бюджетных средств и содержат данные об остатках денежных средств по разделам:

  • в разд. 1 «Счета в кредитных организациях» – по банковским счетам, открытым в кредитных организациях, в том числе при условии нулевых остатков денежных средств по ним на начало и на конец отчетного периода, а также по средствам во временном распоряжении;

  • в разд. 2 «Счета в финансовом органе» – по лицевым счетам, открытым в финансовом органе по средствам во временном распоряжении.

Показатели, отраженные в этой форме отчетности, должны быть подтверждены регистрами бюджетного учета получателя бюджетных средств.

Отчетность загранучреждений

В соответствии с п. 1.3.1 Письма главные администраторы средств федерального бюджета, имеющие в своей структуре загранучреждения, дополнительно к отчетам, подаваемым в составе месячной бюджетной отчетности согласно Инструкции № 191н, составляют и представляют:

1) отчет (ф. 0503127) по кассовым операциям загранучреждений по расходам на выполнение функций указанных учреждений, произведенным сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, в пределах неиспользованных остатков средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности по состоянию на 1 января 2021 года, а также доходов, полученных загранучреждениями в текущем финансовом году от приносящей доход деятельности (по разрешенным им видам деятельности) (далее – отчет (ф. 0503127 Z) в части операций загранучреждений по дополнительным источникам).

В целях обеспечения корректного отражения кодов бюджетной классификации РФ в показателях разд. 2 отчета (ф. 0503127 Z) главному распорядителю средств федерального бюджета не позднее десяти рабочих дней до срока представления данного отчета в МОУ ФК следует сформировать в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» и направить в Минфин заявку на изменение справочника направлений расходов и целевых статей расходов бюджетов (заявка на добавление целевых статей расходов, этап бюджетного цикла – составление и ведение сводной бюджетной росписи), а также заявку на новый код классификации расходов бюджетов по тем кодам бюджетной классификации, которые отсутствуют в сводной бюджетной росписи главного распорядителя средств федерального бюджета на 2021 год, в целях включения их в справочники кодов бюджетной классификации РФ;

2) сведения (ф. 0503178) в части остатков средств по дополнительным источникам на счетах, открытых загранучреждениям в кредитных организациях.

Квартальная бюджетная отчетность

Отчетность главных администраторов (администраторов) доходов

Отчет (ф. 0503127).

Пунктом 2.1 Письма установлено, что главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета осуществляют раскрытие информации в указанном отчете в составе квартальной бюджетной отчетности исходя из следующих положений.

Прогнозные данные по доходам, отраженные на 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2021 года в графе 4 названного отчета, формируемого главными администраторами доходов федерального бюджета, должны соответствовать прогнозным данным, указанным в распределении прогноза доходов федерального бюджета, учтенных в федеральном законе о федеральном бюджете (ф. 0501096) (Приложение 3.1 к Порядку, утвержденному Приказом Минфина РФ от 09.12.2013 № 117н) (далее – прогноз доходов), действующего по состоянию на отчетную дату, по детализированным видам доходов (кодам бюджетной классификации), по которым сформирован прогнозный показатель.

При этом не отражаются показатели прогноза доходов, группирующие детализированные виды доходов, в графе 4 разд. 1 «Доходы бюджета» названного отчета.

Если прогнозный показатель детализированного вида доходов сформирован по группировочному коду бюджетной классификации, по которому исполнение бюджета не осуществляется, в графе 4 разд. 1 «Доходы бюджета» соответствующей строки отражается такой прогнозный показатель, при этом в графах 5 – 8 формируется промежуточный итог исполнения бюджета по доходам.

Сведения (ф. 0503164).

Главные администраторы средств федерального бюджета отражают информацию в сведениях об исполнении бюджета (ф. 0503164) с учетом следующих особенностей (п. 2.2 Письма):

  • при формировании сведений на 1 апреля 2021 года показатели графы 3 «Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели)» по соответствующим кодам доходов федерального бюджета должны соответствовать показателям графы 5 прогноза доходов;

  • при формировании сведений на 1 июля 2021 года показатели графы 3 «Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели)» по соответствующим кодам доходов федерального бюджета должны соответствовать сумме показателей граф 5 и 9 прогноза доходов;

  • при формировании сведений на 1 октября 2021 года показатели графы 3 «Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели)» по соответствующим кодам доходов федерального бюджета должны соответствовать сумме показателей граф 5, 9, 13 прогноза доходов.

Показатели графы 6 разд. 1 «Доходы бюджета» сведений (ф. 0503164) не рассчитываются в случаях, когда:

  • в графе 3 этого раздела прогнозные показатели доходов не отражаются;

  • показатели графы 3 или 5 этого раздела имеют отрицательное значение.

При превышении показателей графы 3 над показателем графы 5 показатель отклонений исполнения (графа 7 разд. 1) отражается со знаком минус.

В случае отсутствия отклонений фактического исполнения от прогнозного показателя в графе 7 разд. 1 «Доходы бюджета» и 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» согласно п. 8 Инструкции № 191н в ячейке графы 7 по соответствующей строке ставится прочерк.

При условии установления главным администраторам средств федерального бюджета перечня кодов причин отклонений по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета (в части поступлений) для их отражения в графе 8 соответственно разд. 1 и 3 при представлении в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет» в 2021 году бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета указанная информация не раскрывается.

В разделе 3 отражаются:

  • поступления источников финансирования дефицита бюджета при наличии прогнозных (плановых) показателей в структуре указанного прогноза (плана);

  • выбытия источников финансирования дефицита бюджета при наличии бюджетных ассигнований по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, утвержденных бюджетной росписью на текущий финансовый год, с учетом изменений в структуре соответствующих кодов.

Детальное описание причин отклонений от плановых показателей в части доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета при необходимости приводится в текстовой части пояснительной записки.

Напомним, по общим правилам, установленным п. 163 Инструкции № 191н, сведения (ф. 0503164) формируются главным администратором доходов бюджета, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета, путем обобщения данных на основании показателей сводных (консолидированных) сведений (ф. 0503164), сформированных и представленных на отчетную дату администраторами доходов бюджета.

Справка (ф. 0503125).

При установлении главным распорядителем бюджетных средств условия ведения дополнительной аналитики по соответствующим кодам КОСГУ, сводная справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) формируется главным администратором средств бюджета по соответствующим кодам КОСГУ (п. 2.3 Письма, п. 23 Инструкции № 191н).

Сведения (ф. 0503169)

Напомним, в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) данные приводятся в двух разделах:

  • в разд. 1 отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены (далее – просроченная дебиторская и кредиторская задолженность);

  • в разд. 2 – аналитическая информация о просроченной дебиторской и кредиторской задолженности учреждения.

В 2021 году учреждения, главные администраторы средств федерального бюджета отражают информацию в сведениях (ф. 0503169) с учетом ряда особенностей (п. 2.4 Письма).

Раздел 2 заполняется по показателям просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, которая составляет 10 млн руб. и более по одному обязательству (правовому основанию).

Показатели задолженности по одному контрагенту, но по разным обязательствам (правовым основаниям), отраженные в бюджетном учете, в целях раскрытия информации в разд. 2 согласно критериям раскрытия информации в бюджетной отчетности, указанным в п. 2.4 Письма, не суммируются и анализируются обособленно. Допустимо для пояснения причин образования просроченной дебиторской задолженности использовать код причины 03 (контрагентами нарушены сроки выполнения работ, работы по договору в установленный срок не выполнены) (п. 167 Инструкции № 191н).

При этом в графах 3 и 4 дата возникновения и дата исполнения по правовому основанию отражаются в формате мм.гггг. Если показатель просроченной задолженности сформирован по разным документам-основаниям, содержащим разные даты исполнения задолженности (обязательства), то в графе 4 указывается дата последнего документа-основания в формате мм.гггг.

Раздел 2 в части доходов бюджета, администрируемых ФНС, ФТС, формируется по показателям 500 млн руб. и более.

Сведения (ф. 0503178)

При составлении сведений (ф. 0503178) за квартал необходимо учитывать ряд особенностей (п. 2.5 Письма).

В графе 1 разд. 1 «Счета в кредитных организациях» показатели по счетам 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения кредитной организации в пути» и 1 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» отражаются в структуре «00000000000000000000».

Распорядители (получатели) бюджетных средств формируют названные сведения с указанием номеров лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства (графа 1 разд. 2 «Счета в финансовом органе»), в структуре «ххххххххххх000000000».

В графе 1 разд. 2 сводных сведений (ф. 0503178) отражаются номера лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, в структуре «00000000000000000000».

Раздел 5 пояснительной записки

В пункте 2.6 Письма указано, что в разд. 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки раскрывается информация о правовом основании возникновения задолженности по исполнительным документам в части неисполненных судебных решений по подстатьям 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам», 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ в случае неисполнения денежных обязательств свыше 10 млн руб. в графе 8 по строке «Всего» сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).

Напомним, названные сведения содержат обобщенные за отчетный период данные об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета. Этот отчет формируется:

  • получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета;

  • главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств – на основании приложений, составленных и представленных распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам соответствующих разделов.

Расшифровка (ф. 0503191)

Напомним, Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 15нвведены дополнительные формы квартальной и годовой бюджетной отчетности:

  • расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191);

  • расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192);

  • расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193).

При формировании квартальной отчетности на 1 июля 2021 года необходимо составить расшифровку (ф. 0503191) с учетом изменений, внесенных в нее Приказом Минфина РФ от 16.12.2020 № 313н.

Как и прежде, показатели названной расшифровки формируются главным распорядителем бюджетных средств по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности по расходам подведомственных получателей бюджетных средств на основании данных бюджетного и аналитического учета, а также бюджетной и аналитической отчетности подведомственных получателей бюджетных средств.

Этот отчет состоит из двух разделов:

  • 1 «Задолженность по выданным авансам»;

  • 2 «Сроки погашения дебиторской задолженности».

Поправки коснулись порядка заполнения разд. 1 указанной дополнительной формы. Приведем их.

Графы

Особенности заполнения с учетом нововведений

6, 7, 8 (ранее – 6, 7, 8, 9)

В этих графах указывается сумма просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам с детализацией по срокам неисполнения (просрочки) обязательств (до одного года включительно, от одного года до трех лет включительно, свыше трех лет) (ранее – до одного месяца включительно, от месяца до года)

9 (ранее – 10)

В графе приводится сумма обеспечения исполнения поставщиком обязательств, по которым образовалась просроченная дебиторская задолженность, отраженная в графе 5, предоставленная в соответствии со ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

10, 11 (ранее – 11, 12)

В этих графах проставляются сумма просроченной задолженности на начало года, направленной на взыскание через суд, и сумма задолженности, по которой принято судебное решение о взыскании, направленная на взыскание в принудительном порядке, соответственно

12 (ранее – 13)

В графе указывается сумма исков, по которым взыскание приостановлено в установленном законодательством порядке и (или) исполнительный лист по которым возвращен

Как и прежде, главными распорядителями бюджетных средств могут быть установлены дополнительные требования к раскрытию показателей состояния дебиторской задолженности федерального бюджета по расходам подведомственных получателей бюджетных средств с учетом отраслевой специфики.