Автор: Тончин А., эксперт журнала
Журнал "Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера" № 6/2019
Комментарий к Приказу Минфина РФ от 20.08.2019 № 131н.
Инструкция № 191н[1] претерпела очередные изменения в связи с вступлением в силу 20.10.2019 Приказа Минфина РФ от 20.08.2019 № 131н. Отметим основные поправки, актуальные для казенных учреждений.
Введены новые понятия в отношении консолидации бюджетной отчетности.
В пунктах 3, 10 Инструкции № 191н введены новые понятия и их определения:
-
субъект консолидированной отчетности – субъекты бухгалтерской отчетности, ответственные за формирование консолидированной бухгалтерской отчетности по соответствующему периметру консолидации;
-
периметр консолидации отчетности – перечень субъектов бухгалтерской отчетности (в том числе казенных учреждений), бухгалтерская отчетность которых подлежит включению в консолидированную бухгалтерскую отчетность;
-
субъект периметра консолидации отчетности – субъект бухгалтерской отчетности (в том числе казенное учреждение), представляющий бюджетную отчетность субъекту консолидированной отчетности, ответственному за формирование консолидированной бухгалтерской отчетности по соответствующему периметру консолидации.
Также п. 10 Инструкции № 191н дополнен: по решению финансового органа централизованная бухгалтерия составляет консолидированную бюджетную отчетность по субъектам централизованного учета, входящим в периметры консолидации, в порядке, предусмотренном данной инструкцией для главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, финансового органа. В указанном случае централизованная бухгалтерия признается субъектом консолидированной отчетности.
Расширен перечень данных, на основе которых составляется бюджетная отчетность.
В соответствии с п. 7 Инструкции № 191н бюджетная отчетность составляется на основе:
-
данных главной книги и других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
-
плановых (прогнозных) и (или) аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности;
-
показателей бюджетной отчетности, представленной получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном Инструкцией № 191 порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям бюджетной отчетности.
Согласно дополнениям, внесенным в этот пункт, бюджетная отчетность составляется также на основании показателей последней бухгалтерской отчетности, представленной субъекту консолидированной отчетности.
Порядок формирования показателей бюджетной отчетности дополнен новыми положениями.
В пункте 8 Инструкции № 191н содержится порядок формирования показателей бюджетной отчетности. Данный пункт дополнен следующими положениями.
Если структурой формы бюджетной отчетности предусмотрено раскрытие информации по показателям аналогичного отчетного периода прошлого финансового года, отражение таких показателей осуществляется с учетом принципа сопоставимости, если иное не предусмотрено Инструкцией № 191н.
В случае изменения финансовым органом в течение текущего финансового года состава раскрываемых в бюджетной отчетности показателей (структуры формы бюджетной отчетности) обеспечивается сопоставимость показателей, раскрываемых в изменяемых формах бюджетной отчетности, с показателями бюджетной отчетности до изменений путем составления и размещения на официальном сайте финансового органа таблиц соответствия.
Предусмотрена ответственность за нарушение сроков сдачи бюджетной отчетности.
В силу дополнений, внесенных в п. 10 Инструкции № 191н, в случае непредставления бюджетной отчетности субъектом периметра консолидации в срок, установленный субъектом консолидированной отчетности, последним направляется субъекту периметра консолидации требование о представлении им в течение двух рабочих дней, следующих за датой направления указанного требования, бюджетной отчетности. Одновременно субъект консолидированной отчетности письменно уведомляет о нарушении субъектом периметра консолидации срока представления отчетности орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ.
В случае повторного нарушения срока представления отчетности, раскрытие информации о деятельности субъекта периметра консолидации при формировании показателей консолидированной бюджетной отчетности осуществляется по данным его последней принятой (утвержденной) бюджетной отчетности и данным субъекта консолидированной отчетности о взаимосвязанных показателях, подлежащих исключению при формировании консолидированной отчетности, подтвержденных справками по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) иных субъектов периметра консолидации. Включение оборотов по изменениям активов и обязательств не представившего отчетность субъекта периметра консолидации по взаимосвязанным показателям по денежным расчетам и неденежным расчетам осуществляется на основании справки (ф. 0503125), сформированной субъектом консолидированной отчетности.
Внесены изменения в отчет (ф. 0503128).
В форму отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) внесены следующие изменения.
В реквизите «периодичность: квартальная, годовая» добавлено слово «месячная». При этом отчет по форме 0503128 представляется, как и прежде, в составе квартальной и годовой отчетности. Ежемесячно представлять нужно только отчет по форме 0503128-НП (подробнее о нем расскажем ниже).
Раздел 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» изложен в новой редакции и имеет новые коды строк.
Напомним, формирование разд. 3 осуществляется на основании показателей соответствующих счетов аналитического учета счета 1 500 00 000 «Санкционирование расходов», сформированных по следующим финансовым периодам:
-
20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;
-
30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;
-
40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;
-
90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)».
Графы 3, 10 разд. 3 не заполняются.
В таблице представим показатели данного раздела с учетом изменений, внесенных в п. 72.1 Инструкции № 191н:
Наименование показателя разд. 3 отчета (ф. 0503128) | Код строки | Отражаемая информация |
---|---|---|
| 700 | Сумма показателей строк 800 и 900 |
в том числе по расходам, всего | 800* | Общая сумма обязательств по расходам финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом* |
из них: очередного финансового года, всего | 810 | Показатели не отражаются |
в том числе |
| |
первого года, следующего за очередным, всего | 820 | |
в том числе |
| |
второго года, следующего за очередным, всего | 830 | |
в том числе |
| |
на иные очередные года, всего | 840 | Сумма показателей строк 850 и 860 |
в том числе |
| – |
по иным обязательствам, всего | 850 | Показатели не заполняются |
из них: |
| – |
по отложенным обязательствам, всего | 860 | В графе 7 – сумма показателей (остатков) соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства» на конец отчетного периода. При этом показатели графы 7 и графы 11 по строке 860 должны быть идентичны. Графы 3 – 6 и 8 – 10, 12 не заполняются |
из них: |
| – |
по выплатам источников финансирования дефицита бюджета | 900* | Общая сумма обязательств по выплатам источников финансирования дефицита бюджета финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом |
Итого | 999 | Сумма показателей строк 200, 510, 700 |
* Показатели строк 800, 900 граф 4 – 9 формируются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 70 – 72 Инструкции № 191н, в общей сумме без детализации по кодам расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации РФ соответственно.
Данные изменения учитываются при составлении отчета (ф. 0503128) на 01.10.2019.
Введен порядок составления дополнительного отчета (ф. 0503128-НП).
Согласно вновь введенному п. 68.1 Инструкции № 191н в целях раскрытия информации о ходе реализации национальных проектов (региональных проектов в составе национальных проектов) главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств дополнительно формируют отчет (ф. 0503128), содержащий данные о принятии и исполнении получателями бюджетных средств бюджетных обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (далее – отчет (ф. 0503128-НП)).
Периодичность представления данного отчета – месячная.
Согласно п. 73.1 Инструкции № 191н показатели в данном отчете формируются только в разделах:
-
1 «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам»;
-
3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом».
В разделе 1 отчета (ф. 0503128-НП) отражаются следующие показатели:
Графа | Информация, отражаемая в разд. 1 отчета (ф. 0503128-НП) |
---|---|
1 | Наименование показателя в разд. 1 и 3 |
2 | Коды строк |
3 | Коды бюджетной классификации, содержащие в соответствующих разрядах коды разделов, подразделов, целевых статей, содержащих в 4 – 5-м разрядах кода целевой статьи коды основных мероприятий целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), видов расходов классификации расходов бюджетов РФ, без формирования промежуточных итогов по группировочным кодам бюджетной классификации РФ |
4, 5 | Годовые объемы утвержденных (доведенных) бюджетных назначений (бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств) по расходам бюджета на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) с учетом изменений, оформленных на отчетную дату в порядке, установленном финансовым органом соответствующего бюджета |
6 | Показатели объема принимаемых обязательств. Заполняются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 17 000 в сумме кредитовых остатков по счету |
7 | Показатели объема принятых бюджетных обязательств. Заполняются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 11 000 в сумме кредитовых оборотов по счету |
8 | Показатели объема принятых бюджетных обязательств с применением конкурентных способов закупки. Заполняются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 17 000 в сумме оборотов в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 11 000 |
9 | Показатели объема принятых денежных обязательств. Заполняются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 11 000 в сумме показателя по кредиту счета по итогам отчетного периода |
10 | Показатель исполненных денежных обязательств. Заполняется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 304 05 000, за исключением данных по операциям главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств по перечислению денежных средств распорядителю (получателю) бюджетных средств на бюджетные счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях, отражаемым в корреспонденции с соответствующими счетами счета 1 304 04 000, и восстановлению указанных средств; на основании аналитических данных по выбытиям, отраженным по забалансовым счетам 18, открытым к счетам 1 201 21 000, 1 201 27 000, в разрезе кодов бюджетной классификации, а также показателей исполнения бюджетных обязательств некассовыми операциями |
11 | Показатель объема неисполненных принятых бюджетных обязательств. Определяется как разность граф 7 и 10. По графе 11 отражается показатель со знаком минус в случае принятия денежного обязательства, расходы по которому возмещаются ФСС в объеме произведенных платежей учреждением как страхователем |
12 | Показатель объема неисполненных принятых денежных обязательств. Определяется как разность граф 9 и 10 |
Показатели разд. 3 отчета (ф. 0503128-НП) отражаются в графах 3 – 9, 11, 12 с детализацией по кодам расходов бюджетной классификации на основании показателей счетов аналитического учета счета 1 500 00 000 «Санкционирование расходов», сформированных по следующим финансовым периодам:
-
20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)» (по строкам, формирующим показатель строки 810);
-
30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)» (по строкам, формирующим показатель строки 820);
-
40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным» (по строкам, формирующим показатель строки 830);
-
90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (по строкам, формирующим показатель строки 840).
В таблице представим порядок заполнения показатели разд. 3 в соответствии с п. 73.1 Инструкции № 191н:
Наименование показателя разд. 3 отчета (ф. 0503128) | Код строки | Отражаемая информация |
---|---|---|
| 700 |
|
в том числе по расходам, всего | 800 | Сумма показателей строк 810, 820, 830, 840 |
из них: очередного финансового года, всего | 810* | Общая сумма расходов по обязательствам финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, по соответствующим финансовым периодам |
в том числе |
| |
первого года, следующего за очередным, всего | 820* | |
в том числе |
| |
второго года, следующего за очередным, всего | 830* | |
в том числе |
| |
на иные очередные года, всего | 840* | Общая сумма обязательств на иные очередные года с обособлением суммы отложенных обязательств (строка 860) и иных обязательств, за исключением отложенных обязательств (строка 850). При этом показатель по строке 840 равен сумме показателей по строкам 850 и 860 |
в том числе |
| – |
по иным обязательствам, всего | 850* | Сумма иных обязательств, за исключением отложенных обязательств |
из них: |
| – |
по отложенным обязательствам, всего | 860* | Суммы отложенных обязательств. По данной строке и строкам, детализирующим показатель строки 860, графы 4 – 6, 8 – 10, 12 не заполняются |
из них: |
| – |
по выплатам источников финансирования дефицита бюджета | 900 | Показатели не заполняются |
Итого | 999 | Сумма показателей по строкам 200, 700 |
* Строки 810, 820, 830, 840, 850, 860 детализируются по соответствующим кодам расходов бюджетной классификации РФ.
Отчет (ф. 0503128-НП) составляется и представляется ежемесячно начиная с отчетности по состоянию на 01.10.2019.
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств формируют сводный отчет (ф. 0503128-НП) на основании отчетов, составленных и представленных соответственно распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств, путем суммирования одноименных показателей. Порядок составления сводного отчета содержится в п. 74.1 Инструкции № 191н.
Изменена периодичность заполнения таблицы 3, входящей в состав пояснительной записки.
Согласно поправкам, внесенным в п. 155 Инструкции № 191н, таблица 3 «Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете», входящая в состав пояснительной записки к балансу (ф. 0503160), будет заполняться только в составе годовой отчетности.
[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.