Подаем предварительный отчет о выполнении задания

Предварительный отчет о выполнении государственного (муниципального) задания, подаваемый в IV квартале, – это одна из форм контроля работы автономного учреждения, используемая органом-учредителем. От данного отчета зависят объемы финансового обеспечения задания в текущем году: сохранится или уменьшится сумма субсидии. Что учесть при заполнении и представлении отчетного документа? В каких случаях размер субсидии будет урезан, а в каких – нет?

Кто должен подавать отчет?

Правила работы над предварительным отчетом (да и сама обязанность учреждений его подавать) обычно прописываются в порядках формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, принятых органом власти соответствующего уровня. Так, для федеральных АУ указанная обязанность установлена п. 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Положение № 640). На местах действуют свои правила, во многом дублирующие содержание федерального документа: о необходимости представления подведомственными учреждениями предварительного отчета очень часто говорится в правовых актах регионального и муниципального уровней.

Нередко органы-учредители обязывают учреждения формировать промежуточные отчеты с иной периодичностью: раз в квартал или даже каждый месяц (см., например Постановление Правительства Пермского края от 29.09.2014 № 1071-п и Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 № 532). Тогда промежуточная отчетность берет на себя все контрольные функции предварительного отчета.

Однако встречаются примеры, когда учреждения и вовсе не должны составлять предварительный отчет. В этом случае контроль выполнения задания осуществляется по результатам, показанным в годовом отчете. По такому пути пошли, например, в Ленинградской области (Постановление Правительства Ленинградской области от 30.12.2015 № 543), Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63 (с последующими изменениями)) и Новосибирске (Постановление Мэрии г. Новосибирска от 31.12.2015 № 7519).

Таким образом, обязанность формировать предварительный (промежуточный) отчет не является единой для учреждений всех уровней подчинения. Надо или нет это делать – определено в порядке формирования и финансового обеспечения задания, изданном конкретным учредителем. Названное требование прописывается и в более «близком» к учреждению документе – государственном (муниципальном) задании. Именно на него и нужно ориентироваться при подаче отчетности.

Когда подавать предварительный отчет?

Единый срок подачи предварительного отчета на общефедеральном уровне тоже не установлен. Конкретные даты должны указываться в государственном (муниципальном) задании и соглашении о предоставлении субсидии на его выполнение. Срок может быть прописан и в порядке формирования и финансового обеспечения задания, изданном учредителем, но так бывает далеко не всегда.

Например, в Положении № 640 нет крайней даты подачи федеральными бюджетными и автономными учреждениями предварительного отчета. А вот в ряде регионов и муниципальных образований сроки обозначили: в Республике Саха (Якутия) – до 30 ноября, Забайкальском крае – до 1 декабря, Оренбургской области – до 10 декабря, Мурманской области – до 15 декабря и т. д (Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 № 370, Постановление Правительства Забайкальского края от 17.11.2015 № 556, Постановление Правительства Оренбургской области от 08.12.2015 № 950-п, Постановление Правительства Мурманской области от 11.09.2015 № 392-ПП).

Как видим, подавать предварительный отчет автономным учреждениям обычно нужно в конце ноября – декабре. И лучше не нарушать установленный срок, поскольку от этого зависит своевременность перечисления последней части субсидии на выполнение задания.

О чем отчитываться?

Предварительный отчет составляется прежде всего в отношении услуг, предоставляемых в рамках государственного (муниципального) задания. На это, например, указано в п. 46 Положения № 640 и ряде правовых актов регионального и муниципального уровней: предварительная оценка дается достижению плановых показателей годового объема оказания услуг за соответствующий финансовый год.

Но в самом предварительном отчете зачастую должны быть отражены значения и количественных, и качественных показателей. Такое условие установили для федеральных учреждений, а также, скажем, во Владимирской области (Постановление администрации Владимирской области от 05.08.2015 № 757) и Туле (Постановление администрации г. Тулы от 18.09.2015 № 4937). Хотя некоторые органы власти (например, в Краснодарском и Хабаровском краях) требуют от подведомственных учреждений отчитываться только по показателям объема предоставления услуг.

В свою очередь, формировать предварительный отчет в части работ, выполняемых в рамках задания, нужно, только если конкретный орган-учредитель потребует этого (см., например, абз. 3 п. 46 Положения № 640). При установлении такой обязанности учреждение должно заполнять соответствующую часть отчета по правилам, действующим в отношении услуг (то есть включать в предварительный отчет либо одни количественные показатели, либо количественные и качественные).

Что учесть при заполнении?

Предварительный отчет заполняется по форме годового отчета. На это обычно указывается в порядках, изданных учредителями (например, в п. 46 Положения № 640).

1. В графу таблицы «Исполнено на отчетную дату» учреждение должно внести показатели объема (качества и объема), запланированные к достижению по завершении текущего финансового года (с учетом их фактического выполнения на отчетную дату и ожидаемого исполнения за год). Иными словами, в предварительном отчете АУ подтверждает обязательства по исполнению задания либо информирует о своих изменившихся возможностях.

2. При заполнении предварительного отчета нужно использовать допустимые отклонения, величина которых определена заданием, а общая граница в ряде случаев устанавливается в порядке формирования и финансового обеспечения задания, изданном учредителем. В частности, допустимые отклонения разрешено использовать в Республике Башкортостан (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2008 № 453 и Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 76-ПП). Обычно «коридор» составляет 5 – 10%.

3. В графе «Допустимое (возможное) отклонение» надо указать значение, «переведенное» из процентов в абсолютную величину, в которой установлены количественные показатели задания. То есть если в задании объем услуги составляет 500 человек, а допустимое отклонение – 5%, в предварительном отчете величина отклонения должна быть приведена к показателю «человек». В графе надо поставить не «5%», а «25 чел.» (500 х 5 / 100). Если же в задание включен показатель «Доля посетителей, удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой услуги» с числовым значением 80%, а допустимое отклонение по-прежнему составляет 5%, в предварительном отчете допустимая величина по-прежнему измеряется в процентах, но сама цифра будет иной – 4% (80 х 5 / 100).

Это правило действует в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений – оно закреплено в пояснениях к форме отчета, утвержденной Положением № 640. Аналогичные требования зачастую применяются на местах – например, в Забайкальском крае и Туле (см. сноски 8 и 12 к настоящей статье). Хотя на некоторых территориях (скажем, в Краснодарском крае – см. сноску 13) допустимое отклонение нужно указывать в том виде, в котором оно внесено в госзадание.

Обратите внимание: значение, поставленное в графе «Отклонение, превышающее допустимое», станет основанием для корректировки задания. Обычно под такой корректировкой понимается уменьшение объемов задания и субсидии на его выполнение. Случаи увеличения данных объемов крайне редко предусматриваются в правовых актах регионального и муниципального уровней.

4. Предварительный отчет обычно имеет вид бумажного документа – этот способ заполнения и подачи отчетности распространен в регионах и муниципальных образованиях. Хотя на некоторых территориях все же внедрена электронная отчетность.

Так, в Ставропольском крае (Постановление Правительства Ставропольского края от 29.07.2011 № 301-п) учреждения должны формировать все отчеты о выполнении задания в электронном виде (в автоматизированной информационной системе, предназначенной для планирования и исполнения краевого бюджета) и подписывать их усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени учреждения. А в Улан-Удэ (Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 30.12.2010 № 597) предварительные отчеты, не содержащие гостайны, формируются в системе «Электронный бюджет», в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами органов-учредителей. Федеральные АУ и БУ тоже должны составлять предварительные отчеты в системе «Электронный бюджет» (абз. 2 п. 4 Положения № 640).

5. По решению органа-учредителя предварительный отчет может дополняться иной информацией, необходимой для контроля. Такое правило обычно устанавливается в самом задании. От учреждений нередко требуют представить пояснительную записку к отчету или первичные документы, подтверждающие исполнение задания.

Нужно ли публиковать предварительный отчет?

Если в отношении годового отчета о выполнении задания действует однозначное требование о его размещении на официальном сайте bus.gov.ru (п. 6 Порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н), в отношении предварительного отчета подобных норм, утвержденных на общефедеральном уровне, нет. Чтобы определить, нужно ли публиковать предварительную отчетность, учреждение должно обратиться к нормативной базе, действующей на конкретной территории, или органу-учредителю. Подобная обязанность установлена в некоторых порядках формирования и финансового обеспечения задания. Так поступили, в частности, в Оренбургской области.

Как показывает практика, многие АУ действительно не раскрывают на сайте bus.gov.ru предварительные отчеты. Хотя некоторые размещают предварительный и годовой отчеты, а кто-то добавляет еще и промежуточные.

Как оценивается отчет?

Если цифры из предварительного отчета, характеризующие достижение плановых показателей за год, меньше тех, что установлены в задании, последнее подлежит уточнению в соответствии с данными, указанными в предварительном отчете. Это основной рычаг, с помощью которого орган-учредитель воздействует на подведомственное учреждение при перспективе невыполнения им задания.

Но возникает вопрос: какую часть задания орган-учредитель определит как невыполненную? Ответ здесь зависит от правил, установленных в конкретном порядке формирования и финансового обеспечения задания. На масштаб невыполнения задания влияют три фактора.

1. Предварительный отчет может формироваться только в отношении услуг, а может – в отношении услуг и работ. Во втором случае вероятность того, что масштаб невыполнения задания возрастет, больше.

2. Невыполненная часть задания может определяться исходя из количественных показателей либо на основании количественных и качественных. Так, для федеральных АУ и БУ основанием для уточнения задания будут лишь показатели годового объема предоставления государственных услуг, указанные в предварительном отчете (п. 46 Положения № 640). Такое же правило установили во Владимирской области, Томске (Постановление Администрации г. Томска от 09.12.2015 № 1215) и многих других регионах и муниципалитетах.

Но кое-где применяется иное правило: задание корректируется при прогнозируемом недостижении показателей и объема, и качества. По этому пути пошли, к примеру, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.09.2015 № 318-п) и Саратовской области (Постановление Правительства Саратовской области от 31.12.2015 № 699-П) (в этом региональном нормативном акте говорится о «показателях исполнения» в целом). Если на конкретной территории действует аналогичное правило, у подведомственных учреждений будет меньше шансов сохранить задание в первоначальном виде.

3. На масштаб невыполнения задания напрямую влияет установленный процент допустимых (возможных) отклонений. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях учредители активно используют это послабление, упоминая в своих порядках, что в пределах допустимых отклонений задание считается выполненным (на это указали, например, в Хабаровском крае). То есть уточнять задание потребуется только при превышении учреждением величины допустимых отклонений.

Однако в некоторых субъектах РФ (в частности, в Московской области) отказались от использования допустимых отклонений. А значит, для подведомственных учреждений послаблений нет: любое превышение плановых значений над фактическими будет расценено как невыполнение задания и повлечет его корректировку.

Что последует за подачей предварительного отчета?

Своевременная подача автономным учреждением предварительного отчета – это условие для перечисления последней части субсидии, выделенной на текущий год. Данное условие обычно указывается в порядке формирования и финансового обеспечения выполнения задания. Например, в Хабаровске использовали такую формулировку: в декабре субсидия перечисляется муниципальному учреждению не позднее двух рабочих дней со дня подачи предварительного отчета.

Еще одно действие органа-учредителя, которое последует за представлением предварительного отчета, – решение о сохранении либо изменении размера субсидии на выполнение задания. Если оно будет уточнено (уменьшено) в связи с недостижением учреждением запланированных показателей, сократится и объем субсидии. Это означает, что последняя часть субсидии может быть перечислена в меньшем размере либо не перечислена вовсе. Кроме того, орган-учредитель вправе потребовать возврата части средств до конца текущего года (если масштаб невыполнения задания велик). Такие последствия для подведомственных учреждений предусмотрели, например, в Оренбургской и Мурманской областях.

Обратите внимание: при расхождении плановых и фактических значений, которые предполагается достигнуть к концу текущего года, сумма субсидии изменится не всегда. Сумма не будет уменьшена, если автономное учреждение уложилось в установленные ему допустимые отклонения.

Наконец, учреждение может столкнуться с третьим последствием, возникающим при отклонении от установленных показателей задания. Его пересмотр и снижение объема субсидии на текущий год повлечет необходимость корректировки плана финансово-хозяйственной деятельности. Изменятся размеры как поступлений, так и выплат, в связи с чем некоторые расходы, запланированные на текущий год, придется исключить либо уменьшить.

Заключение

Органы-учредители используют предварительный отчет как дополнительный инструмент контроля за выполнением задания. Если запланированные показатели достигнуты и этот факт зафиксирован в предварительной отчетности, объемы задания и его финансового обеспечения сохранятся. Если же невыполненные показатели вышли за границы допустимых отклонений, размер субсидии будет снижен.

Но несмотря на то, что уменьшение объема субсидии повлечет сокращение расходов учреждения, это позволит избежать более серьезных последствий – возврата средств субсидии уже после завершения текущего года и штрафов по ст. 15.15.5-1. КоАП РФ.