Составлять госзадание и рассчитывать субсидию будем по-новому

Процесс составления и финансового обеспечения государственного задания снова претерпел изменения – Правительство РФ Постановлением от 09.07.2019 № 873 внесло поправки в Постановление от 26.06.2015 № 640. Одни нормы, адресованные как органам-учредителям, так и подведомственным федеральным учреждениям, начнут применяться при формировании заданий на 2020 год и плановый период, а другие действуют уже сейчас. Расскажем об основных новшествах.

«Электронизация» процесса

Работа по составлению задания еще больше смещается в «электронную» плоскость. Согласно п. 4 Положения № 640 госзадание, предварительный и годовой отчет о его выполнении уже формируются в информационной системе «Электронный бюджет». Начиная с подготовки заданий на 2020 год и плановый период в этой системе должны утверждаться значения всех основных показателей, используемых при расчете финансового обеспечения задания (если они не относятся к сведениям, составляющим гостайну). Это значения:

Значения станут утверждаться в форме электронного документа путем подписания усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответствующего органа исполнительной власти. Дублировать документы на бумажном носителе не понадобится – нормы, требующие проставлять гриф утверждения, содержащий наименование должности, подпись (ее расшифровку) уполномоченного лица и дату утверждения, отменены (поправки внесены в п. 14, 22, 25, 26 Положения № 640).

Органы-учредители должны будут публиковать значения базовых нормативов затрат на услугу и отраслевых коэффициентов на едином портале бюджетной системы РФ (budget.gov.ru), а не на официальном сайте для размещения информации об учреждениях (bus.gov.ru) (п. 27 Положения № 640). Это тоже надо делать при подготовке заданий на 2020 год.

На едином портале размещается и реестр соглашений о предоставлении субсидий, куда заносятся в том числе сведения о соглашениях, касающихся предоставления федеральным учреждениям субсидий на выполнение задания (абз. 5 п. 44 Положения № 640).

Детали формирования и финобеспечения задания

Теперь задание должно утверждаться не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения задания (п. 5 Положения № 640). Раньше на это отводилось 15 рабочих дней со дня доведения названных лимитов. Иными словами, срок, в течение которого орган-учредитель должен составить задание подведомственному учреждению, стал короче.

Регламентирован и срок, в течение которого орган-учредитель должен заключить с подведомственным учреждением соглашение о предоставлении субсидии на госзадание. В силу п. 44 Положения № 640 на это отведено 15 рабочих дней со дня утверждения задания.

Сами формы тоже изменены (см. приложения 1 – 2 к Положению № 640). В основные из них (формы задания и отчета о его выполнении) внесены уточняющие поправки. Добавилась и новая форма – «Распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании». Она пригодится федеральным учреждениям, имеющим обособленные подразделения, между которыми и распределяются объемы услуг и работ. Ее нужно использовать, начиная с процесса подготовки и выдачи заданий на 2020 год. Напомним, что раньше установленной формы для этого случая не было.

Кроме того, урегулирован вопрос применения измененных значений базовых нормативов на услуги (п. 22(1) Положения № 640). Если изменения произошли до внесения в Правительство РФ проекта закона о федеральном бюджете, уточненные значения применяются начиная с расчета финансового обеспечения задания на очередной финансовый год, а если позднее – с расчета финансового обеспечения на первый год планового периода.

Есть и исключения из этого правила. Сказанное не относится к изменениям в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, приводящих к корректировке объема финансового обеспечения выполнения задания. Такие случаи указаны, например, в п. 41 Положения № 640. Согласно его дополненному абз. 3 объем субсидии может быть изменен в течение срока выполнения госзадания, если изменились состав и стоимость имущества учреждения, облагаемого налогом на имущество и земельным налогом, налоговое законодательство (в том числе отменены ранее установленные налоговые льготы или введены новые), а также если необходимо достигнуть заданный уровень зарплаты отдельных категорий работников, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Таким образом, когда составляющие базового норматива (например, затраты на оплату труда) меняются на основании нормативных актов (в данном случае – майского указа Президента РФ), откладывать применение уточненных нормативов не надо. Новые значения нужно использовать уже в текущем финансовом году. А вот когда норматив корректируется по иным причинам (скажем, изменились объем материальных ресурсов, потребляемых в ходе оказания услуги, или методика расчета базового норматива), уточненные значения вводятся с отсрочкой.

Реорганизация и изменение подведомственности учреждения

В двух этих ситуациях госзадание, выданное учреждению, должно измениться.

При смене органа-учредителя в задании корректируется информация, включенная в его часть III. Это касается, например, положений о периодичности и сроках подачи отчетов о выполнении задания, сроков представления предварительного отчета, порядка контроля выполнения задания (п. 6 Положения № 640).

При реорганизации федерального учреждения перераспределяются объемы услуг и работ (п. 6 Положения № 640). Как это происходит – покажем на схеме.

При этом показатели заданий учреждений, прекращающих свою деятельность, принимают нулевые значения, а показатели заданий остальных учреждений после завершения реорганизации при суммировании должны соответствовать показателям заданий учреждений до начала их реорганизации. То есть общий объем услуг и работ необходимо сохранить.

Аналогичным образом определяются и размеры субсидий реорганизованным бюджетным и автономным учреждениям. Для учреждений, прекращающих свою деятельность, значения становятся равны нулю, а для остальных реорганизованных учреждений объем должен соответствовать объему субсидии, предоставленной до начала реорганизации (п. 41(1) Положения № 640). Как видим, здесь тоже действует принцип сохранения ранее установленных объемов финансирования.

Расчет финансового обеспечения задания

Формула расчета объема финансового обеспечения выполнения задания тоже доработана.

Во-первых, из нее исключены затраты на содержание имущества, не используемого для оказания услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд (п. 6 Постановления № 640, п. 12, 34 – 35 Положения № 640). Строго говоря, норма о финансировании неиспользуемого имущества не применялась уже при формировании заданий на 2019 год и плановый период, а сейчас этот элемент убран и из формулы.

Во-вторых, в расчет вошла новая составляющая, уменьшающая итоговый объем финансового обеспечения, – размер платы за выполнение работы, установленный госзаданием. То есть из объема субсидии теперь будут исключены суммы, получаемые не только за оказание платных услуг в рамках задания, но и за выполнение платных работ, предусмотренных заданием (п. 12 Положения № 640).

Возврат субсидии на госзадание

Средства субсидии, эквивалентные объему неоказанной услуги (невыполненной работы), как и раньше, федеральное учреждение должно вернуть в бюджет, а до этого момента данные средства нужно учитывать в порядке, установленном для учета сумм возврата дебиторской задолженности (абз. 2 п. 46 Положения № 640).

Объем субсидии, подлежащей возврату, рассчитывается с применением нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), по форме, предусмотренной соглашением. Бюджетное или автономное учреждение должно вернуть в федеральный бюджет эту сумму до 1 мая текущего финансового года (абз. 5 п. 46 Положения № 640). Напомним, что раньше этот срок утверждался для федеральных учреждений нормативными актами, определяющими меры по реализации закона о федеральном бюджете (например, устанавливались даты «до 1 июля», «до 1 апреля»), а потом органы-учредители указывали конкретную дату в соглашениях о предоставлении субсидии на госзадание. Сейчас крайний срок возврата стал единым для всех федеральных учреждений.

* * *

Хотя Постановление № 640 регулирует работу с госзаданием для федеральных учреждений, рассмотренные нормы нелишне знать и учредителям, учреждениям нижестоящих уровней. Органы власти «на местах» при разработке и корректировке собственных порядков обычно берут за основу федеральные правила. А потому не исключено, что часть новых норм найдет отражение в правовых актах, принятых в регионах и муниципальных образованиях, и подведомственные учреждения в ближайшие месяцы столкнутся в своей работе с отдельными новшествами.