Расчеты по НДС при строительстве объекта, который будет использоваться в облагаемых и необлагаемых НДС операциях

Комментарий к Письму Минфина России от 18.06.2019 № 03-07-11/44274.

Строительство недвижимости сопряжено со значительными затратами на приобретение товаров, работ и услуг. Поэтому застройщика (инвестора) не может не интересовать право на применение вычетов по НДС. Между тем использование этого права поставлено в зависимость от возможности осуществления облагаемых НДС операций. Таким образом, застройщики жилой недвижимости изначально лишены возможности предъявлять «входной» налог к вычету, ведь исполнение обязательств по ДДУ, а также реализация квартир и передача в связи с этим доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме освобождены от обложения НДС.

Как быть с вычетами, если построенный объект недвижимости планируется использовать при совершении как облагаемых, так и необлагаемых операций? Ответ на данный вопрос выработан регулирующими органами много лет назад, и появившиеся недавно разъяснения (речь идет о Письме Минфина России от 18.06.2019 № 03-07-11/44274) подтверждают неизменность ранее изложенной позиции (письма ФНС России от 28.11.2008 № ШС-6-3/862@ и от 21.05.2015 № ГД-4-3/8564@, Минфина России от 30.03.2017 № 03-07-10/18453).

Порядок действий такой.

В периоде строительства предъявленные подрядными организациями и продавцами товаров (работ, услуг) суммы НДС принимаются к вычету в полном объеме в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ и п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ. Обязательные условия – наличие первичных документов и счетов-фактур и принятие покупок к учету.

После ввода недвижимости в эксплуатацию суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет начиная с года, в котором наступил момент начала начисления амортизации по этому объекту. Расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет за каждый календарный год из 10 лет, производится исходя из 1/10 суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), не облагаемых НДС, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (переданных) за календарный год. Такой порядок установлен п. 4 и 5 ст. 171.1 НК РФ.

Обратите внимание: аналогично необходимо вести расчеты с бюджетом по НДС и в случае приобретения (не строительства) объекта основных средств, который будет использоваться в облагаемых и не облагаемых этим налогом операциях (п. 3 ст. 171.1 НК РФ). В частности, в Письме Минфина России от 14.07.2017 № 03-07-11/44832 сообщается: суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении по договору купли-продажи недвижимого имущества (основного средства), принимаются к вычету в полном объеме вне зависимости от того, что данное имущество предназначено для использования одновременно в операциях, как облагаемых НДС, так и не облагаемых этим налогом, в том числе не являющихся объектом налогообложения. После ввода таких объектов недвижимости в эксплуатацию суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет в порядке, предусмотренном п. 4 и 5 ст. 171.1 НК РФ.

Регулирующие органы отмечают, что в отношении недвижимых объектов основных средств НДС восстанавливается в соответствии со ст. 171.1 НК РФ, а не п. 3 ст. 170 НК РФ, который применяется только к движимым основным средствам.

Напомним, согласно п. 3 ст. 170 НК РФ сумма восстанавливаемого налога:

Причем восстановление сумм налога производится единовременно в том квартале, в котором объект начинает использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.

В последнем разъяснении на эту тему – Письме от 18.06.2019 № 03-07-11/44274 – Минфин вновь указал: если строящиеся объекты недвижимости предназначены для использования одновременно в операциях, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению, суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы налога, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, принимаются к вычету в полном объеме. После ввода таких объектов недвижимости в эксплуатацию суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет начиная с года, в котором наступил момент начала начисления амортизации по этим объектам.

К сведению: положениями ст. 171.1 НК РФ установлен специальный порядок восстановления сумм НДС, который применяется только в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (письма ФНС России от 21.05.2015 № ГД-4-3/8564@, Минфина России от 05.07.2019 № 03-07-10/49600 и др.).

Как видим, существует большая разница между правилами, применяемыми при восстановлении НДС в отношении движимых и недвижимых объектов основных средств.

Отметим еще один важный нюанс. В пункте 3 ст. 171.1 НК РФ отмечено, что установленный данной статьей порядок восстановления распространяется на случаи, когда объекты недвижимости в дальнейшем используются этим налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет. ФНС в Письме от 21.05.2015 № ГД-4-3/8564@ подчеркнула: предусмотренный ст. 171.1 НК РФ порядок восстановления применяется и тогда, когда объекты недвижимости начинают использоваться только в операциях, не облагаемых НДС.

А из Письма Минфина России от 01.12.2016 № 03-07-11/71110 следует, что восстанавливать НДС в указанном в ст. 171.1 НК РФ порядке нужно также, если недвижимость начинает использоваться в деятельности, облагаемой ЕНВД. В письме сказано: суммы НДС, предъявленные при приобретении по договору купли-продажи недвижимого имущества (основных средств), принимаются к вычету в полном объеме вне зависимости от того, что данное имущество предназначено для использования одновременно в операциях, облагаемых НДС, освобождаемых от обложения НДС, и в деятельности, облагаемой ЕНВД. После ввода таких объектов недвижимости в эксплуатацию суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет в порядке, предусмотренном п. 4 и 5 ст. 171.1 НК РФ.

Иными словами, указанный в ст. 171.1 НК РФ порядок восстановления НДС по объектам недвижимости является универсальным, применимым к самым разным ситуациям. Кроме того, из разъяснений регулирующих органов можно сделать вывод, что с применением вычетов в полном объеме проблем быть не должно.

Обратите внимание: с учетом имеющихся писем Минфина и ФНС можно сделать вывод, что при приобретении движимых основных средств, предназначенных для осуществления операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения), к вычету должна приниматься только часть «входного» налога. В случае строительства и приобретения недвижимого объекта основных средств, который будет использоваться как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях (либо в операциях, облагаемых НДС, освобождаемых от обложения НДС, и в деятельности, облагаемой ЕНВД), «входной» НДС заявляется к вычету в полной сумме. А в дальнейшем при фактическом использовании недвижимости НДС восстанавливается в течение 10 лет в порядке, предусмотренном ст. 171.1 НК РФ.

Между тем обозначенный Минфином и ФНС подход разделяют не все местные налоговые органы. И что еще более важно для налогоплательщиков, не согласны с ним некоторые суды.

Рассмотрим несколько примеров из судебной практики.

Постановление АС ЗСО от 16.11.2016 по делу № А45-100/2016.

Организация осуществляла несколько видов деятельности:

В связи с приобретением дилерского центра и котельной организация заявила к вычету НДС в полном объеме.

Налоговый орган указал на завышение суммы вычета, поскольку приобретенное недвижимое имущество использовалось в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС. По мнению проверяющих, общество должно было исчислить сумму вычета пропорционально выручке от облагаемых видов деятельности (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Налоговый спор был решен в пользу инспекции. При этом в судебных решениях была высказана мысль о том, что ст. 171.1 НК РФ регулирует порядок восстановления НДС в тех случаях, когда налогоплательщик изначально правомерно применил налоговые вычеты, а затем возникли обстоятельства, влекущие обязанность восстановления ранее принятых к вычету сумм налога. Арбитры подчеркнули:

Постановление АС ВВО от 04.04.2017 по делу № А82-1716/2016.

В полном объеме к вычету был принят «входной» НДС, связанный со строительством общежития. Налоговый орган указал на невозможность применения вычета в связи с тем, что недвижимость предназначена для использования исключительно в не облагаемых НДС операциях. В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагается НДС реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. С учетом пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ из этого следует, что суммы налога к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости общежития.

Налогоплательщик не смог доказать, что имеет право на вычет налога, суммы которого должны восстанавливаться в течение 10 лет.

Таким образом, арбитры АС ВВО опровергли высказанный ФНС в Письме от 21.05.2015 № ГД-4-3/8564@ вывод, что предусмотренный ст. 171.1 НК РФ порядок восстановления применяется и тогда, когда объекты недвижимости начинают использоваться только в операциях, не облагаемых НДС.

Обратите внимание: проблемы с применением вычетов могут возникнуть и в случае реконструкции и модернизации объектов недвижимости. Порядок восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС установлен п. 6 – 9 ст. 171.1 НК РФ.

Например, из Постановления АС ЗСО от 16.06.2017 № Ф04-1810/2017 по делу № А27-19536/2016 видно, что инспекция отказала в принятии НДС к вычету из-за того, что работы по реконструкции выполнялись в здании, в котором предполагалось разместить медицинский центр (предоставление медицинских услуг и оказание медицинской помощи – освобождаемые от обложения НДС операции).

Арбитры учли, что согласно уставу общества предметом его деятельности является деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных, сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества и пр. Кроме того, были приняты во внимание следующие обстоятельства:

В результате судьи решили, что налоговым органом не доказано использование результатов спорных работ (услуг) исключительно в операциях, не подлежащих обложению НДС. Арбитры подтвердили право общества принять НДС к вычету (соблюдены условия, предусмотренные ст. 171 НК РФ) с последующим восстановлением сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 171.1 НК РФ (при дальнейшем использовании объекта для осуществления не облагаемых НДС операций).

Еще один пример разрешения спорной ситуации в пользу налогоплательщика – Постановление АС ЗСО от 03.10.2018 № Ф04-3566/2018 по делу № А70-16539/2017. Инспекция отказала в вычете НДС со стоимости работ по реконструкции дома культуры, считая, что результаты работ используются для совершения операций, не подлежащих обложению НДС (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ). В данном случае исход налогового спора был обусловлен тем, что налогоплательщик не только имел цель использовать реконструированный объект в облагаемой налогом деятельности, но и уже использует его в таковой деятельности, при этом выручка от осуществления облагаемой НДС деятельности значительна и имеет тенденцию к увеличению.

Подведем итог. Наличие писем Минфина и ФНС, подтверждающих право на применение вычета в полном объеме, и последующее постепенное восстановление сумм НДС в соответствии со ст. 171.1 НК РФ – не гарантия того, что налоговый орган будет придерживаться такого же подхода. Вслед за инспекцией судьи могут решить, что объекты недвижимости подпадают под действие установленных ст. 170 НК РФ правил об определении суммы вычета путем расчета пропорции. В защиту своей позиции налогоплательщику целесообразно ссылаться на многочисленные письма Минфина и ФНС и судебную практику, хотя арбитры вправе не принимать во внимание и разъяснения регулирующих органов, и мнения других судов.