По каким нормам компенсировать работникам использование для служебных поездок личных легковых автомобилей

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 утверждены Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Постановлением N 92 установлены следующие Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов:

Как учитываются для целей налогообложения прибыли суммы компенсации за использование личных транспортных средств (ТС) работников в прочих расходах на дату выплаты: в пределах месячных норм, установленных постановлением N 92, или в пределах фактически произведенных расходов на содержание ТС (например, включая затраты на ГСМ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для целей налогообложения прибыли компенсации работникам за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов принимаются в пределах норм, установленных Правительством РФ в Постановлении N 92.

Обоснование вывода:

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.

То есть при использовании личного имущества сотрудник может получать два вида выплат:

Выплата и размер компенсации за использование личного имущества определяются соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ). В ТК РФ компенсации за использование личных транспортных средств отдельно не выделены, поэтому никаких специальных норм для таких компенсаций не предусмотрено. Стороны трудового договора вправе установить любой размер компенсации или определить порядок ее расчета.

При этом конкретный размер компенсации, по мнению Минфина России, определяется в зависимости от интенсивности использования личного имущества (письма Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-02/275, УФНС России по г. Москве от 13.01.2012 N 20-15/001797@).

Иными словами, стороны трудового договора вправе установить любой разумный размер компенсации или определить порядок ее расчета.

Однако не весь размер компенсации полностью признается для целей исчисления налога на прибыль.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В составе расходов, которые не учитываются в целях налогообложения, указаны расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх норм таких расходов, установленных Правительством РФ (п. 38 ст. 270 НК РФ, письмо УМНС по г. Москве от 22.07.2004 N 26-12/49086).

На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут быть учтены расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Причем расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов признают в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (далее - Постановление N 92) (письма Минфина России от 05.12.2012 N 03-03-06/1/629, от 28.06.2012 N 03-03-06/1/326, от 03.05.2012 N 03-03-06/2/49, от 09.08.2011 N 03-03-06/1/465).

По мнению контролирующих органов, поскольку в размерах вышеуказанных компенсаций, установленных законодательством, уже учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей, стоимость ГСМ, возмещаемая организацией сотрудникам, использующим личный автомобиль в служебных целях, не может быть повторно включена в состав расходов, т.е. помимо сумм компенсаций, выплачиваемых работникам организации за использование личных автомобилей в служебных целях (письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-03-06/1/18366, от 14.12.2017 N 03-04-06/83831, от 14.08.2017 N 03-03-06/1/52036, определение ВАС РФ от 29.01.2009 N 495/09).

Таким образом, для целей налогообложения прибыли компенсации работникам за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов принимаются в пределах норм, установленных Постановлением N 92.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Учет компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях;

- Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

- Вопрос: Работники организации (генеральный директор, служба безопасности) используют личные транспортные средства в служебных целях. При этом сотрудники сами управляют транспортным средством и самостоятельно оплачивают расходы на бензин. По итогам месяца организация оплачивает работникам фактические расходы на приобретение ГСМ. В трудовых договорах данных работников нет указания на разъездной характер работы. Как лучше оформить отношения с работниками в данной ситуации: как договор безвозмездного использования транспортного средства или как компенсацию за использование личного транспортного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

17 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.