Оплата труда врачей, работающих в военных комиссариатах

По заявке военного комиссариата муниципального образования для проведения освидетельствования граждан руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяют врачей-специалистов и медицинских работников со средним медицинским образованием. Как оплачивается работа медперсонала? Нужно ли начислять на сумму заработной платы страховые взносы? Какие споры могут возникнуть между учреждениями здравоохранения и военными комиссариатами? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Статьями 5, 5.1, 5.2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) установлен порядок проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору граждан при их постановке на воинский учет, призыве на военную службу и пр. Из положений названных статей следует, что и для граждан, поступающих на военную службу, и для медицинского персонала, осуществляющего медицинские осмотры (освидетельствования), это является исполнением государственной обязанности.

Функции медицинского персонала.

Функции медицинского персонала при работе в военкоматах достаточно широки. В частности, медицинские работники обязаны проводить (п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе от 04.07.2013):

1) освидетельствование:

2) медицинский осмотр:

3) контрольное освидетельствование:

Порядок компенсации расходов согласно Правилам № 704.

В силу ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения.

Порядок компенсации «военных» расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее – Правила № 704). В частности, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные (пп. 3 п. 2 Правил № 704):

Компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны и ФСБ (п. 3 Правил № 704, п. 7 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ).

Из всего сказанного можно сделать два вывода:

1) медицинским работникам, направленным для работы в военкомат, за время исполнения государственных обязанностей должен быть выплачен средний заработок;

2) расходы на выплату среднего заработка за время работы медицинского персонала в военном комиссариате должны быть компенсированы этим комиссариатом медицинскому учреждению.

Не забудьте начислить страховые взносы при оплате работы в военкомате.

На практике при реализации положений Федерального закона № 53-ФЗ возникает много вопросов. Один из самых актуальных звучит так: нужно ли начислять на суммы среднего заработка, выплачиваемого медицинским работникам, страховые взносы? Ни Федеральный закон № 53-ФЗ, ни Правила № 704 данный вопрос не регулируют, соответственно, за ответом нужно обратиться к налоговому законодательству.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений. В силу п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим.

Прямого указания на то, что суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам в соответствии с Федеральным законом № 53-ФЗ, освобождаются от обложения страховыми взносами, в ст. 422 НК РФ нет. Это дает контролирующим органам основание полагать, что страховые взносы должны быть начислены в установленном порядке (Письмо ФНС РФ от 04.10.2017 № ГД-4-11/19935@).

В то же время нужно обратить внимание на абз. 9 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, порядок применения которого неоднозначен. В соответствии с ним:

Не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

А в соответствии со ст. 170 ТК РФ выплачиваемая работнику за время исполнения им государственных обязанностей денежная сумма называется компенсацией.

Что думают арбитры по этому поводу? В Постановлении АС ВВО от 28.08.2017 № Ф01-3531/2017 по делу № А43-25263/2016 рассматривался спор между страхователем (медицинским учреждением) и управлением ПФР. Выявив, что страхователь не включил в базу по страховым взносам суммы среднего заработка, выплаченные врачам и среднему медицинскому персоналу, участвовавшим в работе призывных комиссий по проведению медицинских осмотров и медицинских освидетельствований граждан, проверяющие доначислили учреждению страховые взносы, пени и штраф. Суд поддержал контролирующие органы, указав, что средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками в период исполнения ими государственных обязанностей, облагается страховыми взносами. Аналогичные выводы содержатся:

Косвенным подтверждением того, что названные выплаты облагаются страховыми взносами, являются судебные решения, вынесенные в спорах между учреждениями, работники которых исполняли государственные обязанности, и военными комиссариатами, о том, что последние обязаны возмещать учреждениям понесенные расходы, связанные с выплатой среднего заработка, с учетом уплаченных страховых взносов (см., например, Определение ВС РФ от 23.09.2016 № 304-ЭС16-11350 по делу № А46-15269/2015).

Ключевой вывод: на сегодняшний день сложилась практика, согласно которой средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками на период исполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой их на воинский учет, призывом на военную службу по контракту, призывом на военные сборы, а также проведения медицинских осмотров граждан, облагается страховыми взносами.

Расчет среднего заработка для оплаты работы врачей в военкомате.

Напомним, что согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы устанавливается единый порядок ее исчисления. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее – Порядок исчисления средней заработной платы), в силу п. 2 которого при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в частности:

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Порядка исчисления средней заработной платы):

а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ;

б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.

Следует знать, что межрегиональными управлениями контрольно-финансовой инспекции Минобороны в отношении военных комиссариатов проводятся мероприятия по контролю финансово-экономической и хозяйственной деятельности в части, касающейся финансово-экономического обеспечения, по результатам которых нередко устанавливается необоснованная выплата комиссариатами компенсации среднего заработка медицинским учреждениям. Это ведет к тому, что военные комиссариаты придираются к алгоритму расчета медучреждением среднего заработка. На сегодняшний день банк решений арбитражных судов содержит достаточное количество судебных споров, возникших между учреждениями здравоохранения и военными комиссариатами по вопросам выплаты компенсации заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, работающих в призывных комиссиях. Самой распространенной причиной возникновения спора является несогласие военного комиссариата с методикой определения медицинским учреждением размера среднего заработка. Рассмотрим примеры из практики.

Определение расчетного периода.

В Постановлении от 07.06.2016 № Ф03-2450/2016 по делу № А59-5253/2015 АС ДВО рассмотрел такую ситуацию. На основании приказа учреждения здравоохранения врач был направлен для выполнения обязанностей по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу с января по июль 2015 года.

По мнению военкомата, за каждый месяц оплачиваемого периода расчет должен выполняться исходя из средней заработной платы за предшествующие 12 месяцев, то есть за февраль 2015 года – с февраля 2014 года по январь 2015 года, за март 2015 года – с марта 2014 года по февраль 2015 года и т.д. Медицинское учреждение, а также суд не согласились с таким подходом. По их мнению, ни п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы, ни иные нормы действующего законодательства не предусматривают, что период, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, безусловно признается равным одному месяцу. А поскольку в силу названного порядка расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, медучреждение для расчета среднего заработка правильно взяло период с 12.01.2014 по 31.01.2015.

Выплаты стимулирующего характера.

В Постановлении АС ВВО от 23.10.2018 № Ф01-4728/2018 по делу № А43-40220/2017 спор между сторонами был связан с отказом военного комиссариата компенсировать больнице сумму, выплаченную медицинской сестре за период работы в призывной комиссии, составляющую надбавку к должностному окладу за классность.

Суд пришел к выводу: поскольку данная надбавка установлена медицинской сестре на основании приказа Минздрава, дополнительного соглашения к трудовому договору и в соответствии с постановлением правительства субъекта РФ, то есть является по своей сути выплатой стимулирующего характера и входит в систему оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, ее нужно учитывать при расчете среднего заработка.

В Постановлении АС ЗСО от 14.04.2016 № Ф04-677/2016 по делу № А46-8971/2015 указано следующее. По мнению военного комиссариата, средний заработок работника должен определяться исходя из установленной ему тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Больница же в расчет среднего заработка включила стимулирующую надбавку и надбавку за стаж работы. Суд встал на сторону медицинского учреждения, указав, что средний заработок привлеченных к работе в призывной комиссии медицинских работников должен определяться исходя из выплат, применяемых у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Аналогичные выводы сделаны в Постановлении АС ЗСО от 20.10.2015 № Ф04-23200/2015 по делу № А46-130/2015.

Работа в выходные дни.

В качестве примеров приведем постановления АС СКО от 26.04.2018 № Ф08-2351/2018 по делу № А63-3672/2017, от 05.09.2017 № Ф08-5794/2017 по делу № А63-16515/2016 (Определением ВС РФ от 28.12.2017 № 308-ЭС17-19872 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра). Военкомат выплатил компенсацию только за рабочие дни. Суд указал, что компенсация подлежит выплате за все дни участия в военных сборах согласно справкам военкомата, а не только за рабочие дни, поскольку законодательством не предусмотрено исключение из этого периода выходных дней.

Должен ли военкомат компенсировать сумму отпускных?

В Постановлении АС УО от 14.12.2017 № Ф09-7729/17 по делу № А50-5617/2017 (Определением ВС РФ от 20.04.2018 № 309-ЭС18-3535 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра) рассмотрена следующая ситуация. В период весеннего призыва (с апреля по июль) на сборном пункте врачи-специалисты больницы и медицинские работники со средним медицинским образованием по заявке начальника военного комиссариата осуществляли медицинское освидетельствование граждан и принимали в отношении них решение о призыве на военную службу либо иные предусмотренные законом решения. При этом названные специалисты уходили в указанный период в очередные отпуска согласно графику, утвержденному в медицинском учреждении. Впоследствии медучреждение обратилось в военный комиссариат за компенсацией расходов, связанных с выплатой отпускных работникам больницы, участвующим в призывной комиссии. Военный комиссариат, а позднее и суд пришли к выводу, что ведомство обязано перечислять медицинскому учреждению денежные средства из федерального бюджета только в связи с выплатой работникам среднего заработка. Компенсировать часть расходов, понесенных в связи с оплатой отпуска за время привлечения медицинских сотрудников к работе в призывной комиссии, комиссариат не обязан.

Налог на доходы физических лиц.

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. В статье 217 НК РФ перечислены суммы, освобождаемые от налогообложения. Поскольку средний заработок, начисляемый работникам за исполнение государственных обязанностей, среди них не поименован, эти суммы облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказал Минфин в п. 1 Письма от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13.

Перечень документов

Что касается документов, которые работодатель должен предъявить заказчику (военному комиссариату) для получения компенсации расходов, их перечень в Правилах № 704 отсутствует. Практика показывает, что компенсация затрат осуществляется на основании следующих документов, подтверждающих фактически понесенные расходы:

* * *

Медицинскому персоналу, направленному в военный комиссариат для работы в призывной комиссии по проведению медицинских осмотров и освидетельствований граждан, по месту основной работы выплачивается за указанный период компенсация в виде средней заработной платы. С этой суммы работодатель исчисляет и уплачивает в бюджет страховые взносы, а также удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ. Впоследствии на основании заключенного с военным комиссариатом договора последний компенсирует медицинскому учреждению понесенные расходы (источник финансирования – федеральный бюджет). В статье приведены примеры из арбитражной практики по спорам, возникшим между больницами и военкоматами по вопросам правильности исчисления сумм среднего заработка. Полагаем, бухгалтерам медицинских учреждений будет интересно ознакомиться с ними.