Работники-"северяне": страховые взносы с компенсации проезда в отпуск за пределами РФ

Комментарий к Письму Минфина РФ от 19.12.2018 № 03-15-0892607.

В Письме Минфина РФ от 19.12.2018 № 03-15-08/92607 разъяснены особенности освобождения от обложения страховыми взносами компенсации учреждением стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска за пределами РФ и обратно, выплачиваемой сотруднику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Напомним: положениями ст. 325 ТК РФ установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно.

Пунктами 5 и 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах РФ, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455, предусмотрено, что к расходам, подлежащим компенсации, в частности, относится оплата стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом в купейном вагоне скорого фирменного поезда. При использовании отпуска за пределами РФ производится компенсация расходов по проезду железнодорожным транспортом до ближайшей к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции.

Подпункт 7 п. 1 ст. 422 НК РФ освобождает от обложения страховыми взносами оплату учреждением работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при использовании им отпуска за пределами территории РФ, стоимости его проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанной от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работник проходит пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ.

В рассматриваемом письме финансистами проанализирована ситуация, когда работник бюджетной организации, расположенной в Мурманской области, обратился за компенсацией расходов, связанных с оплатой стоимости проезда и провоза багажа железнодорожным транспортом к месту использования отпуска и обратно в г. Новый Афон (Абхазия). Особенность ситуации в том, что фактические расходы работника по проезду из г. Санкт-Петербурга до г. Новый Афон и обратно оказались меньше, чем стоимость проезда из г. Санкт-Петербурга до железнодорожной станции (п. Веселое), ближайшей к месту пересечения границы РФ с Абхазией, и обратно.

Финансисты пришли к выводу, что не подлежит обложению страховыми взносами оплачиваемая организацией стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно, рассчитанная исходя из стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда от г. Санкт-Петербурга до п. Веселое и обратно, но не более фактически произведенных работником расходов.

На основании сказанного можно предположить, что если стоимость проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда от г. Санкт-Петербурга до п. Веселое и обратно оказалась выше, чем фактическая стоимость проезда работника на поезде от Санкт-Петербурга до Нового Афона, то страховыми взносами не облагается вся сумма компенсации проезда этого работника от Санкт-Петербурга до Нового Афона. Подобная ситуация возможна, например, если сотрудник ехал в плацкартном вагоне, поскольку стоимость проезда в плацкартном вагоне ниже, чем в купейном.

Данное разъяснение положительно для учреждений. Но есть один нюанс. Напомним, что согласно п. 5 Правил сотруднику компенсируются фактические расходы, подтвержденные проездными документами, но не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого фирменного поезда. То есть расходы на проезд должны компенсироваться исходя из стоимости проезда в том типе вагона и того класса обслуживания посадочного места, которым ехал сотрудник. Так что если он ехал в плацкартном вагоне до Нового Афона (Абхазия), то расчет стоимости проезда до п. Веселое должен быть произведен в соответствии со стоимостью проезда именно в плацкартном вагоне.

Поэтому, по нашему мнению, более обоснованный ответ на рассмотренный в письме вопрос звучал бы следующим образом: не подлежит обложению страховыми взносами оплачиваемая учреждением стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно, рассчитанная исходя из стоимости проезда поездом от г. Санкт-Петербурга до п. Веселое и обратно в соответствии с тем типом вагона и класса обслуживания места, которыми ехал сотрудник, но не более стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

Сложность может возникнуть и в другом. В настоящее время в РЖД основной системой ценообразования является динамическая система, при которой билеты продаются не по фиксированной, а по «плавающей» цене. Она зависит от различных факторов: сезона, времени до отправления состава, заполненности вагона, длительности поездки, выбранного места и т. д. Как правило, после начала продажи билетов цена на проезд минимальная. По мере заполнения вагонов стоимость билетов повышается. Возникает вопрос, какую цену на билет нужно брать в качестве сравнения. Например, если в качестве анализируемой величины брать цену на проезд на ближайшие дни отправления, может получиться так, что стоимость полного билета от Санкт-Петербурга до места проведения отпуска (Абхазия) значительно ниже, чем стоимость проезда до приграничной станции.

Мы полагаем, что и в данном случае разумно исходить из фактической цены билета: выплачивать компенсацию и не облагать страховыми взносами только часть стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, рассчитанную пропорционально стоимости проезда, указанной в билете, за расстояние от г. Санкт-Петербурга до п. Веселое и обратно.

Перелет на самолете в отпуск за границу. Часто возникают вопросы по поводу освобождения от обложения страховыми взносами компенсации учреждением сотрудникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расходов на перелет в отпуск за границу самолетом.

Порядок компенсации расходов сотрудника при перелете в отпуск за границу самолетом прописан в п. 10 Правил, который предусматривает, что при следовании к месту проведения отпуска за пределы территории РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту работником представляется справка, выданная транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).

Указанная в справке стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве РФ (ортодромия по РФ), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.

Таким образом, если работник предъявит указанную справку, учреждение обязано компенсировать указанные расходы на перелет в соответствии с данной справкой.

Напомним, что пп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ освобождает от обложения страховыми взносами оплату учреждением работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при использовании им отпуска за пределами территории РФ, стоимости его перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанной от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работник проходит пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ.

В Письме Минфина РФ от 13.12.2017 № 03-15-09/83587 уточнено, что не облагается страховыми взносами только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. При этом сумма оплаты стоимости перелета из города, в международном аэропорту которого работник проходит пограничный контроль, до места назначения за пределами территории РФ, в том числе сумма компенсации стоимости перелета, рассчитанная от пункта пограничного контроля в аэропорту до места пересечения воздушным судном государственной границы РФ, облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Рассмотрим вышеизложенное на примере.

Сотрудник, работающий в районе Крайнего Севера (например, в г. Норильске), поехал отдохнуть в Турцию. В первом случае он вылетел из аэропорта г. Норильска в г. Анталию (Турция). Во втором случае он вылетел из г. Норильска в г. Москву, а затем из г. Москвы – в г. Анталию (Турция).

В обоих случаях учреждение компенсировало ему стоимость перелета до места пересечения государственной границы РФ на основании представленной им справки.

Обложение данной компенсации страховыми взносами в каждом из вариантов будет разным:

1) если он вылетел из аэропорта Норильска в Анталию (Турция), компенсация расходов на данный перелет полностью облагается страховыми взносами;

2) если он вылетел из Норильска в Москву, а затем из Москвы вылетел в Анталию, то компенсация расходов на его перелет: