Все о выплатах за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами

В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка. В данной консультации рассмотрим нюансы применения этой нормы.

Документальное оформление

Пакет документов, которые работник должен подать для предоставления ему дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, определен п. 2, 3 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048. Это:

1) заявление, составленное по форме, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 19.12.2014 № 1055н. Периодичность подачи заявления определяется родителем по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней:

2) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной бюро медико-социальной экспертизы (форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н). Отметим, что справка имеет ограниченный срок действия (представляется в соответствии со сроками установления инвалидности – один раз, раз в год, раз в два года, раз в пять лет), поэтому необходимо следить, чтобы в бухгалтерии всегда находилась копия актуальной справки;

3) документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида (представляются один раз);

4) копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (представляется один раз);

5) справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявление о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней (данная справка должна представляться при каждом обращении с заявлением). Справка не требуется, если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя, признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.

Нужно ли представлять справку из органов соцзащиты о том, что ребенок не находится на гособеспечении?

По сути, перечень документов, приведенный выше, является исчерпывающим, и требование от работника иных документов неправомерно (Письмо Минтруда РФ от 28.03.2016 № 17-1/ООГ-451).

В то же время при проверке правильности оплаты четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставляемых одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, проверяющие из ФСС пользуются Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, в соответствии с п. 87 которых в бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя, в частности:

1) заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;

2) справка из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернате или ином подобном учреждении), представляемая ежегодно;

3) копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;

4) справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;

5) если работающим по трудовому договору является один родитель:

В этой же методичке указано, что в случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т. п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

Для справки: согласно ранее действовавшему Постановлению Минтруда РФ № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000 «Об утверждении Разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» для получения дополнительных выходных дней работник должен был представить, кроме прочих документов, справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что он не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. При этом указывалось, что детские дома-интернаты на условиях пяти– или шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся.

Согласно новому порядку такая справка не представляется. Вместо нее требуется подача документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида. При этом в Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам поправки, устраняющие разночтения, до настоящего времени не внесены. Таким образом, вопрос о том, нужно ли представлять эту справку, является спорным. По нашему мнению, это делать необязательно.

Можно ли предоставить работнику дополнительный оплачиваемый выходной день, если он и ребенок зарегистрированы по разным адресам?

Ситуация, когда один из родителей и ребенок-инвалид зарегистрированы по различным адресам, подробно описана в Письме Минтруда РФ № 17-1/ООГ-451. В частности, в письме сказано, что норма о представлении документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида, введена в целях исключения злоупотребления правом на получение дополнительных оплачиваемых выходных дней. Вместе с тем совместное проживание на одной жилой площади родителя и ребенка-инвалида не является обязательным условием предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней. В случае если места фактического проживания родителя и ребенка-инвалида находятся на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, что дает родителю возможность осуществлять фактический уход за ребенком, работодатель вправе принять решение о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.

По данному вопросу также есть разъяснения инспекторов ФСС, размещенные на сайте Севастопольского регионального отделения ФСС (http://r92.fss.ru/130561/183929.shtml): подтвердить место жительства ребенка-инвалида можно, например, справкой, выданной управляющей компанией, выпиской из домовой книги, свидетельством о регистрации по месту жительства, а место его пребывания – свидетельством о регистрации по месту пребывания (формы свидетельств о регистрации по месту жительства и месту пребывания утверждены Приказом МВД РФ от 31.12.2017 № 984). Правила не требуют совместного проживания родителя и ребенка, поэтому их адреса могут не совпадать.

Таким образом, полагаем, что факт регистрации матери и ребенка по различным адресам не должен препятствовать оплате дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Когда дополнительные выходные дни не предоставляются?

В соответствии с п. 7 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами дополнительные дни отдыха не предоставляются родителю (опекуну, попечителю):

При этом у другого родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на получение четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней.

Другие основания для отказа в предоставлении дополнительных дней отдыха законодательством не предусмотрены. Отсюда делаем вывод, что дополнительные выходные дни могут быть предоставлены в период нахождения работника в командировке.

Кроме того, следует учитывать, что законодательством не требуется подтверждать факт целевого использования работником предоставленных ему четырех дополнительных выходных дней в месяц по уходу за ребенком-инвалидом. Поэтому такие дни он может использовать по своему усмотрению (например, находиться в отъезде).

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце родителем (опекуном, попечителем) в связи с его временной нетрудоспособностью, предоставляются ему в этом же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления больничного листа). Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся (п. 9, 10 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).

Расчет среднего заработка

Согласно ст. 139 ТК РФ оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение).

Расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в котором работнику предоставляется дополнительный выходной день по уходу за ребенком-инвалидом. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно) (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения). Так, расчетным периодом для исчисления среднего заработка для оплаты предоставленных в феврале 2019 года дополнительных выходных дней является период с 01.02.2018 по 31.01.2019.

При определении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат, в том числе начисленная работнику заработная плата (пп. «а» п. 2 Положения). При этом из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Положения):

Кроме того, при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.) (п. 3 Положения).

На практике при проверке правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию между инспекторами ФСС и работодателями нередко возникают споры о правомерности включения в расчет среднего заработка тех или иных выплат. Например, арбитры СЗО полагают, что если материальная помощь предусмотрена системой оплаты труда, то она должна включаться в расчет.

Вывод судей

Реквизиты постановления

Сумма материальной помощи правомерно включена в расчет среднего заработка для оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, поскольку относится к выплатам стимулирующего характера и является частью системы оплаты труда (в рассматриваемом случае материальная помощь работникам государственного казенного учреждения выплачивалась в соответствии с положением об оплате труда при их уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск)

Постановления АС СЗО от 27.09.2018 № Ф07-11091/2018 по делу № А66-8838/2017, от 27.11.2017 № Ф07-12522/2017 по делу № А66-13705/2016 (Определением ВС РФ от 10.05.2018 № 307-КГ18-918 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ)

Во избежание возникновения споров бухгалтер учреждения должен взвесить все за и против в отношении применения такого подхода.

Налог на доходы физических лиц

В силу п. 1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством.

На протяжении длительного времени вопрос о том, применяется ли эта норма налогового законодательства к выплате среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 ТК РФ, был спорным. Чиновники давали отрицательный ответ. Однако в настоящее время вопрос решился в пользу налогоплательщиков. Президиум ВАС высказал мнение, что выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами не облагаются НДФЛ, и налоговикам не осталось ничего иного, как согласиться:

– Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10;
– Письмо ФНС РФ от 11.12.2018 № БС-3-11/9358@.

В случае если работодатель удерживал НДФЛ с сумм оплаты дополнительных дней отдыха, предусмотренных ст. 262 ТК РФ, работник вправе вернуть излишне удержанную сумму налога, представив работодателю соответствующее заявление.

Страховые взносы

Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты родителям за предоставление дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом также является спорным.

Официальная позиция состоит в том, что страховые взносы с указанных сумм исчислять необходимо (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2017 № 03-15-05/18599). В частности, в соответствии с п. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами согласно ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС.

То есть должны быть начислены и уплачены (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»):

Существует и альтернативная позиция, поддерживаемая судьями всех округов. По мнению арбитров, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не относится к категории вознаграждений за труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, она не облагается страховыми взносами:

Справедливости ради отметим, что все принятые на сегодняшний день постановления судов основываются на положениях Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017, а не на нормах НК РФ. Однако, поскольку формулировки этих двух документов практически идентичны, полагаем, что арбитры и в будущем не поменяют своего мнения.

Что посоветовать страхователям? Если они не боятся оказаться в зале суда, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, имеющим детей-инвалидов, можно не облагать страховыми взносами. Более осторожным – во избежание спорных ситуаций – страховые взносы лучше начислить.

Бухгалтерский учет

Выплата работнику среднего заработка за предоставляемые дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом осуществляется за счет средств бюджета ФСС.

Указанные операции отражаются в бюджетном учете по аналогии с иными выплатами, производимыми за счет средств бюджета ФСС (например, с выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности).

Расходы учреждения на выплату среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, и начисленные на него страховые взносы за счет средств бюджета ФСС отражаются по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ (Указания № 65н).

В учете казенного учреждения сумма начисленного среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, за счет средств бюджета ФСС отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 303 02 830 и кредиту счета 1 302 13 730 (п. 102 и 104 Инструкции № 162н). Начисленные суммы страховых взносов оформляются записями по дебету счета 1 303 02 830 и кредиту счетов 1 303 02 730, 1 303 06 730, 1 303 07 730, 1 303 10 730 (поскольку указанные корреспонденции счетов в Инструкции № 162н отсутствуют, казенному учреждению следует согласовать их с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств) (п. 2 Инструкции № 162н, Письмо Минфина РФ от 24.07.2018 № 02-06-10/51872).

Перечисление среднего заработка на банковскую карту сотрудника оформляется записью по дебету счета 1 302 13 830 и кредиту счета 1 304 05 213 (Письмо Минфина РФ № 02-06-10/51872).

В учете казенного учреждения должны быть составлены следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислен средний заработок за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом

КВР 119
1 303 02 830

КВР 119
1 302 13 730

Начислены страховые взносы

КВР 119
1 302 13 830

КВР 119
1 303 хх 730

Выплачен средний заработок за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом

КВР 119
1 302 13 830

000
1 304 05 213

В учете автономного учреждения сумма начисленного среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, за счет средств бюджета ФСС отражается бухгалтерской записью по дебету счета 4 303 02 000 и кредиту счета 4 302 13 000 (п. 161 Инструкции № 183н).

Начисленные суммы страховых взносов отражаются по дебету счета 4 303 02 000 и кредиту счетов 4 303 02 000, 4 303 06 000, 4 303 07 000, 4 303 10 000 (поскольку указанные корреспонденции счетов в Инструкции № 183н отсутствуют, автономному учреждению следует согласовать их применение с финансовым органом, осуществляющим в отношении него функции и полномочия учредителя) (п. 5 данной инструкции).

Перечисление суммы среднего заработка на банковскую карту работника оформляется записью по дебету счета 4 302 13 000 и кредиту счета 4 201 11 000 (п. 157 Инструкции № 183н). Списанная с лицевого счета учреждения сумма одновременно отражается на забалансовом счете 18 (п. 367 Инструкции № 157н).

В учете автономного учреждения должны быть составлены следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислен средний заработок за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом

КВР 119
4 303 02 000

КВР 119
4 302 13 000

Начислены страховые взносы

КВР 119
4 303 02 000

КВР 119
4 303 хх 000

Выплачен средний заработок за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом

КВР 119
4 302 13 000

000
4 201 11 000

В учете бюджетного учреждения сумма начисленного среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, за счет средств бюджета ФСС отражается бухгалтерской записью по дебету счета 4 303 02 830 и кредиту счета 4 302 13 730 (п. 128 Инструкции № 174н).

Начисленные суммы страховых взносов оформляются записями по дебету счета 4 303 02 830 и кредиту счетов 4 303 02 730, 4 303 06 730, 4 303 07 730, 4 303 10 730 (поскольку указанные корреспонденции счетов в Инструкции № 174н отсутствуют, бюджетному учреждению нужно согласовать их с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета, или органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя) (п. 4 инструкции).

Перечисление среднего заработка работнику на его банковскую карту оформляется записью по дебету счета 4 302 13 830 и кредиту счета 4 201 11 610 (п. 129 Инструкции № 174н). Списанная с лицевого счета учреждения сумма одновременно отражается на забалансовом счете 18 (п. 367 Инструкции № 157н).

В учете бюджетного учреждения должны быть составлены следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислен средний заработок за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом

КВР 119
4 303 02 830

КВР 119
4 302 13 730

Начислены страховые взносы

КВР 119
4 303 02 830

КВР 119
4 303 хх 730

Выплачен средний заработок за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом

КВР 119
4 302 13 830

000
4 201 11 610

* * *

Чтобы воспользоваться правом на получение четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, работник должен представить в бухгалтерию:

В период отпуска (очередного отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, а также отпуска по уходу за ребенком) дополнительные выходные дни не предоставляются.

Названные дни отпуска оплачиваются исходя из среднего заработка работника. С выплачиваемых сумм НДФЛ удерживать не нужно. Что касается страховых взносов, согласно официальной позиции они должны быть начислены в общем порядке. При этом арбитры всех без исключения округов полагают, что с сумм среднего заработка, выплачиваемого работникам за предоставленные дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами, страховые взносы не исчисляются.