Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Унитарные предприятия, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, выступают плательщиками взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – НС и ПЗ).
Тарифы страховых взносов устанавливаются дифференцированно по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Вид экономической деятельности следует подтверждать ежегодно не позднее 15 апреля.
Подробно об этом говорится в консультации Л. Е. Тимофеевой «Взносы на страхование от НС и ПЗ: подтверждайте вид деятельности своевременно», где также отмечено, что если предприятие имеет обособленное подразделение, тариф по нему отдельно не устанавливается и страховые взносы уплачиваются в целом по предприятию – при условии, что обособленное подразделение не выделено в самостоятельную классификационную единицу (СКЕ).
Что является самостоятельной квалификационной единицей? Можно ли сэкономить на страховых взносах при ее наличии? Когда она возникает? Можно ли поставить знак равенства между СКЕ и обособленным подразделением?
Для начала определим, тождественны ли понятия «обособленное подразделение» и «СКЕ».
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ регистрация страхователей в территориальных органах ФСС осуществляется по месту нахождения самих юридических лиц, а также по месту нахождения их обособленных подразделений (которым для совершения операций открыты счета в банках и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц).
В пункте 7 Правил № 713 дано определение самостоятельной классификационной единицы для целей обязательного социального страхования от НС и ПЗ, подлежащей отнесению к видам экономической деятельности. Такими единицами являются:
страхователи;
обособленные подразделения страхователей – юридических лиц;
структурные подразделения страхователей – юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом деятельности страхователя.
Однако не каждое подразделение будет считаться СКЕ. На основании п. 7 Порядка № 55оно становится самостоятельной классификационной единицей при соблюдении следующих требований:
подразделение осуществляет вид деятельности, который не является основным для страхователя;
страхователь ведет бухучет подразделений, который позволяет обеспечить составление формы 4-ФСС;
страхователь представляет в фонд в установленные сроки формы 4-ФСС в целом по организации и по каждому подразделению, являющемуся СКЕ;
наименование видов экономической деятельности, указанных страхователем в справке-подтверждении, соответствует наименованиям видов экономической деятельности, осуществляемых данными подразделениями и указанных в заявлении о выделении подразделений страхователя в СКЕ;
отсутствует задолженность по уплате страховых взносов, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ, не погашенных на день подачи страхователем заявления о выделении подразделений в СКЕ в составе страхователя.
Подразделения страхователя не подлежат выделению в СКЕ при отсутствии в справке-подтверждении сведений о доходах по виду экономической деятельности данного структурного подразделения.
Обратите внимание: не всегда можно поставить знак равенства между обособленным подразделением и СКЕ.
Унитарное предприятие может иметь обособленное подразделение на самостоятельном балансе не выделенное как СКЕ (подчеркнем – как СКЕ для целей обязательного социального страхования от НС и ПЗ). В этом случае тариф по подразделению отдельно не устанавливается и страховые взносы уплачиваются в целом по предприятию.
В то же время у предприятия могут иметься структурные подразделения, осуществляющие виды деятельности, которые не являются основным видом деятельности страхователя, и не отвечающие признакам обособленных. Тогда предприятие может обозначить такое структурное подразделение как СКЕ (при соблюдении вышеперечисленных условий).
В каких случаях страхователю выгодно выделять подразделения в самостоятельные квалификационные единицы? Конечно же, когда виды деятельности в головном предприятии и подразделении существенно различаются и относятся к различным классам профессионального риска, что позволяет применять различные тарифы взносов на страхование от НС и ПЗ, тем самым существенно сэкономив на этих взносах.
Обратите внимание: согласно п. 11 Правил № 713 страхователь наряду со своим основным видом деятельности ежегодно подтверждает также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся СКЕ, в соответствии с Порядком № 55.
Чтобы подразделения можно было отнести к СКЕ, необходимо в силу п. 8 Порядка № 55подтверждать также и виды экономической деятельности данных подразделений.
Для этого страхователь ежегодно, одновременно с подтверждением основного вида экономической деятельности, представляет в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации следующие документы (на бумажном носителе либо в форме электронного документа):
заявление о выделении подразделений в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя по форме согласно приложению 3 к Порядку № 55;
копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями видов деятельности, которые не являются основным видом деятельности страхователя, и регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя (положения о подразделениях, приказ (выписка из приказа) об учетной политике).
Отметим, что если самостоятельной классификационной единицей является обособленное подразделение, по месту нахождения которого страхователь зарегистрирован согласно ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ, то в целях подтверждения вида деятельности страхователем представляются документы, указанные в п. 3 Порядка № 55. Напомним, речь идет о заявлении, справке-подтверждении основного вида деятельности и копии пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В силу положений п. 10 Порядка № 55, п. 12 Правил № 713 следует, что в случае неподтверждения страхователем видов экономической деятельности подразделения его деятельность подлежит отнесению к виду, который соответствует основному виду экономической деятельности самого страхователя.
Предприятие не может просто так объявить самостоятельной классификационной единицей свое структурное подразделение (независимо от того, имеет оно статус обособленного или нет).
Согласно п. 9 Порядка № 55 решение о выделении подразделений страхователя в СКЕ принимает территориальный орган ФСС после согласования с фондом.
Территориальный орган ФСС в течение 7 рабочих дней со дня представления страхователем полного перечня документов, установленного п. 8 Порядка № 55, направляет их на согласование в фонд. Последний в течение 20 рабочих дней с даты поступления документов рассматривает их на предмет соответствия требованиям, указанным в п. 7 данного порядка, и о результатах информирует территориальный орган ФСС по месту регистрации страхователя.
По результатам рассмотрения территориальный орган ФСС в двухнедельный срок уведомляет страхователя о действующих с начала текущего года размерах страхового тарифа, соответствующих классам профессионального риска, по каждой СКЕ.
Как показывает арбитражная практика, территориальные органы ФСС зачастую приравнивают филиалы и обособленные подразделения к СКЕ даже в случаях, когда страхователь не заявлял о выделении указанных подразделений как СКЕ. В итоге в отношении подразделений (из-за непредставления подтверждения их видов деятельности) применяются повышенный страховой тариф либо надбавки к страховым тарифам.
Однако, как показывает арбитражная практика, если дело доходит до суда, то судьи признают такие действия ФСС неправомерными, приводя следующие аргументы.
К сведению: законом установлена возможность отнесения обособленного подразделения страхователя – юридического лица к СКЕ для целей обязательного социального страхования от НС и ПЗ только при наличии исполнения обособленным подразделением совокупности всех перечисленных в п. 7 Правил № 713 требований. Сам по себе статус обособленного подразделения страхователя не влечет автоматического признания данного подразделения самостоятельной классификационной единицей.
Такие выводы были, в частности, сделаны в постановлениях АС ЦО от 09.09.2016 № Ф10-3154/2016 по делу № А83-5791/2015, АС ВСО от 24.08.2016 № Ф02-4231/2016 по делу № А33-22384/2015, АС ЗСО от 29.07.2016 № Ф04-3371/2016 по делу № А45-26100/2015, от 15.09.2014 по делу № А70-13279/2013, АС ВСО от 03.07.2015 № Ф02-3059/2015 по делу № А19-18719/2014.
Отметим, что во всех этих постановлениях стороной дела в спорах с ФСС выступали унитарные предприятия.