Меры по реализации закона о федеральном бюджете на 2019 год

В целях реализации федеральных законов о федеральном бюджете Правительство РФ ежегодно утверждает постановление о мерах по реализации данного федерального законодательства. Так, в этом году Правительством РФ утверждено Постановление от 28.12.2018 № 1664 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Постановление № 1664). Рассмотрим основные положения данного документа, которые будут интересны учреждениям силовых ведомств.

Казначейское обеспечение обязательств.

В силу п. 9 Постановления № 1664 главные распорядители и подведомственные им получатели средств федерального бюджета в соответствии с решением главного распорядителя средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими в 2019 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг условие о казначейском обеспечении обязательств в размере до 100% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных им в установленном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год.

Напомним, что под казначейским обеспечением обязательств понимается гарантия со стороны Федерального казначейства, которая подтверждает обязанность данного получателя бюджетных средств оплатить обязательства исполнителя (соисполнителей) государственного контракта или соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу при выполнении определенных условий (при подтверждении факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и др.). Эта гарантия предоставляется в форме платежного документа, формируемого территориальным органом Федерального казначейства. Форма такого документа была утверждена Приказом Федерального казначейства от 15.01.2018 № 10н «Об утверждении форм документов, применяемых при казначейском обеспечении обязательств при казначейском сопровождении целевых средств, и порядка их заполнения».

Условие о казначейском обеспечении обязательств включается в соответствующие государственные контракты, договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, а также в контракты (договоры), заключаемые в рамках их исполнения (п. 9 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»).

В 2019 году операции по казначейскому обеспечению обязательств осуществляются по правилам, установленным постановлениями Правительства РФ:

Срок утверждения госзаданий.

Исходя из ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также для казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, с учетом его предложений, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг, результатов работ и возможностей учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения им госзадания в отчетном финансовом году.

Задание должно содержать (п. 3 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640):

Кроме того, в государственном задании могут быть отражены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не предусмотрено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение в отношении государственного задания или его части.

Госзадание, не содержащее сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется в виде электронного документа в установленном порядке в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами федеральных органов исполнительной власти (государственных органов), осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных учреждений, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

В силу п. 10 Постановления № 1664 государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными учреждениями на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов должны быть утверждены в срок не позднее 15 рабочих дней со дня доведения главным распорядителям средств федерального бюджета как получателям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения указанных госзаданий.

Ограничения по предоставлению субсидий.

Напомним, что из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии и бюджетные инвестиции в порядке, предусмотренном ст. 78, 78.1, 78.3 и 80 БК РФ. В частности, ст. 78.1 БК РФ регламентирует порядок предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, а также субсидий на иные цели.

Пунктом 11 Постановления № 1664 установлен запрет на предоставление из федерального бюджета предусмотренных субсидий и бюджетных инвестиций при наличии у их получателей просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (за исключением случаев, определенных данным пунктом). Так, указанное положение не применяется при предоставлении субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, субсидий в целях финансового обеспечения или возмещения затрат, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) получателями субсидий физическим лицам, а также в иных случаях, установленных правовым актом Правительства РФ.

Проверка наличия (отсутствия) у получателей субсидий просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии (бюджетных инвестиций), или на иную дату, определенную порядком (правилами) предоставления указанной субсидии, либо на дату принятия решения о предоставлении субсидии в случае, если порядком (правилами) ее предоставления заключение договора (соглашения) не предусмотрено.

Проверка наличия (отсутствия) у юридического лица, являющегося получателем субсидии (бюджетных инвестиций), просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, определенным в ст. 93.4 БК РФ, проводится соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета с учетом требований, установленных абз. 2 п. 11 Постановления № 1664, на основании информации о юридических лицах, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, размещаемой на официальном сайте Минфина в Интернете в течение пяти рабочих дней со дня ее получения.

В силу п. 23 Постановления № 1664 предусмотренные ст. 78 и 78.1 БК РФ гранты в форме субсидий, в том числе предоставляемые на конкурсной основе, за исключением грантов, порядок предоставления которых определен решениями Президента РФ, предоставляются из федерального бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ, предусматривающими в том числе цели и условия предоставления грантов, порядок проведения отбора получателей грантов, если победитель определяется по результатам проведения отбора, предельный размер гранта и (или) порядок расчета размера гранта, за исключением случаев, когда размер гранта определен федеральным законом или решением Президента РФ, порядок осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления грантов и ответственность за их нарушение, порядок и сроки возврата средств гранта в случае нарушения условий и целей его предоставления.

Дополнительные гарантии военнослужащим.

Пунктом 22 Постановления № 1664 в очередной раз на год приостановлено действие п. 15 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» в части предоставления дополнительных гарантий, предусмотренных п. 6 указанного постановления.

О некоторых запретах и ограничениях.

Положениями п. 12 Постановления № 1664 установлен запрет на увеличение в 2019 году утвержденных лимитов бюджетных обязательств:

Кроме того, увеличение в 2019 году бюджетных ассигнований на выплату компенсации, предусмотренной федеральному государственному гражданскому служащему при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, в том числе при упразднении и преобразовании федеральных государственных органов, и внесение соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов осуществляются Минфином на основании предложений, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета (с расчетами, подтверждающими необходимость увеличения бюджетных ассигнований) (п. 13 Постановления № 1664).

* * *

В заключение напомним, что размер авансовых платежей для получателей средств федерального бюджета, а также для федеральных бюджетных учреждений по-прежнему регламентируется Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».